Охрана конкуренции

9Рубрика | Регулирование

Текст | Евгения ИВАНОВА

ФАС vs МВД.

ФАС выступила против коммерческой деятельности ФГУП «Охрана», подведомственного МВД. Позицию Федеральной антимонопольной службы комментирует заместитель начальника Управления органов власти ФАС Андрей Кузнецов:

— 9 ноября 2012 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Москвы о признании МВД России и ФГУП «Охрана» нарушившими антимонопольное законодательство. Напомню, 3 февраля 2012 года Федеральная антимонопольная служба России признала МВД России нарушившим часть 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Поясню: в соответствии с пунктом 2.1.1 устава одной из целей деятельности ФГУП «Охрана» является охрана объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране, обеспечение их защиты от противоправных посягательств. Для достижения этой цели в соответствии с пунктом 2.2.2 устава ФГУП вправе осуществлять на договорной основе охрану объектов, подлежащих государственной охране.

Таким образом, министерство наделило хозяйствующий субъект (ФГУП «Охрана») функциями и правами федерального органа исполнительной власти, закрепив в его уставе право осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране. Эти действия МВД России на практике направлены на коммерциализацию государственной функции и нарушают законодательство о конкуренции.

Кроме того, ФАС России выяснила, что ФГУП «Охрана» установило на территории Липецкой области в 2010 — первом квартале 2011 гг. монопольно высокую цену на услугу по охране объектов, подлежащих государственной охране (нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Комиссия ФАС России выдала предписание МВД России о необходимости внесения изменений в устав ФГУП в части исключения положений, не соответствующих требованиям Закона «О защите конкуренции». Кроме того, ФГУП «Охрана» выдано предписание о необходимости рассчитать экономически обоснованную цену на услугу Липецкого филиала этого предприятия, применяемую в 2012 году, устранив тем самым нарушение антимонопольного законодательства.

МВД России не согласилось с решением ФАС и обратилось в Арбитражный суд с апелляцией. Арбитражный суд Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд поддержали позицию антимонопольного ведомства, подтвердив правомерность и законность решения и предписаний ФАС России в отношении МВД России и ФГУП «Охрана».

Отмечу: в 2012 году ФГУП «Охрана» уже признавалось нарушившим антимонопольное законодательство (статья 16 Закона «О защите конкуренции»), в результате чего выплатило в федеральный бюджет штраф в размере свыше 21 млн рублей (оборотный штраф является мерой административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства).

Что касается конкурентной среды на рынке охранных услуг, то, по нашему мнению, здесь существуют законодательные пробелы, затрудняющие развитие конкурентных отношений. Признаки нарушения антимонопольного законодательства присутствуют не только в сфере вневедомственной охраны, но и при осуществлении ведомственной и частной охраны. Следует уточнить положения Постановления №587 с учетом полномочий органов и организаций, осуществляющих государственную и ведомственную охрану.

Необходимо законодательно определить критерии отнесения объектов к сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.