Тихон СМЫКОВ: высокое качество работы — это основа нашего бизнеса

76Рубрика | Технологии

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН
Фото | Лев ВЕРХОТИН

Генеральный директор группы компаний Inventive Retail Group Тихон Смыков, несмотря на молодой возраст, является опытным менеджером и успешно руководит современной компанией. По его мнению, рынок электроники, который завоевывает его фирма, подвержен драматическим изменениям. Поэтому, чтобы выжить, необходимо быстро реагировать и не бояться нового.

— Тихон, как вам удалось добиться лидерства в продуктах Apple?

— Лидерства в продажах продуктов Apple нам удалось достичь по историческим причинам: мы были первой компанией, которая стала этим заниматься. Еще до моего прихода, в 1996 году, компания подписала контракт с Apple и стала представлять ее интересы в России. Это направление развивалось, и нам удавалось сохранять лидерство.

— Как происходила ваша трансформация из специалиста по дистрибуции в специалиста по организации розничной торговли?

— Все произошло достаточно неожиданно. В 2005 году я занимался продажами техники Apple. В этом бизнесе я развивался и в 2008 году уже был заместителем генерального директора компании diHouse. Потом, в конце 2008 года, Евгений Бутман, который тогда руководил группой компаний ECS, предложил мне перейти в re: Store, потому что тогда компания нуждалась в свежем взгляде. Я взял ответственность за организацию бизнес-процессов, а потом и за саму розницу и по прошествии года стал генеральным директором.

— В чем особенность позиционирования компании?

— Мы ориентируемся на средний класс, на тех людей, которые пользуются одновременно разными видами техники, и на данный момент предлагаем им сильные марки, которые очень востребованы и у каждой из которых своя целевая аудитория. При этом этим брендам, чтобы оставаться сильными, необходимо качественное представление, которое мы и обеспечиваем.

— Планируете ли вы какую-либо диверсификацию? Ведь спрос на продукцию Apple может падать.

— Продукция Apple на текущий момент составляет чуть больше половины от общего объема. Помимо Apple у нас есть очень большая сеть магазинов Samsung, есть магазины Sony, LEGO и Nike.

Cобственно говоря, некоторая диверсификация уже произошла. Это плод довольно серьезных усилий последних лет. Действительно, зависеть только от одного продукта нельзя. У каждой компании сегодня дела могут идти хорошо, завтра — не так хорошо, потому что может поменяться позиционирование и все что угодно. Поэтому мы постоянно в поиске новых брендов и стремимся предложить клиентам что-то новое.

— А какое из ваших направлений наиболее золотоносное на данный момент?

— Пока, безусловно, это Apple — то, с чего мы начинали. Остальные направления тоже вполне серьезные, просто они находятся еще на стадии развития, а розница, как известно, начинает приносить устойчивую прибыль только через некоторое время. Проект Apple уже зрелый, развитый и приносит очень хорошие деньги.

— Насколько сложно вам привлекать инвестиции?

— Вы знаете, так получается, что мы на свое развитие сами зарабатываем, то есть вопрос инвестиций в такой постановке не стоит, с этим проблем нет.

— Как компания переживала кризис 2008–2009 годов?

— Безусловно, это было очень тяжелое время для компании. Ситуация сложная по нескольким направлениям. Прежде всего это проблемы с финансированием: у нас тогда на руках были кредиты, причем долларовые. Соответственно, из-за девальвации рубля обслуживать кредиты становилось сложнее, потому что их номинал в локальной валюте, в которой мы получаем деньги, очень резко рос. Фактические убытки были очень большие, а «бумажные» убытки — еще больше. Кризис обнажил очень многие проблемы, которых раньше не было видно. Мы существенно поменяли структуру бизнеса и сильно продвинулись с точки зрения общей операционной эффективности. В результате успешно вышли из тяжелой ситуации и в 2009 году уже были в хорошей форме.

— Насколько насыщен рынок электроники в целом?

— Если говорить в целом про рынок электроники, то, безусловно, он был и остается одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. Он, конечно, отличается от других: если отдельные рынки могут постепенно замедляться, то на рынке электроники происходят драматические сдвиги.

Некоторым компаниям будет очень тяжело успешно пройти текущий год, потому что в связи с технологическим прогрессом перестает существовать рынок ноутбуков.

Одновременно с этим фактически ниоткуда возник огромный рынок планшетов, который предъявляет другие требования к рознице, к торговой организации, к подготовке персонала. Одновременно с этим идет трансформация рынка мобильных телефонов. Люди вместо мобильников с простыми кнопками начинают покупать смартфоны.

— Планшеты вытесняют ноутбуки?

— Да, потому что современному человеку ноутбук нужен гораздо меньше. Очень многое можно сделать в планшете и очень многое можно сделать даже в смартфоне. Поэтому в индустрии компьютерно-цифровой техники работать сейчас становится очень сложно, ведь средняя стоимость планшета гораздо ниже, чем стоимость ноутбука.

— Готовы ли вы к падению спроса на вашу продукцию?

— От этого никуда не деться, мы осознаем, что эти риски существуют. Тем не менее считаем, что заняли довольно устойчивую нишу. Исходим из того, что спрос на нашу продукцию вряд ли будет подвержен драматическим изменениям. При этом мы всегда держим макроэкономические риски в голове и в последние годы стали куда более осмотрительными при принятии инвестиционных решений.

— Сложно ли создавать региональную сеть? Строите ли вы собственные магазины?

— Мы не строим магазины просто потому, что это иная бизнес-модель. Управление недвижимостью — это один бизнес, управление розничной сетью — совершенно другой. У компании, которая занимается розничной торговлей, должна быть существенная гибкость по управлению структурой сети. Издержки на аренду и покупку недвижимости велики, однако вполне нам по силам.

В принципе создавать региональную сеть очень непросто как с точки зрения контроля и управления, так и с точки зрения ресурсного обеспечения и персонала. К сожалению, у нас в стране большие проблемы с персоналом, причем не только с квалифицированным. Люди почему-то предпочитают уезжать на работу в столицы, поэтому в регионах кадров очень мало. Вот в этом, наверное, самая главная сложность, потому что открыть магазин — не самая трудная затея, а найти людей, которые могут этим всем управлять, — это очень тяжело.

— А если говорить о спросе в регионах — насколько он там отличается от столичного?

— Это очень сильно зависит от сегмента. Если мы говорим про вещи, которые ориентированы на верхний сегмент среднего класса, то здесь спрос в столицах и регионах различается драматически. Мы понимаем, что такие товары нам необходимо представить в Москве, в Санкт-Петербурге, в городах-миллионниках, а также в некоторых городах с населением меньше миллиона, где очень высокий доход, например Сургут, Сочи.

В менее богатых регионах мы представляем товары, которые нацелены на более массовый спрос, например Samsung.

Вообще мы движемся за торговой недвижимостью в России. Если в городе есть хороший торговый центр, можно открыть там магазин.

— Насколько сложно работать в Европе?

— У нас есть магазины в Германии, в Дании, в Норвегии, и там работать тяжело, потому что в отличие от России очень конкурентная среда и очень инертный потребитель. В Европе гораздо меньше расслоение общества, сложившиеся привычки, и предложить что-то новое, добиться лояльности потребителя очень тяжело. Поэтому всем рекомендую хорошенько подумать, прежде чем идти туда.

— Почему вы тогда пошли в Западную Европу, а не в Восточную или куда-нибудь еще?

— Когда компания принимала решение о выходе на эти рынки, мы не до конца понимали все эти аспекты. Это сейчас я могу легко рассуждать, а тогда казалось, что наша структура обладает достаточно неплохими навыками, тем более в России мы хорошо развиты, и сложностей не будет. Наши навыки действительно оказались востребованными, однако пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы развить там бизнес.

— Расскажите о ваших планах по развитию, где вы собираетесь строить магазины и сколько?

— По каждому проекту, который мы сейчас ведем, у нас существует план развития. Есть какие-то сети, которые мы развиваем быстрее или медленнее. Но необходимо понимать, что любую сеть, подобную нашим, в России можно расширить только до 80–90 магазинов, больше вряд ли возможно. Соответственно, мы планируем доводить до таких уровней наши самые большие проекты, например сети Samsung, Apple, в которых хотим продавать еще больше. С точки зрения географии мы остановимся на России и на той географии, про которую мы упоминали, то есть крупнейших городах.

— Вы говорили о том, что в регионах кадры — большая проблема. А насколько эта проблема велика в целом, в вашем бизнесе?

— Это самая большая проблема, я так понимаю, в любом бизнесе, потому что мы заходим сейчас в демографическую яму. Ныне начинают выходить на работу люди, которые родились в 1990-е годы, когда была очень низкая рождаемость. У них запросы другого уровня, совершенно другая жизнь, иные потребности.

Конкуренция за молодых между компаниями очень высокая, желание и потребность работать есть не у всех, конечно. Получить сотрудников, которые тебе нужны, становится очень сложно. Соответственно, мы стараемся придирчиво набирать в штат, хорошо платить, и, конечно, у нас есть внутренние курсы для персонала. Потому что если мы своих продавцов не будем хорошо учить, мы не сможем добиться высокого качества работы. А без этого невозможно, высокое качество у нас — это основа бизнеса.

— Как вы мотивируете своих сотрудников?

— Во-первых, понятно, что каждый специалист, который работает у нас, получает достойную зарплату, это даже не обсуждается. Социальный пакет нашей компании совершенно стандартный, нет ничего особенного, мы считаем, что лучше отдать деньгами. На наш взгляд, важный фактор мотивации — это интересная работа и интересный коллектив, стараемся создавать атмосферу, в которой люди будут работать с удовольствием. Мы даем много свободы, обеспечиваем хороший карьерный рост. Поэтому к нам приходит большое количество интересных и квалифицированных людей, которые много и с огромной отдачей работают. Потому что если работать немного или работать без интереса, то с нами не по пути, к сожалению. 

 

Группа компаний Inventive Retail Group — уникальный для российского рынка проект‚ объединяющий сети монобрендовых магазинов ведущих производителей компьютеров‚ телефонов‚ электроники, детских развивающих игр и спортивных товаров. Сегодня ядро компании Inventive Retail Group составляют знаменитые во всем мире бренды: Apple‚ LEGO‚ Sony, Samsung и Nike.

Проект стартовал в ноябре 2005 года, когда в Москве был открыт первый магазин сети re:Store в ТЦ «Атриум». Первоначально проект назывался «Премиальные сети», в 2011 году сменил название на re:Store Retail Group. В 2008 году магазины re:Store появились в Германии, а в 2009 году группа расширилась в Норвегии и Дании, купив сеть Humac.

В 2009 году в группу вошли три новые сети: Sony Centre, Nokia и LEGO, которые развиваются только на территории РФ. Успешно пережив кризис, группа продолжила свое развитие. В 2011 году появилось еще два новых проекта: Samsung и Nike. Проект Nokia закрылся в связи с решением вендора о приостановлении поддержки монобрендовой сети. В конце 2012 года группа была переименована в Inventive Retail Group.

На сегодняшний момент в нее входят:
74 магазина re:Store в России‚
30 — в Европе;
6 салонов Sony Centre;
10 фирменных магазинов Nike;
60 монобрендовых точек продаж LEGO;
67 фирменных магазинов Samsung.

Ежегодно магазины компании посещают более 12 миллионов человек.

 

Смыков Тихон Демидович, генеральный директор группы компаний Inventive Retail Group, родился в 1982 году. Окончил с отличием Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана по направлению «Комплексные системы автоматизации производства».

Свою карьеру начал в 2003 году с продаж программного обеспечения и разработки проектов в области систем автоматизации проектирования. В 2005 году пришел в компанию ECS Group, где изначально занимался продвижением профессиональных решений Apple.

С 2006 года руководил отделом продаж, а в 2007 году занял должность коммерческого директора компании iPro, входившей в ECS Group.

С ноября 2008 года перешел в группу re:Store на должность заместителя генерального директора, где занимался оптимизацией структуры сети, ее бизнес-процессов, курировал вопросы закупок и продаж, управлял M&A-операциями.

С ноября 2009 года является генеральным директором группы компаний Inventive Retail Group (до декабря 2012 года re:Store Retail Group), объединившей сети фирменных магазинов re:Store (Apple Premium Reseller), Sony Centre, Samsung, Lego, Nike.