Шесть пунктов для мигрантов

1Рубрика | Страница редактора

Чуть ли не главной темой избирательной кампании в Москве стали проблемы с мигрантами. Эту тему педалируют и действующая городская власть, достаточно вспомнить показательные лагеря для незаконных мигрантов, и оппозиция: главный несистемщик Алексей Навальный только и говорит на своих встречах с избирателями о среднеазиатских мигрантах (примечательно, что исключительно о среднеазиатских, тех, у кого меньше всего защитников, а не мигрантах из других регионов России, с Украины, из Белоруссии, с Кавказа или из Юго-Восточной Азии!).

Между тем политизация темы удаляет от решения проблемы, а не приближает к нему. Суть проблемы — в диссонансе между экономическими потребностями городской экономики во все большем количестве мигрантов: ВРП Москвы, несмотря на замедление российской экономики в целом, продолжает довольно быстро расти, и приездом в Москву в погоне за длинным рублем огромного числа людей чуждой культуры, что вызывает множество социальных конфликтов.

В столице, слава Богу, запретили резать баранов на улицах, полиция борется со «стреляющими» свадьбами. Но тысячи мусульман на проспекте Мира в исламские праздники, многие из которых с трудом говорят по-русски, повергают в состояние шока любого москвича и гостя столицы из регионов Центральной России. Рост националистического движения в Москве — ранее самом, пожалуй, терпимом к инакости городе России — симптом негативного развития событий.

Решение проблемы должно быть многоуровневым, и оно потребует усилий не только московских, но и федеральных властей.

Во-первых, городская власть обязана в той или иной форме вводить регулирование миграции в случаях, где без нее можно обойтись, — например, вполне реально сделать программу по массовому привлечению в качестве дворников студентов московских вузов за предоставление им временной жилплощади.

Во-вторых, Россия не должна манкировать своей ответственностью за положение дел в Средней Азии. Мы осознали это в отношении Кавказа, но до сих пор не осознали в отношении бывших среднеазиатских республик СССР. Сама Средняя Азия со своими проблемами не справится и выплеснет их на окружающие страны — прежде всего Россию.

В-третьих, очень важно обеспечить соблюдение элементарных прав человека в отношении мигрантов, ведь значительная часть из них сегодня находится на положении рабов.

В-четвертых, приезд мигрантов из регионов иной культуры должен сопровождаться обязательным прохождением разрешительных процедур и адаптационных программ с изучением русской культуры и правил поведения, принятых в российской столице. При этом и самим москвичам нужно проходить такие программы: знание особенностей других народов снизит остроту взаимодействия.

В-пятых, нужно внимательно смотреть, где создавать места компактного проживания и религиозные центры мигрантов из Средней Азии и с Кавказа. На мой взгляд, большинство таких мест и центров лучше открыть на окраинах города и в городах Подмосковья.

В-шестых, для развития города важно формирование «низовых» гражданских сообществ. И потому центральной темой следующей легислатуры московского мэра (а нет никаких сомнений, что им вновь станет Сергей Собянин) должно быть развитие в городе самоуправления — от советов домов, ТСЖ до обладающих реальными полномочиями муниципалитетов, входящих в состав мегаполиса.

 

Александр Полянский