Меню не для всех

15Рубрика | Взгляд на общество

Текст | Александр АГЕЕВ

1 февраля в Москве изменились правила оплаты проезда на общественном транспорте, и это был лишь старт большой реформы, рассчитанной на три месяца.

Власти Москвы в первый день февраля запустили программу «Новое билетное меню», которую они позиционируют как «усовершенствованную систему оплаты проезда на общественном транспорте». Теперь билет в метро с фиксированным числом поездок можно будет использовать и на наземном транспорте. Бумажные талончики сменит электронный кошелек. Это пластиковая карта с чипом, баланс которой можно будет пополнить через автоматы или банковские карты. Такими проездными пользуются в европейских столицах и в Нью-Йорке. Московский Департамент транспорта объявил конкурс на название для этого проездного. Со 2 апреля будут введены новые билеты, позволяющие в течение 90 минут пользоваться наземным транспортом и совершить одну поездку в метро, а ее стоимость повысится на 2 рубля. До 1 июля самые популярные сейчас билеты на одну-две поездки в метро будут продавать только в автоматах, затем они вообще исчезнут из касс. А к концу года электронными деньгами можно будет расплачиваться за проезд на пригородных электричках, на «аэроэкспрессах», за парковку и за прокат велосипедов. Причем электронный кошелек будет именным, и при утере его можно будет бесплатно восстановить.

Обещания красивые, хотелось бы в них верить, но Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в первый же день этой реформы объявило о намерении подать судебный иск к правительству Москвы, которое пока не сумело убедить москвичей в том, что все это делается для их же блага, и разъяснить новые правила так, чтобы они стали понятны каждому, потому что невнятные, путаные нововведения — всегда повод усомниться в чистоте реформаторских помыслов.

Если попытаться разобраться в новом сложносочиненном наборе вариантов оплаты проезда в столичном транспорте, то становится понятно, что ничего не понятно. Власти бьют себя кулаком в грудь, заявляя, что «Новое билетное меню» позволяет не повышать цены. Однако складывается впечатление, что разработчики новой системы руководствовались девизом 90-х: кручу, верчу, запутать хочу.

Из всей истории нового тарифообразования горожане уяснили для себя главное: новоиспеченные расценки опять же бьют по народному кошельку.

К примеру, такие привычные и удобные билеты на одну-две поездки с 1 июля вообще исчезнут. Вместо них пассажирам предложат купить минимум 5 поездок. Водители наземного транспорта тоже перестанут продавать «короткие» проездные. Хотя билеты на одну и две поездки очень востребованы у москвичей и гостей столицы. Возмущение людей понятно, их интересы не принимаются в расчет. Так что с уверенностью можно сказать, что теперь от демократичности московской подземки уже почти ничего не осталось.

Ссылаясь на европейский опыт, мос­ковские власти в качестве альтернативы предлагают единый 90-минутный билет за 50 руб­лей. Значит, даже если тебе просто нужно доехать от Белорусского вокзала до Павелецкого, ты уже не сможешь сделать это за 28 рублей, потому что цена 90-минутника автоматически включает в себя проезд на наземном общественном транспорте. Хочешь не хочешь, а полсотни заплати — все включено!

А ведь билет на одну поездку — это та самая единица измерения для людей, по которой они и судят, произошло повышение цен на проезд или нет. Сейчас налицо завуалированное повышение тарифов. Откровенно запускать руку в карман горожан и гостей столицы с точки зрения имиджа власти неправильно, значит, надо подать все под сладким соусом благих намерений.

Арифметические расчеты показывают, что подводных камней в новой линейке цен на проезд в общественном транспорте масса. В реальности это и есть те самые камешки, которые основательно бьют по карману обычных людей. В самое ближайшее время нам предоставляется возможность убедиться в этом.

 

АГЕЕВ Александр, первый зампред Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель московского отделения партии «Справедливая Россия».

Родился 4 марта 1976 года в городе Волжском Вол­го­град­ской области.

После окончания школы с золотой медалью поступил на юридический факультет Волгоградского государственного университета.

Трудовую деятельность начал в 19 лет. Работал юристом в волгоградской юридической фирме «Алиби». По окончании учебы создал и возглавил собственную юридическую фирму — «ВердиктЪ».

В 2003 году был избран депутатом Государственной думы РФ.

В 2009 году окончил Университет Российской академии образования по специальности «Эко­но­мист».

Кандидат политических наук. Включен в резерв управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента РФ.

В декабре 2011 года вновь избран депутатом Государственной думы.

Награжден медалью «За за­слуги».

Женат. Вместе с супругой Еле­ной воспитывает дочь Алину (2000 года рождения) и сына Богдана (2003 года рождения).