Андрей Марголин: мы живем жизнью нашего города и должны быть ему полезны

68Рубрика | Образование

Текст | Елизавета МИЛЮТИНА

Фото | Из архива МГУУ Правительства Москвы

Ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы), доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Маркович Марголин — о работе вверенного ему вуза на благо российской столицы.

— Андрей Маркович, недавно в структуре МГУУ Правительства Москвы произошли изменения. Чем они вызваны?

— Думаю, есть смысл вспомнить максиму гуру менеджмента Альфреда Чандлера: «Стратегия определяет структуру», имеющую самое непосредственное отношение к тому, что происходит в нашем университете. Например, нашим учредителем, Правительством Москвы, принято решение о создании на базе Университета управления технологического обучения современным информационным технологиям, и сегодня соответствующая управленческая структура является одним из самых динамичных подразделений. Мы рассматриваем ее и как эпицентр развития дистанционных технологий обучения, дополнительные перспективы которого открылись в связи с принятием нового закона об образовании.

Целый ряд структурных изменений связан с тем, что ключевой компетенцией и конкурентным преимуществом университета является выраженная практическая ориентация реализуемых образовательных программ, исследовательских и консалтинговых проектов. Именно поэтому мы пошли на сокращение численности профессорско-преподавательского состава и научных работников с одновременным привлечением экспертов-практиков и на постоянной основе, и по совместительству. Это создает нам дополнительные возможности для улучшения качества программ краткосрочного повышения квалификации государственных гражданских служащих города Москвы, разработка и реализация которых была и остается ключевым приоритетом деятельности университета. Естественно, что отмеченное сокращение не было самоцелью и коснулось прежде всего тех преподавателей, которые остановились в своем развитии и уже не могли или не хотели соответствовать высоким профессиональным требованиям, предъявляемым университетом.

Не скрою, что являюсь убежденным сторонником плоских управленческих структур, и логическим следствием этого стало внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом, существенное облегчение и упрощение бюрократических процедур, ликвидация избыточного административно-управленческого персонала.

— Практико-ориентированное образование всегда зависит от потребностей своей целевой аудитории. Что-нибудь новое появляется в программах ДПО университета?

— Да, изменения есть. Сегодня программы ДПО присутствуют в МГУУ Правительства Москвы в четырех основных форматах. Первый из них — так называемый масс-маркет, это базовые и максимально ориентированные на практику краткосрочные программы (20–30 аудиторных часов), которые проходит большинство московских чиновников в рамках обязательного повышения квалификации раз в три года. Не так давно в тесном взаимодействии с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы эти программы были актуализированы.

Второй формат — отраслевые программы повышения квалификации кадров по таким приоритетным направлениям, как управление развитием образования, здравоохранения, ЖКХ и благоустройства, предоставление государственных услуг и ряд других. Их целевая аудитория — государственные служащие, профессионально занимающиеся решением соответствующих проблем, а также члены кадрового резерва. Этот формат тоже требует определенной модернизации в связи с представленной недавно Сергеем Семеновичем Собяниным программой «Москва — город, удобный для жизни», которая, по сути, станет базовым документом развития города на ближайшие несколько лет. В рамках этой программы выделено семь приоритетов, и мы структурируем свои программы таким образом, чтобы каждое из этих семи ключевых направлений сопровождалось конкретными образовательными продуктами.

Третье направление — программы по информационным технологиям и повышению компьютерной грамотности государственных служащих и работников подведомственных учреждений бюджетной сферы, реализуемые Центром технологического обучения университета.

И четвертое направление — программы, связанные с развитием так называемых мягких управленческих навыков. Это программы по развитию лидерских качеств, формированию управленческих команд, навыков ведения переговоров, подготовки и проведения презентаций и др. К сожалению, отсутствие у многих государственных служащих необходимых управленческих навыков до сих пор отрицательно сказывается, например, на качестве предоставления государственных услуг и, соответственно, на авторитете государственной власти.

Для решения этой проблемы в университете специально создан Центр тренинговых программ. Его сотрудники — люди, которые профессионально занимаются тренингами уже много лет. Кроме того, мы привлекаем профессионалов с рынка, работаем с тренерами ведущих зарубежных образовательных центров. Стремимся к расширению этого формата обучения и включаем тренинги не только в краткосрочные, но и в более продолжительные программы.

— Какие еще новые тренды появились в образовательной деятельности университета?

— В связи с переходом к федеральной контрактной системе (в соответствии с новым федеральным законом) идет переработка наших программ по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие программы, и краткосрочные и долгосрочные, сегодня очень востребованы. Должен сказать, что кафедру управления государственными и муниципальными заказами университета возглавляет директор Департамента конкурентной политики Правительства Москвы Геннадий Валентинович Дегтев, вместе с которым мы запустили единственную в стране магистерскую программу в этой сфере.

Мы разработали несколько новых программ по вопросам подготовки кадров для многофункциональных центров государственных услуг, развития государственно-частного партнерства, привлечения инвестиций, переподготовки чиновников по английскому языку. На подходе и несколько новых международных проектов университета, включая организацию зарубежных стажировок государственных служащих и представителей бизнес-сообщества.

Еще один тренд в образовательной деятельности вуза связан с новой формой повышения квалификации наших преподавателей. Теперь мы отправляем своих сотрудников на занятия к экспертам-практикам — в Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы, Департамент ЖКХ и благоустройства, Департамент города Москвы по конкурентной политике, в другие органы исполнительной власти столицы. Получаемые ими на стажировках новые актуальные знания становятся доступными слушателям программ дополнительного профессионального образования, студентам программ бакалавриата и магистратуры и способствуют повышению конкурентоспособности образовательных программ университета.

— Программа МРА (Master of Public Administration — специалист по государственному и муниципальному управлению), о запуске которой МГУУ Правительства Москвы объявил в начале года (см. журнал «БОСС» №2–2013), уже стартовала?

— Она начнется в ближайшее время. В настоящее время мы подготовили актуальную программу, выпускники которой будут получать диплом MPA со специализацией по управлению здравоохранением. Должен сказать, что мы очень активно развиваем сотрудничество со столичным Департаментом здравоохранения. Для обучения сотрудников департамента и руководителей подведомственных ему медицинских организаций в университете создан Центр развития здравоохранения. Его возглавляет Константин Николаевич Царанов, профессиональный врач и выпускник первой в нашей стране программы МРА, запущенной в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации в 2009 году той командой, которая в настоящее время работает в МГУУ Правительства Москвы.

Прорабатываются и другие варианты реализации программы МРА совместно с различными партнерами, в том числе зарубежными.

— С чем связаны исследовательские и консалтинговые проекты университета?

— Прежде всего с актуальными проблемами жизнедеятельности столицы. Мы живем жизнью нашего города и должны быть ему полезны. Наш основной заказчик — наш учредитель, Правительство Москвы. В частности, по его заказу мы разрабатывали методику оценки эффективности и результативности государственных программ, делали проект, связанный с совершенствованием механизмов социальной защи­ты населения, совместно с НИУ ВШЭ участво­вали в пилотном проекте по оценке ре­гу­лирующих воздействий Комплекса эко­но­ми­ческой политики и развития города Москвы.

У нас динамично действует такое направление, как предоставление различных кадровых сервисов. Для развития кадрового консалтинга в структуре МГУУ Правительства Москвы недавно создан Институт кадровой политики. Его основным подразделением является Центр кадровой диагностики и развития персонала, который играет ключевую роль в определении профессионализма и управленческого потенциала кандидатов в кадровый резерв Правительства Москвы. Чиновники Москвы проходят в центре различные оценочные процедуры (тестирование, деловые игры, интервью), анализируют кейсовые задания. В различных испытаниях кандидаты в резерв должны проявить высокий уровень аналитических способностей, деловых и управленческих компетенций. За два года работы центра оценочные процедуры уже прошли более 3,5 тыс. чиновников и претендентов к зачислению на госслужбу. Притом что это каждодневная кропотливая работа индивидуально с каждым кандидатом, центром было реализовано несколько знаковых для города кадровых проектов: два открытых конкурса на должность главы управы района, отбор на стажировку в Правительство Москвы в 2011 и 2012 годах, широко освещенные московскими и федеральными СМИ. Характерно, что столичный опыт применения современных технологий оценки и развития персонала весьма востребован и в регионах, развитие сотрудничества с которыми стало еще одним важным направлением деятельности университета.

Кроме того, мы проводим исследования по заказу федеральных органов исполнительной власти и крупных корпоративных структур. Кстати, наше сотрудничество с корпоративным сектором сегодня все больше концентрируется в сфере управления проектами. И мы планируем развивать эту компетенцию как в консалтинге, так и в образовательной деятельности.

Исследовательские и консалтинговые проекты для университета очень важны. Преподаватели, участвующие в них, используют результаты своих исследований для улучшения качества программ повышения квалификации государственных гражданских служащих, обогащают ими свои лекционные и практические занятия в студенческой аудитории. Так обеспечивается единство всех основных составляющих деятельности МГУУ Правительства Москвы — дополнительного и высшего профессионального образования, исследовательской работы и консалтинга. 

 

Марголин Андрей Маркович, ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ.

Родился 14 ноября 1957 года. В 1979 году с отличием окончил Московский гидромелиоративный институт по специальности «Инженер-экономист». В 1987 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

С сентября 1993 года, после защиты диссертации доктора экономических наук, работал в Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) в должностях доцента, профессора, заместителя заведующего кафедрой.

С 2004 года занимал должность проректора по международным связям РАГС, возглавлял Международный институт государственной службы и управления. В сентябре 2010 года назначен исполняющим обязанности ректора РАГС на период реорганизации вуза.

В феврале 2012 года назначен исполняющим обязанности ректора Московского городского университета управления Правительства Москвы. С июня 2013 года — ректор МГУУ Правительства Москвы.

Автор более 100 научных работ. Имеет более чем 25-летний опыт проведения лекционных и практических занятий по экономической проблематике, а также опыт руководства научными исследованиями по заказам органов государственной власти и корпоративных структур, управления международными образовательными и исследовательскими программами. Подготовил более 30 докторов и кандидатов экономических наук.

В качестве эксперта неоднократно принимал участие в государственной экспертизе федеральных целевых программ и реализации проектов, финансируемых Европейской комиссией.