Станислав ПОПОВ: наш турнир действительно стал лучшим в мире

72Рубрика | Гостиная

Текст | Светлана КОТОВА, Юрий КУЗЬМИН

Фото | Из архива Российского танцевального союза

Каждую осень Москва замирает в ожидании самого яркого танцевального события России и престижного международного турнира — Кубка мира по латиноамериканским танцам среди профессионалов в Кремле. В этом году это знаковое мероприятие состоится 26–27 октября и пройдет в обновленном формате — как мировой фестиваль латиноамериканского танца «Танцуйте и будьте счастливы!». О том, чем удивит своих гостей фестиваль, рассказывает организатор Кубка мира и его бессменный ведущий, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент Всемирного совета по танцу (World Dance Council, WDC), заслуженный деятель искусств России Станислав Попов.

— Станислав Григорьевич, Кубок мира в этом году будет проводиться уже в 19-й раз. В следующем году — большой юбилей. С какими итогами этот известнейший танцевальный турнир приближается к знаменательной дате?

— Кубок мира в Кремле — турнир знаковый. На протяжении всех 18 лет он рос, развивался и в результате стал лучшим турниром в мире по приглашению. В танцевальном мире есть много открытых турниров, таких как три турнира в Великобритании — UK, International и Блэкпульский фестиваль — или в Гер­ма­нии — German Open. Но Кубок мира — турнир эксклюзивный. По традиции, мы всегда приглашаем на него лучшие танцевальные пары мира, при этом количество его участников ограничено. Все приезжающие к нам танцевальные дуэты неизменно отмечают атмосферу престижа, в которую они у нас попадают. Причем начиная с момента прибытия в Россию и предоставления транспорта и заканчивая великолепным залом и замечательной музыкой на самом конкурсе. Наш турнир действительно стал лучшим в мире.

В рамках Кубка мира в течение уже нескольких лет мы проводили «Звездные балы» — показательные выступления его победителей. И в этом году порядок действия сохранится: в первый день пройдет турнир, а во второй — гала-шоу. Но в этом году мы позиционируем наше двухдневное событие в Кремле как мировой фестиваль латиноамериканского танца «Танцуйте и будьте счастливы!». Форма фестиваля очень удачно объединяет две части — конкурсную и показательную. Традиции турнира остаются неизменными, а с другой стороны, мы подчеркиваем значимость второго дня, несущего в себе большой заряд художественного потенциала. Благодаря великолепным показательным номерам танцевальные пары имеют возможность на следующий день наиболее полно раскрыть свою индивидуальность. За прошедшие годы мастерство танцоров настолько выросло, что с помощью лексики латиноамериканского танца они способны решать очень интересные творческие задачи.

В рамках фестиваля будут представлены и другие танцевальные жанры. Мы пригласили один из лучших танцевальных дуэтов мира в аргентинском танго, солистов известнейшего театра-кабаре «Танго Рохас» в Буэнос-Айресе — Кристиана Лопеза и Наоко (Аргентина). Их выступление наверняка доставит удовольствие всем зрителям. По-прежнему у нас в гостях превосходные мастера в жанре Exhibition Виктор да Силва и Ханна Картунен (ЮАР). Они во многом связывают свою карьеру с нашим турниром. Их первое выступление состоялось уже 11 лет назад именно у нас здесь, в Кремле. На гала-шоу зрителей также ждут и другие приятные сюрпризы.

На следующий год нашему событию в Кремле действительно исполняется 20 лет. Полагаю, что к этой дате мы приготовим нечто особенное, специальное. В наших планах выпуск интересного фотоальбома. У нас собрался огромный архив фотографий с Кубка мира и других наших событий. Думаю, этот как раз тот случай, когда мы можем преподнести всему миру прекрасный подарок — красивый альбом, который навсегда останется в мировой истории бального танца.

— Будут ли в этом году какие-нибудь изменения в традиционной программе турнира?

— Турнир пройдет по уже привычной схеме: четвертьфинал, полуфинал и финал. В нем примут участие около 30 пар из 16 стран мира. На следующий день они уже будут выступать в программе показательных выступлений. 2013 год мы можем назвать годом открытия новых имен. В этот раз мы не приглашаем пары, которые очень часто бывают в Москве, выступая и на кубках мира, и на различных гала-шоу, в том числе и в программе «Звездный дуэт», проходившей в Кремле в июне, и на показательных выступлениях на различных событиях танцевального спорта СТСР (Союза танцевального спорта России. — Ред.). Многократные победители Кубка мира Рикардо Кокки, Михал Малитовски в этом году нами не приглашены, поскольку мы даем возможность новым танцевальным дуэтам выступить на Кубке мира. Что вполне объяснимо, раз количество его участников ограничено. Сергей Сурков и Меля взяли в этом году творческий отпуск до чемпионата Европы в декабре месяце в Киеве. Там они намереваются серьезно побороться за звание чемпионов Европы. Мы обсудили их планы, и, думаю, их вполне можно понять. При таком огромном количестве выступлений они психологически и физически устают, при этом продолжая работать. Они все-таки хотят добиться иного результата, соревнуясь с Михалом Малитовски и Джоаной Ленис (Великобритания). В прошлом году на чемпионате Европы всего одно место в одном танце решило спор в пользу представителей Великобритании.

Что же касается новых пар на нашем турнире, то это прежде всего Мартино Занибелатто и Мишель Абильтруп (Дания). Пара нам не очень знакомая, в течение многих лет она выступала на турнирах WDSF (World DanceSport Federation — Всемирная федерация танцевального спорта. — Ред.). Танцоры добились высоких результатов, став чемпионами мира среди любителей. В этом году они решили начать свои выступления на профессиональном паркете, и мы с удовольствием пригласили их на наш фестиваль. Так же как и еще один новый танцевальный дуэт — Нил Джонс и Екатерина Соколова (Великобритания). Они были дважды чемпионами мира среди любителей по версии WDC, а в этом году, начав профессиональную карьеру, выиграли турнир RS (от Rising Stars — «Восходящие звезды». — Ред.) на Блэкпульском танцевальном фестивале. Новые пары, новые имена — это свежее дыхание молодости, энергии, красоты.

Среди других танцевальных пар, вновь возвращающихся к нам после двухлетнего перерыва, Эмануэле Сольди и Элиза Насато (Италия). За это время они приобрели новое качество и мастерство. Естественно, будут пары, очень хорошо известные нашей публике. Это Андрей Скуфца и Мелинда Торокьердь (Словения). Они часто бывали у нас, а сегодня у них период творческого Ренессанса. Мне они сказали, что выступления на наших турнирах в Кремле всегда вызывают у них теплые чувства.

Ну и, конечно, восходящие звезды, без выступления которых мы никак не можем обойтись, — Маурицио Весково и Андра Вайдилайте (Канада). Они прочно заняли высокое место в табели о рангах среди профессионалов и вполне в состоянии в будущем бороться за позиции лучшей пары мира.

Россию на турнире представят наши лидеры Полина Казаченко и Евгений Смагин, вице-чемпионы страны, полуфиналисты чемпионата мира и финалисты Кубка мира двух последних лет, и прогрессирующие Роман Ковган и Наталья Румянцева, бронзовые призеры чемпионата России, финалисты чемпионата Европы 2012 года. Думаю, это будет очень интересный турнир, и он доставит радость всем зрителям.

А на следующий день показательные выступления — гала-шоу, о чем я уже говорил выше.

— Как вам удается сохранять продуктивные отношения со спонсорами в условиях перманентного ожидания финансового кризиса?

— Думаю, перманентное ожидание кризиса у нас длится с 2008 года. Наверное, это надолго, а может быть, и вся наша жизнь пройдет в ожидании некоего мирового кризиса. И наши партнеры тоже привыкают к такой финансовой ситуации. Это с одной стороны. А с другой — наши партнеры считают для себя важным сохранять в обществе танцевальную культуру, поддерживать красивые события. В итоге жизнь прежде всего должна дарить людям радость. И такие радостные моменты они могут почувствовать, участвуя в культурных событиях, фестивалях, концертах, на выступлениях звезд вокального и танцевального искусства.

Наши события в Кремле, а их прошло уже 26, как раз и дают эти чувства тем, кто приходит в зал или наблюдает их по телевидению. Руководству тех компаний, которые в течение многих лет поддерживают наши программы, просто нравится то, что мы делаем. Это если говорить о моральной стороне наших событий. А с другой стороны, эти средства нельзя назвать благотворительными. Мы предлагаем нашим партнерам рекламные возможности.

У многих компаний есть рекламный бюджет. Они рассматривают разные предложения и выбирают те события, которые наиболее достойны и соответствуют их взгляду на жизнь и проводимой их компанией политике в стране.

— Какие еще турниры Российского танцевального союза котируются на международной арене?

— У нас уже есть несколько турниров, на которые приезжают не только зарубежные судьи, но и зарубежные танцоры. Можно вспомнить успешно проводящийся два последних года турнир «Танцевальные истории» (организаторы — Алексей и Анна Колодкины). Они выбрали очень удачную форму своего события. На каждом турнире они готовят специальную презентацию звезд мирового бального танца, включая и российских, и зарубежных представителей. Очень благородная задача.

В этот ряд можно поставить также «Осеннюю звезду», которая, по традиции, проходит всегда осенью в зале спортивного комплекса ЦСКА. Ее организаторы — Сергей Рюпин, Елена Хворова, Александр и Юлия Чесноковы. И еще два турнира — «Зимняя звезда» и «Московская звезда», которые организуют Влад Бородинов и Игорь Бородинов, Алексей Захарин, Ирина Гарус и Анастасия Новожилова. Все эти турниры отличает очень хорошая атмосфера, а конкурсная программа охватывает широкий круг участников, включая любителей, профессионалов и Pro-Am. Можно также назвать «Троицкий бал», проводимый в Троицке Олегом Кудиновым.

Ежегодно на разных площадках проходят чемпионаты Российского танцевального союза. Но в последние три года мы стали проводить все чемпионаты одним блоком как одно событие. Два года оно проходило в «Крокус-Сити», а в прошлом году — в спортивном комплексе Одинцовского гуманитарного института. В чемпионатах России принимают участие более 1 тыс. танцевальных пар, представляющих самые разные регионы России. Для приглашенных судить турнир судей из европейских стран наши чемпионаты уже стали визитной карточкой Российского танцевального союза. А для нас самих прежде всего важно, чтобы в регионах России развивались танцевальный спорт и бальные танцы. Правда, среди любящих танец людей немало и тех, кого не интересует танцевальный спорт. В таком случае важно, чтобы они танцевали просто для себя, что тоже будет способствовать развитию танцевальной культуры как необходимой составляющей общечеловеческой культуры.

— Многие отмечают некоторое снижение в последние годы общего уровня ведущих пар Кубка мира по латиноамериканским танцам. Сегодня практически нет столь ярких пар, какими были в прошлые годы Пол Киллик и Ханна Картунен, Брайан Ватсон и Кармен, Сергей Рюпин и Елена Хворова, Дмитрий Тимохин и Анна Бези­кова. На ваш взгляд, это тенденция или временное явление? Как с этим обстоят дела на других международных турнирах?

— Я не могу с этим согласиться. Такое утверждение могло бы означать признание регресса конкурсного танца, но, мне кажется, что, напротив, общий технический уровень существенно вырос и продолжает расти. Причем настолько, что иногда на его высоте нивелируются достоинства танцевальных звезд. О танцующих сегодня Михале Малитовски с Джоаной Ленис, Рикардо Кокки с Юлией Загоруйченко, Сергее Суркове с Мелей, которые через некоторое время завершат свои выступления, тоже кто-то может сказать в будущем, что вот нет таких звезд, как они, и падает уровень. И кстати, в предложенном списке нет таких имен, как Эспен и Кирстен Салберг, Алан и Хейзел Флетчер, Питер Максвелл и Лин Харман. А еще можно вспомнить и про Уолтера Лейэрда, Руди Трауца и многих других. Каждое время рождает своих чемпионов. С каждым годом техника усложняется, растет динамика, развиваются художественные возможности. Танцоры начинают осваивать очень сложную хореографию и при этом нести определенный художественный образ. Все вместе как раз и свидетельствует о том, что и общий уровень латиноамериканского танца растет.

Если сегодня посмотреть на видеозаписи 1950-х или 1960-х годов, а это было не так уж давно, то, с точки зрения лексики танца, увиденное может вызвать улыбку. Конечно, это был эмоциональный танец, конечно, это были замечательные пары, но сегодняшний спортивный конкурсный танец ушел далеко вперед. Просто каждый, живущий в определенный временной отрезок, связывает его со своими любимыми парами, к примеру, с Брайаном Ватсоном и Полом Килликом. Но пришло другое время. После них был Слава Крикливый с тремя партнершами. И сегодня мы видим на паркете соперничество великолепных пар. Многие из них, завершив карьеру, тоже станут легендами, и с течением времени масштаб их индивидуальности будет только расти. Так что уровень не снижается, а растет. Просто наше отношение меняется. Мы становимся более осведомленными: больше знаем, умеем, видим, и нам кажется, что нас уже трудно чем-либо удивить. И те новые звезды, которые появляются, может быть, уже не поражают нас так сильно своим мастерством, как, нам казалось, те танцоры, которые были много лет назад. Было бы неплохо представить такую картину: на одном паркете танцуют звезды всех поколений. Но, к сожалению, каждому фрукту и овощу свое время.

— Как обстоят дела в российском танцевальном спорте? Появятся ли у нас новые звезды мирового уровня?

— В России звезды появляются постоянно. А если говорить о Российском танцевальном союзе, то мы ждем выхода на профессиональный уровень Кирилла Белорукова и Эльвиры Скрыльниковой. Сегодня они хотят стать чемпионами мира среди любителей по версии WDC, пожелаем им в этом успехов. Думаю, это произойдет. А потом мы ждем их в профессионалы. Они могут стать звездами очень большой величины.