Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать


sheepsРубрика | Сюжет месяца/Деловой климат

Текст | Иван ОСЯНИН

Розничный рынок нефтепродуктов стремительно монополизируется.

В начале весны в ряде СМИ появились сообщения о прогнозируемом значительном росте розничных цен на бензин в 2013 году — на 16–17%. В качестве формальных причин называется повышение акцизов на топливо и затягивание сроков модернизации нефтеперерабатывающих производств монополистами.

Это нанесет удар по кошельку населения прямо — пользоваться личным транспортом станет дороже, и косвенно — подорожает большинство групп товаров из-за роста логистических издержек, снизится и конкурентоспособность российской экономики в целом. Однако нефтяные компании только набирают силы, захватывая и розничный сегмент топливного рынка России.

Про отсутствие логики в увеличении налогов в стране, где в профицитном по итогам первого квартала федеральном бюджете лежат без движения, по разным оценкам, около 4–5 трлн рублей, существуют колоссальные Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, говорится очень много. Однако планируемое увеличение акцизов должно дать рост цен в пределах 6–7%, все остальное — результаты работы топливных монополистов.

Косвенными доказательствами их не совсем честной игры является то, что традиционно повышение цен на нефть на мировом рынке всегда выступает обоснованием увеличения цен на внутреннем. А вот снижение мировых цен существенного влияния на внутренние цены не оказывает.

Акцизы на дизтопливо были увеличены с 1 января 2013 года, а скачок цен на него начался в середине ноября. Нефтяные монополии хорошо умеют играть статистическими показателями и обосновывать необходимость повышения цен, тем опаснее предстает тенденция, сложившаяся в последние годы, — формирование монополий не только на рынке производства топлива, но и в сегменте его розничной продажи.

Если вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) получат полный контроль над рынком, ситуацию с ценами на бензин, а значит, и с инфляцией обуздать будет весьма затруднительно.

Между молотом и наковальней

На текущий момент под брендами крупных ВИНК — прежде всего это «Роснефть», «Газпромнефть», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть», ­ЛУКОЙЛ — работает порядка 10 тыс. автозаправочных станций. Точного учета количества независимых АЗС в РФ не ведется, однако, по различным данным, в том числе профильных ассоциаций, их насчитывается порядка 24 тыс., то есть рынок значительно сконцентрирован вокруг ВИНК, доля которых уже превышает 40%.

Владение независимыми автозаправками стремительно лишается смысла — при вложениях в постройку в районе 30 млн средняя чистая прибыль скатывается к показателям 120–150 тыс. рублей, да и эта прибыль во многом приходится на реализацию сопутствующих товаров и услуг. ВИНК зажимают владельцев АЗС между молотом и наковальней, используя на всю катушку преимущества от наличия собственных НПЗ — с одной стороны, повышая отпускные цены на своих НПЗ для частников, с другой — сохраняя низкие цены на собственных заправках.

При разговоре с обозревателем ­«БОССа» один из владельцев АЗС (Краснодарский край) озвучил отпускные цены, при которых можно хоть как-то развивать бизнес, на уровне 28 рублей за литр. Но чтобы конкурировать с ВИНК, цены сдерживаются на куда более низком уровне — 26–26,5 рублей. При этом цены на АЗС самих ВИНК удерживаются в районе 26,45–26,55 рублей.

Прибыли не хватает на техническую модернизацию и маркетинговые мероприятия, в большинстве случаев частные АЗС проигрывают ВИНК как по уровню сервиса, так и по технической оснащенности и внешней привлекательности. Более того, НПЗ зачастую сокращают лимиты по отпуску топлива для частных компаний, обосновывая это лишь тем, что не обязаны всех обеспечивать своей продукцией. Периодически это провоцирует топливные мини-кризисы в различных регионах, когда частные АЗС в силу технологической неспособности сформировать топливные запасы просто закрываются на некоторое время.

Мой визави из Краснодарского края комментирует ситуацию так: «Дефициты в основном возникают из-за профилактических работ на НПЗ, например в Астрахани. При этом мы технически не можем формировать достаточный уровень запасов. Более того, буквально перед новым годом была ситуация. Уже зарезервированный и оплаченный объем бензина нам просто не отпустили, когда мы не успели его вовремя забрать. Судя по всему, объем был отгружен собственным АЗС. А забрать продукт тоже не получается вовремя из-за реформы РЖД — в связи с неразберихой невозможно наладить логистику, заказ вагона идет за 40 дней, их нехватка просто колоссальная. Бывают опоздания и задержки, на которые мы повлиять не можем вообще никак. А то, что нам не отпускают оплаченный бензин тогда, когда он нужен… Судиться просто нереально, мы и не пытаемся даже».
Под воздействием таких рыночных и не вполне рыночных факторов владельцы частных АЗС ставятся перед выбором — либо заниматься бизнесом с весьма туманными перспективами, либо продавать заправочную станцию. Проблема усугубляется и тем, что в роли покупателей выступают все те же ВИНК, которые, решительно придушив частный автозаправочный бизнес, затем скупают его, как говорят многие частники, по заниженным ценам. Этот тренд несложно проследить, имея на руках некоторые цифры.
Так, еще в 2007 году доля независимых нефтетрейдеров составляла около 77%, снижаясь впоследствии от года к году. По заявлениям самих ВИНК, в их планах значится увеличение общего числа станций до 20 тыс. к 2015 году, в том числе и за счет активного поглощения частных АЗС, то есть экспансия на рынке только наращивает темпы.

Сама ситуация, когда государственные компании, такие как «Роснефть», вместо того чтобы обеспечивать конкурентоспособность страны, максимизируют прибыль за счет российского же частного бизнеса, представляется абсурдной. Такая политика усилит рост цен на бензин и приведет к череде банкротств малых и средних топливоемких предприятий, росту безработицы и неполной занятости населения, прежде всего в сфере сельского хозяйства и розничной торговли. Выдавливать предпринимателей или попустительствовать их уходу из любого сегмента, где малому и среднему бизнесу есть место, грешно и неразумно.

ФАС на страже конкуренции

Справедливости ради стоит отметить, что определенные движения по исправлению ситуации на розничном рынке АЗС начинает предпринимать ФАС. Так, ведомство подписало соглашения с ВИНК, где указаны планы модернизации НПЗ, сроки реализации которых учитывают бесперебойную поставку топлива на внутренний рынок с целью недопущения дефицита.

Внесены инициативы и по акцизной политике — предлагается в период, когда на внешнем рынке происходит рост цен на нефтепродукты, снижать акцизы и возвращать их на прежний уровень при изменении коньюнктуры. В законопроекте «Об обороте нефти и нефтепродуктов» ФАС предложила ограничить развитие сетей (АЗС) ВИНКов в регионах, где их доля на рынке превышает 35%, путем ограничений сделок слияний и приобретений земли под постройку автозаправочных комплексов таким компаниям.

В законе формулируются требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, а также приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на биржевых торгах. Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией моторного топлива. Независимые АЗС, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании — владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК.

Другой интересный законопроект — «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» — закрепляет методику формирования объективных внутренних индикаторов оптовой цены НПЗ на нефтепродукты, которая ориентируется на уровень цен ликвидного рынка в трех основных направлениях. Первое направление — расчет индексов цен сопоставимых зарубежных рынков, которые определяются на основе текущих мировых котировок минус затраты на пошлины и логистику, второе — формирование требований к биржевым торгам, направленных на создание достаточного уровня ликвидности биржевого рынка нефти для установления реальных рыночных цен, и третье — определение ценовых индикаторов на нефтепродукты, которые учитывают ценовые параметры сделок, заключенных на внебиржевом рынке.

Сопоставление этих трех параметров позволит получить обобщенный индекс, который, по задумке ФАС, поможет ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста. Однако сами предприниматели не очень-то верят в эти инициативы — так, в Костроме нам прокомментировали эту ситуацию следующим образом: «Ограничение доли рынка до 35%? Элементарный выход — ВИНК регистрирует ИП на регионального директора, оформляет с ним договор франчайзинга как с независимым предпринимателем — и со всеми нормативами становится все в порядке».

Помоги себе сам

Предпринимают попытки самостоятельного выживания и собственники частных АЗС. В конце 2012 года было проведено первое всероссийское собрание независимых владельцев АЗС, организованное НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры». Каждый собственник АЗС получил приглашение на слет, на котором были озвучены проблемы поглощения частных АЗС со стороны ВИНКов и предложен способ борьбы — путем создания единой всероссийской сети, объединяющей максимальное количество частных владельцев АЗС.

В таком случае будет возможным ведение диалога с государством и инвесторами от лица единой структуры, представляющей интересы участников рынка. Предлагается тесная консолидация в форме создания единого хозяйствующего субъекта с мажоритарной долей государства и передачей в новую структуру не менее 30% активов, находящихся в собственности частников.

Насколько такой проект реалистичен, непонятно, поскольку предпринимателям просто предложили отдать не весь бизнес в третьи руки, а только его часть. Да и с точки зрения монополистического влияния, даже если подобное объединение произойдет, мы получим еще одну крупную структуру на рынке со всеми вытекающими возможностями для участия в монопольных сговорах.

Как говорится в самом докладе: «Контроль над широкой модернизированной сетью АЗС с единым национальным брендом будет являться высокоэффективным инструментом стабильного управления рынком розницы в части регулирования розничных цен на топливо как минимум в секторе 50–60% рынка». С другой стороны, как сообщает один из региональных директоров НП: «Активность самих предпринимателей на этом поприще очень низкая. Я объехал всех заправщиков — большинство уже морально готово к тому, что завтра к ним придут и заберут их бизнес. В реальные перспективы каких-либо ассоциаций мало кто верит».

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте