Прозрачные перспективы

Рубрика | Исследование

Текст | Валерий НИКИФОРОВ

BDO и Ассоциация Менеджеров России провели совместное исследование «Прозрачный бизнес: за и против».

Еще недавно было распространено мнение, что в России весь бизнес ведется по «серым» схемам — с уклонением от уплаты налогов, взятками и зарплатами в конвертах. Сегодня отечественный бизнес постепенно избавляется от стереотипов своего недавнего прошлого. Это отчетливо показало исследование «Прозрачный бизнес: за и против», проведенное группой компаний BDO и Ассоциацией Менеджеров России.

В исследовании, призванном ответить на вопрос, что побуждает компании вести бизнес «по-белому» или уходить в тень, приняли участие руководители и собственники 26 компаний самого разного масштаба из различных секторов экономики.

Респонденты оценивали предложенные аргументы «за» или «против» ведения бизнеса прозрачно по шкале оценок от «абсолютно не важно» до «очень важно», а также ранжировали предложенные варианты ответов по мере убывания их значимости при принятии решений о ведении бизнеса прозрачными методами. Помимо этого у опрошенных была возможность предложить свои варианты аргументов «за» или «против» и включить их в общее ранжирование.

Среди аргументов против ведения бизнеса прозрачно самыми вескими оказались:

   – желание избежать неудобств, связанных с полной уплатой налогов и иных платежей, например таможенных, и т.п.;

   – желание обезопасить себя от враждебных действий со стороны конкретных чиновников, связанных с их неслужебными мотивами;

   – желание избежать чрезмерно пристального внимания к бизнесу компании со стороны госорганов, которое связано с их служебной деятельностью (например внеплановых проверок и т.п.).

По мнению большинства респондентов (77%), известные им доводы «против» ведения бизнеса прозрачно не перевешивают по значимости аргументы «за».

Прозрачность бизнеса облегчают: сотрудничество с иностранными партнерами; необходимость конкурировать за квалифицированный персонал (как нанимая, так и удерживая работников); необходимость сделать компанию публичной; необходимость аккумулировать материальные ресурсы, например кредитные, на более выгодных условиях и с меньшими затратами; необходимость привлечения материальных ресурсов, например кредитных, на более выгодных условиях и с меньшими затратами за рубежом; желание избежать проблем с различными государственными органами, которые могут привлечь компанию к ответственности за ведение бизнеса по «серым» схемам; желание избежать неудобств, связанных с полной уплатой налогов и иных платежей, например таможенных, и т.п. Прозрачность бизнеса также облегчает работу в качестве поставщика или подрядчика государственных структур; звучали такие ответы: «Возможно, в дальнейшем будет целесообразно продать бизнес, и хотелось бы это сделать на как можно более выгодных условиях». Прозрачность диктуется и стремлением обезопасить себя от враждебных действий криминальных сообществ и полукриминальных структур, в частности, рейдерских захватов и т.п., а также желанием обезопасить себя от действий со стороны конкретных чи­новников, связанных с их неслужебными мо­тивами.

Авторы исследования особо подчеркивают рост самоуважения «белых» и «белеющих» компаний: законным бизнесом можно и нужно гордиться! Значит, ведение «белого» бизнеса в России в рамках существующего законодательства возможно. А уважающая себя компания, ведущая бизнес по всем законам, несомненно, будет пользоваться уважением.

Президент Ассоциации Менеджеров Дмитрий Зеленин замечает: «Закономерен тот факт, что по итогам исследования главными аргументами в пользу организации «белого» бизнеса в России стали необходимость конкурировать за квалифицированный персонал и стремление сделать компанию публичной, привлечь иностранное финансирование.

Такая практика российских компаний вполне оправданна в нынешних условиях продолжающегося финансового кризиса и глобализации бизнеса. Например, все больше отечественных компаний стремится выйти на IPO, а в связи с этим необходимо не просто перейти на международный стандарт финансовой отчетности, но и изменить корпоративную структуру, провести ряд мероприятий, связанных с сокращением издержек и повышением ликвидности бизнеса, внедрить принципы открытости и прозрачности деятельности компании для всех заинтересованных лиц.

Можно с удовлетворением отметить, что все больше компаний не только начинает придерживаться «белой» бухгалтерии и открытости в своей деятельности, но и внедряет апробированные на мировом опыте практики корпоративного управления».

Заместитель генерального директора по стратегии группы компаний BDO в России Ирина Базилева комментирует: «Исследование ставило задачу не только понять причины существования теневого бизнеса, но и определить факторы, побуждающие бизнес к выходу из тени.

Именно этот подход позволил выявить интересные тенденции в современной российской экономике, аналогичные тем, которые уже некоторое время характерны для развитых стран.

Несмотря на то что повышение налогов, а также желание избежать чрезмерно пристального внимания к бизнесу компании со стороны госорганов по-прежнему являются основными причинами ведения теневого бизнеса, роль факторов, побуждающих к выходу из тени, столь существенна, что эти факторы как минимум сдерживают бизнес от ухода в тень.

Результаты исследования дают основание считать, что в современной России существует сильный стимул к ведению прозрачного бизнеса.

Таким стимулом является необходимость активно бороться за квалифицированный пер­сонал.

Отрадно, что прозрачность бизнеса выступает одним из инструментов «войны за таланты» и в России. Хочется надеяться, что следующим шагом отечественных компаний станет развитие программ корпоративной социальной от­ветственности, развитие сотрудничества ­бизнеса и образования, а также другие программы, способствующие привлечению и удержанию талантов».

Опубликовано на портале amr.ru