Инвестиции в будущее пока не идут
Рубрика | Технологии
Текст | Николай АНИЩЕНКО
Опыт западных стран показывает: внедрение современных информационно-коммуникационных технологий может значить для провинции не меньше, а порой даже больше, чем для столиц и крупных мегаполисов. «Умные» дороги, интеллектуальные транспортные системы, информатизированное ЖКХ — все это позволяет не только экономить на эксплуатационных издержках, но существенно снизить временные и денежные расходы домашних хозяйств.
ЧГП — пока экзотика
Главный редактор журнала «Информационное общество», гендиректор Института развития информационного общества Татьяна Ершова разделяет региональные проекты внедрения ИКТ на две большие группы. Первая — проекты в социально значимых сферах: культуре, образовании, здравоохранении. Это, например, оцифровка объектов культурного наследия, образовательные порталы и «виртуальные входы» в регионы, системы электронной очереди — словом, преимущественно информационные ресурсы, которые государство как лидер в информатизации способно безболезненно профинансировать из бюджета.
Вторая группа — масштабные проекты ИКТ-инфраструктуры: безопасный город, «умные» дороги, транспортные приложения, приложения для ЖКХ. Здесь федеральной казне одной не справиться — нужны деньги бизнеса. Который, по мнению Ершовой, идет туда неохотно.
«Пока жизненно важных проектов из второй группы, которые бы работали по-настоящему, а не ради шума-треска в прессе, очень мало», — считает главред «Информационного общества».
«Программы развития информационного общества существуют уже более чем в 70 регионах России, то есть люди совершенно целенаправленно двигаются к этому, — утверждает она. — И когда весь мир уже говорит о многосторонних партнерствах, когда в инициативы по применению ИКТ включаются и гражданское общество, и международные организации, у нас даже частно-государственное партнерство все еще не построено, для нас это все еще экзотика».
«Общая политическая, экономическая ситуация в стране не позволяет реализовать те вещи, которые сами давно напрашиваются», — резюмирует эксперт.
Пример того, как именно буксуют подобные проекты, Ершова приводит из собственной жизни. В ее доме в центре Москвы уже два года обещают поставить счетчики, которые бы автоматически — без участия абонента — передавали данные о расходе воды снабжающей организации. «Датчик к системе есть. К нему подключаешь соответствующий модемчик — и все, забываешь про трату времени на снятие показаний, общение с «Мосводоканалом». Однако подобного недорогого отечественного модема не существует. А ведь их массовое производство — это вещь довольно простая, необходимо, чтобы просто кто-то инвестировал», — говорит Ершова.
«В регионах люди учатся, работают. Для них важно обеспечить комфортное перемещение на большие расстояния. В мире очень много транспортных приложений, их даже не надо с ноля делать. Однако их нужно внедрять. Для этого нужна инфраструктура, нужны инвестиции бизнеса. Но люди боятся инвестировать, потому что все поражено, как ржой — коррупцией, потому что деньги разворуют».
Здравоохранение и связь
Отсюда тренд: большинство проектов по внедрению ИКТ в России — образовательные и социокультурные. То есть это относительно недорогие интернет-системы, которые вполне может профинансировать государство.
Приоритет номер один для многих регионов — электронное правительство: на создание сервисов взаимодействия граждан с властью идут основные бюджетные средства. Положительный пример другим субъектам Федерации здесь подает Ярославская область.
Еще в 2010 году тут был запущен проект, целью которого стал перевод большинства государственных услуг в электронный вид и открытие доступа к ним в интеллектуальных сервисных центрах. Однако региональные власти не ограничились формальным подходом и организовали массовые бесплатные курсы, на которых учат пользоваться компьютером и Интернетом. В результате дивиденды от информатизации смогли получить даже те, кто до этого в глаза не видел монитора и клавиатуры.
ХМАО — традиционно один из лидеров информатизации в России. Власти этого региона создали виртуальный вход в Югру для всех желающих — туристов, потенциальных инвесторов, бизнес-партнеров со всего мира и, конечно, самих жителей автономного округа.
Там же одно время пытались серьезно автоматизировать ЖКХ. Однако соответствующее приложение так и не было внедрено, потому как оказалось не очень удобным. Но региональное правительство полно решимости сделать новую попытку.
Один из самых масштабных проектов, реализованный за последнее время в телекоммуникационной сфере, — оборудование федеральной трассы «Амур» (Чита — Хабаровск) мобильной связью стандарта GSM 900, завершившийся в 2011 году. Операторы связи за собственный счет построили антенно-мачтовые сооружения и базовые станции на протяжении 2 тысяч километров, а государство предоставило финансирование энергообеспечения. В области создания инфраструктуры связи новейших форматов лидирует Татарстан, где сети четвертого поколения (4G, LTE) создали уже сразу три оператора.
Одна из насущных проблем для жителей практически всех регионов — запись на прием к врачу. Для этого по всей стране разворачиваются системы электронных регистратур. Но если в Москве подобная система до сих пор работает не слишком успешно, то, например, в Краснодарском крае во внедрении ИКТ в здравоохранение продвинулись значительно дальше.
Региональный медицинский портал здесь заработал в конце 2011 года, объединив 128 лечебно-профилактических учреждений. Созданы семь телемедицинских центров и 126 абонентских пунктов к ним. Плюс, что немаловажно, ведется интеграция с федеральными медицинскими информационными системами. Пока такие порталы позволяют избавиться от многочасовых очередей за талончиками в поликлиниках. Но в перспективе, возможно, позволят жителям удаленных районов консультироваться у узких специалистов в режиме онлайн.
Планы не меняются, но подвижек нет
Проректор по информатизации Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций Антон Зарубин говорит, что до кризиса 2008 года у многих компаний — операторов интернет-услуг и связи в Ленинградской области были масштабные планы по развитию собственных сетей передачи данных. От кризиса вроде бы давно оправились, но никаких существенных подвижек в тех планах не произошло.
«В крупных городах — Москве, Питере, Екатеринбурге — оптики закопано не просто много, а более чем достаточно. А если идти вглубь региона, там все под большим вопросом. Следовательно, конкурировать операторам в регионах приходится в меньшей степени, чем в крупных центрах. Отсюда мы имеем цифровое неравенство».
По его словам, речь не столько о цифровом неравенстве между, к примеру, Москвой и Владивостоком, хотя и оно есть. «Это цифровое неравенство есть, например, между Санкт-Петербургом и каким-нибудь не самым маленьким поселением в тысяч 50 жителей, расположенным в 100 километрах от Северной столицы».
В остальном же, уверен Зарубин, ситуация в России в плане внедрения ИКТ похожа на западную. Там, где Россия отстает, проблем в основном две, говорит он: это привычка простых людей делать все «по старинке» и нехватка специалистов, на Западе называющихся словом designer — в самом широком его смысле.
«В любом хорошем проекте должен быть человек, который скажет: давайте мы, например, за километр до ближайшей парковки поставим электронный знак, который подскажет о наличии мест на ней. То есть речь не о сложностях, связанных с технологиями, а о том, что кто-то должен задуматься, что можно сделать вот так красиво и удобно».
Среди наиболее успешных проектов внедрения ИКТ в регионах, которые реализуются в данный момент, проректор СПб ГУТ называет все те же электронные регистратуры в поликлиниках и автоматизацию безопасности дорожного движения. «Там есть не только камеры, — говорит он, — а целые комплексы оборудования, которое ловит нарушителей. Еще светофоры, датчики пробок. Это — второй этап федеральной программы безопасности дорожного движения».
По словам собеседника «БОССа», те решения, которые применяются в подобных проектах и даже в масштабном проекте по автоматизации Сочинской Олимпиады, по сути, «примитивные и простейшие вещи, которые делаются очень просто технологически. Да, дорогие решения. Да, емкие по количеству оборудования, по стоимости установки, по численности персонала решения. Но вся техника — типовая.
Сложнее уже людей, обслуживающий персонал научить пользоваться этими технологиями. И совсем сложно бывает делать это в больших масштабах. Потому что любая госпрограмма, к примеру, — это целое приключение с точки зрения ее утверждения, доведения от задумки до реализации».
Демократия для регионов
15 апреля — после долгого тестирования — в Рунете официально заработал портал «Российская общественная инициатива». Здесь граждане могут обратить внимание органов власти на свою проблему либо предложить вариант решения общегосударственных или местных задач. Если представленный проект получит поддержку определенного количества населения — для местных инициатив это не менее 5% жителей территории с населением до 2 млн человек либо не менее 100 тысяч голосов, если число жителей превышает этот порог, — то такая инициатива передается на рассмотрение в органы исполнительной власти.
Владимир Ким из Фонда информационной демократии (фонд определен куратором проекта указом президента Путина) говорит, что сейчас первые инициативы готовятся к передаче в правительство. Пока они носят в основном федеральный характер, хотя подаются со всех уголков страны. Доля региональных в общем объеме поданных инициатив составляет лишь 7%.
«Расшевелить» активность граждан в местном самоуправлении, возможно, поможет новый проект фонда — «Электронная демократия для муниципалитетов». С программной точки зрения это будет единая платформа для всех муниципалитетов, на которой они смогут построить собственный сайт без привлечения сторонних организаций.
«Электронная демократия для муниципалитетов» изначально основывалась на том, что появится некая простая в управлении единая платформа, которая не потребует от муниципалитета никаких дополнительных затрат. Сайт может быть создан силами сотрудников муниципалитета, и информация на нем будет обновляться также без привлечения каких-то сторонних сил или организаций», — говорит сотрудник Фонда информационной демократии.
Но сайт — это лишь видимая пользователю часть айсберга. Ким говорит, что помимо базового функционала платформа будет интегрирована с госуслугами — как в региональном, так и — в перспективе — в федеральном масштабе. Но основная идея сайта муниципалитета, каким его видят в фонде, — это ресурс, где «граждане могут рассказывать о проблемах и следить за тем, как они будут решены».
В качестве примера подобного сайта Ким приводит проект московской мэрии — сайт gorod.mos.ru, где жители столицы жалуются на локальные проблемы с ЖКХ, транспортом, дорогами, детскими площадками, а столичные власти на эти сообщения реагируют — как комментариями, так и исправлением ситуации. «Важно, чтобы наша платформа стала некой точкой коммуникации между жителями муниципалитета и самим муниципалитетом», — излагает Ким планы фонда по внедрению «Электронной демократии».
Сейчас платформа находится в стадии тестирования. Массовое ее внедрение, равно как и системная централизация на федеральном уровне, будет возможно лишь после того, как появится соответствующее решение на уровне премьера или президента. Но в фонде, который был выбран оператором «Российской общественной инициативы» — проекта, призванного исполнить предвыборные обещания Владимира Путина в части доступа граждан к муниципальному и федеральному управлению, настроены на этот счет оптимистично.