Время учить профессионалов

Рубрика | Что было

Текст | Олег АНТОНОВ

15–17 апреля в Москве прошла Всероссийская конференция руководителей учреждений профессионального образования. Ее участниками стали ведущие эксперты в сфере профессионального образования, более 50 руководителей учреждений профобразования из разных городов России, руководители образовательных учреждений. Организатором мероприятия выступила ГК «Открытый Диалог».

Современные тенденции развития профессионального образования в России — этой теме было уделено самое пристальное внимание в течение первого дня конференции. Как подчеркнул в своем выступлении президент Союза директоров средних специальных учреждений России Виктор Дёмин, в настоящее время для учреждений профобразования «вопрос подготовки кадров среднего звена становится приоритетной задачей». По мнению спикера и других экспертов, принявших участие в обсуждении, — перемены, которые происходят сегодня в сфере профессионального образования, закономерны. Их стимулирует и новый курс в российской экономике, опорой которой, как заявил в одном из своих программных выступлений президент России Владимир Путин, в недалеком будущем должно быть не сырье, а человеческий потенциал. Но для этого стране необходимо создать 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. Кто будет на них работать и успевают ли отвечать этой потребности учреждения профобразования, ответственные за подготовку высококвалифицированных кадров? Увы, как сообщил Виктор Дёмин, сегодня средний конкурс в ссузах составляет около 2 человек на место — такими темпами вряд ли можно удовлетворить потребности рынка труда. Также спикер отметил другую тревожную тенденцию — по внешним признакам выпуск специалистов ведется, но отраслевой спрос остается неудовлетворенным.

Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие национальной системы квалификаций. Этой теме было посвящено выступление генерального директора Национального агентства развития квалификаций РСПП Александра Лейбовича. Докладчик отметил, что сфера профобучения долгое время существовала автономно и утратила связь с потребностями реального рынка труда. Отсутствие единой системы требований вынудило многие учреждения ориентироваться на потребности и стандарты какого-то одного предприятия. Специалист, обученный по таким стандартам, не сможет эффективно работать в другом месте. «Думаю, без выработки единой системы квалификаций дальше мы двигаться не можем», — констатировал Александр Лейбович. Он также подчеркнул, что без нее невозможна и разработка образовательных программ для обучения специалистов.

Участники конференции получили возможность познакомиться с опытом работы иностранных коллег. О специфике работы учреждений профессионального образования Дании рассказал руководитель отделения информационных и коммуникационных технологий колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций Хенрик Хёрт. По его словам, одно из главных направлений работы датского образования рассчитано не на детей, а на родителей. А чтобы преодолеть стереотип о непрестижности среднего образования, используются телевидение, социальные сети и другие информационные каналы.

Практический семинар «Подходы к организации работы профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования» завершил первый день конференции. Вела мероприятие старший научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования Елена Зачёсова.

Второй день конференции открыл Хенрик Хёрт. Руководитель отделения информационных и коммуникационных технологий колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций говорил об опыте внедрения проектного подхода в управление профессиональным образованием, инновационных решениях, взятых на вооружение его колледжем, о том, как налажена в его учебном заведении система обратной связи со студентами и с работодателями выпускников.

Качество российского профессионального образования было центральной темой мастер-класса «Оптимизация внедрения ФГОС третьего поколения как фактор повышения качества подготовки кадров». Его ведущими стали эксперты Центра изучения проблем профессионального образования Анна Муравьёва и Алла Петрова. Они представили результаты мониторинга внедрения ФГОС в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также рассказали о новом нормативном и методическом сопровождении этого процесса.

Участники конференции также смогли познакомиться с передовым опытом в режиме реального времени, посетив одно из инновационных образовательных учреждений столицы — Московский колледж связи №54, занимающий сегодня лидирующие позиции в подготовке специалистов сферы связи. С 2011 года колледж является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования по проекту «Организационно-методические механизмы реализации модульных программ СПО». Для делегатов провели экскурсию и продемонстрировали материально-техническую базу, которую удалось сформировать не только за счет бюджетных средств, но и благодаря сотрудничеству с предприятиями-партнерами. Как рассказала заведующая отделением маркетинга, социального партнерства и трудоустройства колледжа Екатерина Слюсарь, на данный момент у образовательного учреждения 104 постоянных социальных партнера, в том числе 12 крупных компаний, таких как Samsung и Siemens. Процент трудоустройства выпускников год от года растет, более того, спрос работодателей на них уже превысил предложение.

Экскурсия в Московский колледж связи №54 стала финальной точкой в работе Всероссийской конференции руководителей учреждений профессионального образования. Но для ее участников подобные успешные примеры — логическое продолжение разговора об эффективном управлении учреждением профессионального образования и отличный стимул выстроить работу у себя в регионе на должном уровне.