Срочный рынок тормозят суды
Рубрика | Регулирование
Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
Для создания Международного финансового центра необходимо изменить судебную практику на рынке производных инструментов.
После периода стабильности в мире вновь начал активно расти спрос на финансовые деривативы, что эксперты связывают с возрастанием рисков при ведении бизнеса и стремлением их снизить. Одним из способов обезопасить бизнес являются срочные контракты, то есть сделки, момент исполнения которых приурочен к определенному времени в будущем, а цена зафиксирована в настоящем. Если в основе срочных сделок лежит финансовый актив, это — деривативы, а в России они получили название производных финансовых инструментов (ПФИ). По виду торгуемых на срочном рынке инструментов его можно подразделить на форвардный, фьючерсный, опционный рынки и рынок свопов.
Защитная роль производных инструментов известна, а своевременность в таком деле может быть подтверждена только спросом, и, если он есть, значит, следует создать все условия для благоприятного развития подобных сделок, роль которых, кстати, будет возрастать и впредь — по мере укрепления стабильности политических и экономических процессов в стране.
Но в России обнаружился ряд проблем, которые сдерживают развитие срочного рынка. В первую очередь это недостатки законодательного регулирования, включая отсутствие четких и непротиворечивых определений, судебной защиты в отношении расчетных производных финансовых инструментов, единых стандартов профессиональной деятельности, эффективной системы обеспечения исполнения обязательств на внебиржевом срочном рынке, а в целом — определенности в отношении компетенции органов регулирования.
Сложившаяся в России судебная практика на рынке ПФИ не только тормозит развитие финансирования, но и противоречит идее создания Международного финансового центра (МФЦ), отодвигает сроки его создания. Проблемой озаботились российские финансисты. Президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»), заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы
Анатолий Аксаков направил письмо председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию и поручить компетентным органам государственной власти провести анализ на предмет внесения изменений в законодательство. В обращении указывается, что рынок производных инструментов позволяет кредитным организациям и компаниям реального сектора экономики хеджировать (страховать) разнообразные финансовые риски, в том числе риски изменения процентных ставок. В зарубежных финансовых центрах такие сделки составляют весомую долю рынка.
В России при рассмотрении подобных споров суды отказываются принимать во внимание складывающиеся обычаи делового оборота и указывают на то, что, согласно правовой природе сделки своп, у ее сторон не существует неисполненных обязательств друг перед другом вплоть до наступления очередного срока платежа по договору. В связи с этим любая из сторон сделки процентного свопа в любой момент времени до установленной генеральным соглашением даты истечения срока сделки вправе выйти из нее в одностороннем порядке, без компенсации убытков другой стороне, говорится в письме.
Автор письма предлагает «дать поручение компетентным органам государственной власти провести анализ сложившейся ситуации на предмет необходимости внесения изменений в законодательство».
Как подчеркивает Анатолий Аксаков, практика российских судов чревата очевидным риском цепной реакции расторжения сотен уже заключенных сделок с производными финансовыми инструментами, включая процентные свопы. Это может вызвать обвал рыночных котировок и подрыв доверия к дальнейшему функционированию срочного рынка в России.