Кремль перестроен

Рубрика | Окончательный анализ

Текст | редакция журнала «БОСС»

Созданием Управления президента России по общественным проектам завершилась перестройка кремлевской администрации «под Путина», начавшаяся еще в декабре прошлого года.

 

«Второй» преемник — на первом плане

Перестройка Кремля под «нового старого» лидера Владимира Путина началась сразу после технического и политического подведения итогов выборов в Государственную думу в декабре прошлого года. Сначала руководитель Администрации президента Сергей Нарышкин, входивший в список «Единой России» в качестве одного из так называемых «паровозов» — политических тяжеловесов, обеспечивающих поддержку избирателей — неожиданно принял решение перейти в Государственную думу. (Позднее он был избран ее новым председателем.)

В связи с депутатством Нарышкин оставил пост в Кремле, а президент Дмитрий Медведев назначил исполняющим обязанности кремлевской администрации его первого заместителя Владислава Суркова. Появились предположения, что именно Сурков станет новым главой Администрации президента. Но этого не случилось. Ко всеобщему удивлению, новым руководителем был назначен Сергей Иванов, вице-премьер по «оборонке», высокотехнологичным отраслям и транспорту. Иванов когда-то рассматривался наблюдателями как один из ближайших соратников Владимира Путина. В 2007 году он даже номинировался на место преемника Путина на президентском посту.

В 2006–2007 годах Иванов последовательно наращивал политический вес: в дополнение к посту министра обороны был назначен вице-премьером по оборонному комплексу, а позднее, как и другой потенциальный преемник — Дмитрий Медведев, стал первым вице-премьером. Но выбор тогда был сделан в пользу Дмитрия Анатольевича, и после президентских выборов 2008 года Иванова понизили в должности — он стал одним из заместителей председателя правительства с рядовым кругом обязанностей. Нынешнее назначение Иванова руководителем кремлевской администрации поставило его фактически на тот же уровень, что и бывшего президента, а теперь премьера, Дмитрия Медведева, и стало серьезной компенсацией за понижение периода президентства последнего.

Сегодня Иванов отнюдь не довольствуется ролью президентского «делопроизводителя» — он довольно активно высказывается по актуальным политическим вопросам (чего не делал его предшественник Нарышкин), позиционируя себя в качестве одного из первых лиц государства. В декабре же вслед за Нарышкиным в Государственную думу на должность руководителя аппарата нижней палаты парламента перешла Джахан Поллыева, помощник президента России (в структуре АП до 2004 года — заместитель руководителя Администрации президента), занимавшая эту позицию еще со времен Бориса Ельцина, а точнее с 1998 года. Поллыева курировала референтуру президента, подготовку его речей и выступлений, а также вопросы культуры, науки и спорта. Ее место в Кремле остается вакантным по сию пору — обязанности распределены между другими чиновниками кремлевской администрации. Через непродолжительное время и Владислав Сурков лишился своего поста в Кремле: был переведен в правительство на оказавшийся вакантным после перехода в Государственную думу вице-премьера Александра Жукова пост зампреда по социальным вопросам (с поручением заниматься также политикой модернизации). Это было, несомненно, политическое понижение.

Именно на Суркова как куратора внутренней политики была возложена ответственность за очень слабое выступление «Единой России» на парламентских выборах и последовавший за этим общественно-политический кризис. На посту первого заместителя главы Администрации президента его сменил давний оппонент Вячеслав Володин, с августа 2010 года работавший вице-премьером и руководителем аппарата правительства РФ, а до этого — секретарем президиума генсовета «Единой России». Именно Володину и володинским кадрам с этого времени отведена главная роль в предвыборном штабе Владимира Путина, а также во внутриполитическом блоке президентской администрации. Владислав Сурков, между тем, с мая стал восстанавливать свои позиции — в кабинете Дмитрия Медведева он занял пост вице-премьера (курирующего политику модернизации, вопросы статистики, юстиции, отдельные вопросы культуры) и одновременно пост руководителя аппарата кабмина.

 

Министры Путина трудоустроены

В апреле-июле после завершения работы предвыборного штаба Владимира Путина и особенно после формирования правительства Медведева, в котором не нашлось места многим путинским министрам, наступил новый этап преобразования кремлевской администрации. Практически все отставленные министры получили должности в Кремле, в АП были созданы параллельные правительственным ведомствам подразделения по социально-экономическим проблемам, численность Администрации президента увеличилась на 200 человек. Бывшие министры были назначены, прежде всего, на имеющиеся вакансии, образовавшиеся в связи с переходом бывших помощников президента Медведева в правительство.

Так, экс-министр экономического развития Эльвира Набиуллина сменила Аркадия Дворковича, назначенного в мае вице-премьером по ТЭКу, промышленности, сельскому хозяйству и инфраструктуре. Она, подобно своему предшественнику, курирует экономические и социальные вопросы и Экспертное управление (ЭУ) президента. Единственная функция, которую она не унаследовала от Дворковича — обязанности шерпы в G8. Шерпой стал отдельный чиновник администрации президента, бывший посол России в Польше и до недавнего времени заместитель начальника экспертного управления президента Александр Квасов. Интересно, что пост начальника ЭУ был вакантным после ухода с этой должности еще в конце марта 2011 года Ильи Ломакина-Румянцева.

Де-факто управлением руководил сам Аркадий Дворкович. Но в июле вакансия, наконец, заполнилась: начальником управления была назначена Ксения Юдаева, занимавшая пост главного экономиста — директора центра макроэкономического анализа Сбербанка России — «человек Германа Грефа». Кстати, и Набиуллина, и Дворкович также обязаны своей карьерой этому видному деятелю путинской эпохи. Набиуллина была заместителем и первым заместителем министра в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) России, созданном и возглавлявшимся Грефом. Позднее она встала во главе также созданного Грефом в 1999 году «мозгового центра» путинской команды — Центра стратегических разработок (ЦСР), а в 2007 году стала преемницей Грефа на посту «экономического» министра.

Безусловно, за период работы в Минэкономразвития (МЭР) она приобрела самостоятельный политический вес — и в сегодняшней кремлевской администрации Эльвира Сахипзадовна считается одной из центральных фигур во всем, что касается экономической политики, аналитического обеспечения и подготовки инициатив в социально-экономической сфере. Однако, примечательно, что ей не удалось привести с собой ряд людей, которых она предлагала на те или иные должности. Что касается Аркадия Дворковича, он был приглашен на работу в правительство из околоправительственной консалтинговой структуры также по инициативе Грефа.

Заняв пост помощника главы МЭРТ, а затем заместителя министра, он, также по рекомендации Грефа, в 2004 году перешел в Кремль на должность начальника Экспертного управления. Его карьерный рост, сначала — до ключевого помощника президента Медведева, а затем — до вице-премьера по реальному сектору в кабинете Медведева, позволил ему сформировать свой «клан». Не случайно на пост начальника экспертного управления после ухода Дворковича в кабмин, прочили одного из его соратников — заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского. Но, судя по всему, влияние Дворковича на кремлевские дела поубавилось…

Кстати, Воскресенский не сохранил пост и в Минэкономразвития: новый министр Андрей Белоусов сформировал собственную команду, в которой не нашлось места многим чиновникам, работавшим в МЭР. Тем не менее, Воскресенский был назначен заместителем полпреда президента в СЗФО и главным федеральным инспектором в Калининградской области. Судя по всему, экс-заместитель МЭР претендует на пост нового губернатора этой области. Помощником президента, курирующим работу Госсовета и обеспечивающим визиты главы государства в регионы, вместо Александра Абрамова (соратника Владислава Суркова еще со времен их совместной работы в «Альфа-Групп») назначен экс-министр природных ресурсов и экологии, а до этого губернатор Пермской области Юрий Трутнев. Абрамова же перевели на должность советника президента. Летом сменили и начальника управления по обеспечению деятельности Госсовета: вместо Петра Скороспелова (долго работавшего и с Сурковым, и с Абрамовым) новым руководителем управления назначен опытный правительственный и президентский аппаратчик Михаил Брюханов.

 

Новые направления

Для бывших министров своего правительства Владимир Путин создал в мае три новые «помощнические» должности: помощниками президента, первоначально без фронта работ, были назначены экс-министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, бывший министр образования и науки Андрей Фурсенко, экс-министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Бывший министр транспорта Игорь Левитин стал одним из советников главы государства. Фронт работы и аппарат в июне-июле для них был сформирован.

Из части подразделений Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами — кремлевской «спецслужбы», занимавшейся политическим руководством процессами на постсоветском и ближнезарубежном пространстве, в том числе с использованием факторов «мягкой силы», создано новое управление — по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Главные задачи этого нового управления — экономическое сотрудничество и корректировка социально-экономических процессов на, так называемом, евразийском пространстве. Его куратором стала Татьяна Голикова, а начальником — один из ее бывших заместителей в Минздравсоцразвитии Юрий Воронин. Кроме того, на должность советника президента, курирующего вопросы экономической интеграции, был назначен известный российский политик и экономист Сергей Глазьев.

Из «ребра» Экспертного управления летом было сформировано также Управление президента по научно-образовательной политике — его куратором стал Андрей Фурсенко. Руководитель управления Александр Хлунов в течение нескольких лет был одним из заместителей Фурсенко в Минобрнауки, а незадолго перед назначением возглавлял департамент науки, высоких технологий и образования аппарата правительства РФ. Насколько известно, главные задачи нового подразделения — обеспечение деятельности президентского Совета по науке, и образованию, а также «пригляд» за «новым» Минобрнауки — под руководством Владимира Ливанова. Фурсенко уже неоднократно выступал с комментариями инициатив своего «сменщика».

Из еще одного «ребра» ЭУ возникло Управление президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии: его курирует Игорь Щеголев, а руководит управлением бывший директор департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи Андрей Липов. Щеголев со «своим» управлением обеспечивает работу президентского Совета по развитию информационного общества, а также приглядывает за Минкомсвязи, которое возглавляет Николай Никифоров. Куратором транспортной проблематики, как и ожидалось, стал советник главы государства Игорь Левитин.

 

Советская власть президента

Картину изменений в социально-экономическом блоке кремлевской администрации дополняет новая система президентских советов и комиссий по социально-экономическим направлениям. Образован и начал работать Экономический совет президента России, состоящий в основном из экономистов разных идеологических пристрастий, правительственных и кремлевских чиновников и руководителей общественных объединений предпринимателей. Комиссия президента по модернизации и технологическому развитию, любимое детище третьего президента России Дмитрия Медведева, преобразована в Совет по модернизации экономики и инновационному развитию.

В нем представлены, прежде всего, персоны из крупного и крупнейшего бизнеса. Его состав столь обширен, что пришлось создать президиум совета. Путин также создал Комиссию по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, в которую введены в основном чиновники из Администрации президента и правительства. Большой резонанс получило образование Комиссии по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности. Ее ответственным секретарем, как известно, назначен глава «Роснефти» Игорь Сечин, хотя, как правило, в президентских комиссиях и советах секретарствуют помощники президента или руководители управлений президента. У Путина появился также «нефтяной» советник — Антон Устинов, ранее топ-менеджер «Роснефти» (и племянник полпреда президента в ЮФО, бывшего генерального прокурора России Владимира Устинова). Фактически Сечин и Устинов-младший оказывают не меньшее влияние на решения в сфере ТЭК, чем вице-премьер Аркадий Дворкович и новый, «медведевский» министр энергетики Александр Новак.

Судя по всему, активно работать будут также Совет по науке и образованию и Совет по развитию информационного общества. При этом ряд «социально-экономических» советов и комиссий, созданных или трансформированных при Медведеве (Комиссия по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Совет по развитию финансового рынка, Совет по развитию физической культуры и спорта, Совет по делам инвалидов, Межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, Комиссия по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, Совет по культуре и искусству — названия некоторых приведены с сокращениями — Авт.), не обновлялись, и, вероятно, будут ликвидированы.

 

Кремль без Суркова

Помимо социально-экономического, наиболее тесно связанного с деятельностью правительства, серьезные изменения претерпел блок внутренней политики и ближнезарубежных «спецопераций» кремлевской администрации. Первым, еще до инаугурации президента Путина, был снят с должности начальник Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (УМКС) Сергей Винокуров — формально за конфликтную ситуацию на выборах в Южной Осетии. Его сменил Владимир Чернов, ранее — руководитель секретариата Сергея Иванова в бытность его первым вице-премьером, вице-премьером и министром обороны. Еще раньше Чернов был главой корпорации «Госинкор». Пост начальника УМКС — «про2клятое» место: с момента создания управления в 2005 году меняется уже четвертый его начальник. Модеста Колерова в 2007 году сменил его заместитель Николай Цветков, в 2008 году на его место был назначен Сергей Винокуров — помощник по международным делам премьеров Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова… У Чернова, учитывая его давнее сотрудничество с Сергеем Ивановым, есть шанс продержаться дольше предшественников.

Серьезные изменения претерпело Управление по внутренней политике (УВП). Уже после инаугурации Путина в отставку был отправлен начальник этого управления Константин Костин. На его место назначили вице-спикера Государственной думы, известного деятеля «Единой России», а до этого — движения «Отечество—Вся Россия» Олега Морозова, представителя «московской» части команды многолетнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева и соратника Вячеслава Володина. Существенно обновлен кадровый состав этого ключевого в Администрации президента управления, выполняющего функцию руководства всеми федеральными и региональными политическими процессами. Заместителем начальника управления еще в декабре 2011 года стал Дмитрий Бадовский, известный политолог из МГУ (взаимодействие с экспертным сообществом); в марте 2012 года замами начальника УВП были назначены также Тимур Прокопенко, экс-лидер “Молодой гвардии Единой России” (взаимодействие с молодежными объединениями и религиозными организациями), Павел Зенькович, бывший заместитель начальника Управления пресс-службы и информации президента РФ (взаимодействие с институтами гражданского общества, национальная и информационная политика). В марте Управление по внутренней политике покинули прежние замы — Алексей Чеснаков (перешел в аппарат «Единой России») и Иван Демидов (стал заместителем министра культуры).

В апреле новое сообщество замов пополнилось еще заместителем руководителя предвыборного штаба Путина по регионам Алексеем Анисимовым. Его зона ответственности в УВП — социальный мониторинг ситуации в регионах и стратегия региональной политики. Из прежних заместителей должности на данный момент сохранили мало связанные с Сурковым люди. Это Радий Хабиров, бывший руководитель Администрации президента Башкортостана Муртазы Рахимова, в 2008 году покинувший его команду и перешедший в АП. Он курирует взаимодействие с Федеральным собранием и политическими партиями. А также Игорь Удовиченко, бывший главный федеральный инспектор в Оренбургской области, а ранее оренбургский предприниматель. Он также пришел в Администрацию президента в 2008 году; в нынешней структуре УВП он курирует оперативное управление ситуацией в регионах. Под руководством пяти заместителей начальника УВП «размножились» и департаменты этого управления.

Уже в процессе работы нового УВП произошли очередные кадровые изменения. В июле управление покинул Дмитрий Бадовский — он возглавил «мозговой центр» Общероссийского народного фронта — Институт социально-экономических и политических исследований, который теперь имеет шанс стать главным путинским think tank вместо «слишком либерального» ЦСР… В октябре на базе части подразделений УВП было создано новое управление — по общественным проектам. Его возглавил Павел Зенькович. Задачи нового управления — программы патриотического воспитания, укрепления духовно-нравственных основ общества, а также организация взаимодействия с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества. Управление — пока в стадии формирования.

Кроме того, президент создал при себе новый коллегиальный орган — Совет по межнациональным отношениям. В его состав вошли представители общественных организаций национальных диаспор и эксперты по национальной политике. Под председательством руководителя АП Сергея Иванова возобновил деятельность президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями — с начала июля он начал собираться после почти полугодового перерыва. От президентства Дмитрия Медведева остался также Совет по развитию местного самоуправления — будет ли он функционировать при новом президенте, и в каком формате, пока непонятно: его состав не обновлялся.

А вот Совет по делам казачества работать будет — в мае на посту его председателя вновь утвержден Александр Беглов, полпред президента в ЦФО (до мая он занимал пост зама руководителя Администрации президента). Приснопамятная Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России последний раз заседала в сентябре прошлого года и ее деятельность заморожена.

 

Раздвоение «пиара»

По-новому организован кремлевский PR-блок. За него отвечают теперь сразу два заместителя руководителя Администрации президента. Это повышенный в мае до первого зама руководителя АП Алексей Громов, бывший пресс-секретарь Путина в его первый и второй президентский сроки, ставший одним из заместителей руководителя АП (по информационной политике государства) во время президентства Дмитрия Медведева, а также Дмитрий Песков, новый пресс-секретарь президента РФ, одновременно назначенный заместителем руководителя его администрации.

Под их совместным кураторством — два управления президента: ранее существовавшее Управление пресс-службы и информации, под руководством, как и раньше, Андрея Цыбулина, и выделенное из него Управление по общественным связям и коммуникациям, которое возглавил Александр Смирнов, ранее — заместитель начальника Управления пресс-службы и информации. Это новое управление будет заниматься государственной информационной политикой.

 

Полицейские кадры

Существенные изменения произошли в кадрово-правоохранительном блоке АП. Новым помощником президента по кадрам и правоохранительным вопросам стал Евгений Школов, соратник Путина по германскому направлению советской разведки. В последнее время он был председателем совета директоров АО «Уралвагонзавод», а до этого — заместителем министра внутренних дел РФ, курировавшим экономическую безопасность. Прежний помощник по кадрам Олег Марков, пришедший на этот пост в 2008 году с должности руководителя Росфинмониторинга, ушел «в никуда». Начальником Управления по кадрам и государственной службе стал Владимир Кикоть, возглавлявший кадровый департамент МВД, прежний руководитель управления Сергей Дубик переведен на должность советника президента, и будет, судя по всему, заниматься вопросами президентского Совета по противодействию коррупции.

Пост начальника Управления по государственным наградам сохранил Владимир Осипов — один из старожилов Кремля: с 1999 года работал начальником Управления кадров, а с 2008 года занимает нынешнюю должность. Начальником Управления по обеспечению конституционных прав граждан (оно ведает вопросами гражданства, предоставления политического убежища, помилования) остался Владимир Жуйков, юрист с большим опытом работы, как в органах юстиции, так и в коммерческих структурах. В сфере ведения Евгения Школова — организация работы президентских комиссий: по вопросам реформирования и развития государственной службы, по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, по государственным наградам и упоминавшегося Совета по противодействию коррупции. И, конечно, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, возглавляемого сохранившим и при Путине должность советника президента Михаилом Федотовым. Как известно, совет сейчас находится в состоянии реформирования — его состав увеличен до 62 человек, будет сформирован президиум совета…

Кроме того, при Управлении по обеспечению конституционных прав граждан создан экспертный совет, который будет заниматься вопросами гражданства и миграции и который наблюдатели считают противовесом «федотовскому» совету. Пост советника президента (по судебным вопросам) сохранил и бывший председатель Высшего арбитражного суда, создатель арбитражной системы России выдающийся отечественный юрист Вениамин Яковлев.

Сохранение на посту помощника президента—начальника Государственно-правового управления Ларисы Брычевой удивления не вызвало: это опытный исполнительный юридический «технолог». Должность начальника ГПУ она занимает с 1999 года, до этого была заместителем начальника этого управления.

Секретариат Совета безопасности России, органа по координации силовых структур, «параллельного» Администрации президента и независимого от нее, остался почти в нетронутом состоянии. Дело в том, что на должность секретаря Совбеза еще в 2008 году Владимир Путин назначил генерала армии Николая Патрушева, экс-директора ФСБ. Структура секретариата была сформирована еще тогда, и никаких резонов менять ее теперь нет. Но в Совбезе появилась новая фигура — на должность заместителя секретаря совета в мае был назначен экс-министр внутренних дел, генерал армии Рашид Нургалиев. Он курирует тематику МВД. И он единственный из шести заместителей Патрушева — одного первого (генерал-полковника ФСБ Владимира Булавина) и пяти простых (помимо Нургалиева — это общевойсковой генерал-лейтенант запаса Юрий Аверьянов, генерал армии, экс-руководитель научно-технической службы ФСБ Николай Климашин, бывший дипломат и банковский работник Евгений Лукьянов и экс-полковник разведки Владимир Назаров) — получил статус постоянного члена Совета безопасности.

 

Уход Приходько

Во внешнеполитическом блоке АП в мае произошла смена «куратора». Назначен новый помощник президента по внешней политике — Юрий Ушаков. Ушаков пришел в ближний круг Владимира Путина в 2008 году с должности российского посла в США. Специально под него в 2008 году была создана должность заместителя руководителя аппарата правительства по внешней политике. Он — маститый дипломат, при этом считается сторонником наступательной внешней политики. Его предшественник

Сергей Приходько перешел в аппарат правительства на прежнее место Ушакова. При этом Приходько стал одним из двух первых заместителей руководителя аппарата правительства, в то время как Ушаков являлся «простым» заместителем. Сергей Приходько был одним из старожилов Кремля. Он пришел в Администрацию президента из МИДа по инициативе Сергея Ястржембского, первоначально заместителя руководителя Администрации президента по внешней политике, а затем пресс-секретаря Бориса Ельцина (вместе с Ястржембским Приходько работал в Чехословакии). В 1997 году Приходько назначен помощником президента (тогда это была должность сродни нынешней должности советника главы государства).

Позднее Сергей Приходько работал замом руководителя Администрации президента по внешней политике в течение второго срока Ельцина и первого срока Владимира Путина, затем, после реформы АП в 2004 году, помощником президента по внешней политике. И теперь перешел в команду Медведева. Начальником Управления президента по внешней политике, тем не менее, остался Александр Манжосин, занимающий эту должность с 2004 года, а до этого много лет работавший первый замом возглавлявшего управление Сергея Приходько. Ушаков отвечает за работу одной из активно функционирующих при Путине президентских комиссий — по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, и оказывает активное влияние на формирование военно-промышленного направления правительства.

 

Общие вопросы — в твердых руках

Еще в мае назначен новый зам руководителя Администрации президента по так называемым общим вопросам — Антон Вайно. Он перешел за Путиным из аппарата правительства. Вайно был заместителем руководителя протокола Игоря Щеголева в первый и второй срок Путина, затем был «брошен» на укрепление протокольной службы правительства в кабинет министров Виктора Зубкова.

В кабмине Путина стал руководителем протокола—заместителем руководителя аппарата правительства РФ, затем на непродолжительное время руководителем аппарата правительства в ранге министра. Ранее занимавший этот пост Александр Беглов назначен полпредом президента в Центральном федеральном округе. В подведомственных Вайно подразделениях мало перемен: начальником Управления информационного и документационного обеспечения президента остался Сергей Осипов, работавший до 2008 года в Контрольном управлении президента. Начальником Управления по работе с обращениями граждан и организаций стал Михаил Михайловский, экс-сенатор от Санкт-Петербурга. Кстати, это управление отвечает за работу президентской Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Руководителем протокола президента в мае был назначен Владимир Островенко. «Протоколистом» он стал в 2008 году в аппарате правительства по инициативе Антона Вайно, и теперь перешел вместе с ним в Кремль. Начальником Управления протокола президента стал также выходец из МИДа Вячеслав Китаев. Руководителем Канцелярии президента в ноябре назначен Антон Кобяков — он сменил на этом посту Николая Константинова, работавшего еще при Медведеве. Кобяков был сотрудником Управления президента по внешней политике, а до этого — вице-губернатором Кемеровской области. Новый-старый (работавший на этой должности в прошлую легислатуру Владимира Путина, а затем уходивший с ним в правительство) руководитель референтуры президента Дмитрий Калимулин теперь, фактически, возведен в ранг одного из помощников главы государства. Любопытно, что Путин оставил на посту своего помощника — начальника Контрольного управления Константина Чуйченко, справедливо считающегося ближайшим соратником Дмитрия Медведева.

 

По лекалам ЦК

Случившиеся с декабря прошлого года  изменения в Администрации президента беспрецедентны за весь период существования этого органа: такое количество перемен было только в 1998 году, когда решался вопрос о преемнике, и часть окружения Бориса Ельцина выступала за Юрия Лужкова. Ни в 2000 году, когда Путин впервые стал президентом, ни в 2004 году, когда он освободился от «кондиций» ельцинской «семьи», ни в 2008 году, когда главой государства стал Дмитрий Медведев, столь сильных изменений не было. Администрация увеличилась в размерах, и Путин окончательно отказался от функционального принципа, действовавшего во всех предыдущих легислатурах: когда подразделения создавались в обеспечение тех или иных конституционных полномочий главы государства.

Исключение ранее делалось только для сферы внутренней политики — УВП всегда было фактически внутриполитическим министерством. Теперь же АП построена по ярковыраженному отраслевому принципу. Сформированная за последний год администрация больше всего похожа на ЦК КПСС, аппарат которого полностью дублировал структуру органов государственной власти. Это свидетельствует о том, что администрация президента теперь — инструмент универсального политического управления всеми сферами и собственной повестки у правительства теперь нет.