Дешево и качественно?

1Рубрика | «БОСС» в помощь/Консультация

Текст | Александр КАРАФЕЛОВ, адвокат, кандидат исторических наук, член Ассоциации юристов России (+7 (495) 708-40-23, www.karafelov.ru)

Бухгалтерский аутсорсинг глазами адвоката.

Не более 15 лет назад, слово «аутсорсинг» с трудом выговаривали даже люди, представлявшиеся поставщиками данных  услуг. Непонимание отечественным бизнесом сути данного направления было вполне объяснимо.  В то время даже Америка, идущая впереди планеты всей, делала неторопливые шаги в перенастройке своих бизнес-процессов на аутсорсинговый лад.

Рынок аутсорсинга в России строился  не от потребителя, который о нем мало что знал и слышал, а от самих аутсорсеров, увидевших емкость и привлекательность данного направления.

Главными мотивами аутсорсеров в продвижении их услуг стали дешевизна и высокое качество. Эти два показателя, как правило, являются взаимоисключающими,  что, впрочем, российских аутсорсеров не смущало. И такой парадокс имел свое объяснение.

Невысокие цены на услуги были связаны с тем, что компании, специализирующиеся на аутсорсинге, особым образом организовывали  процесс работы, разбивая его на отдельные узкоспециальные задачи, для выполнения которых не требовались специалисты высокой квалификации.  То есть компания, оказывающая, к примеру, услугу по организации бухгалтерского и налогового учета на предприятиях заказчиков,  налаживала «производство конвейерного типа», где на основной массе операций были задействованы специалисты невысокой квалификации с невысоким уровнем заработной платы. В итоге конечная услуга для потребителей стоила относительно невысоко.

Те же компании, которые организовывали свой бухгалтерский и налоговый учет силами штатного главбуха, вынуждены  были платить ему относительно высокую зарплату, притом, что он выполнял одновременно и сложную, и простую работу, так как представлял всю бухгалтерию в одном лице. Понятно, что это справедливо только для определенного типа предприятий, у которых бухгалтерия состоит из одного главбуха (что свойственно большинству компаний малого бизнеса).

Кроме того, аутсорсеры справедливо замечали, что обратившиеся к ним заказчики экономят затраты на офисные площади, организацию рабочих мест, оргтехнику и программные продукты, зарплатные налоги и так далее, что является неоспоримой выгодой.

Высокое качество своих услуг аутсорсеры декларировали за счет того, что они, в отличие от своих заказчиков,  могут позволить себе иметь в штате специалистов высокой квалификации и различной специализации. Их специалисты не участвуют в решении текущих производственных процессов, а привлекаются к решению нестандартных или сложных задач. Это импонировало заказчикам и становилось веским аргументом в переходе на аутсорсинг.

Во всем вышеперечисленном была и доля правды, и доля лукавства. Правда заключалась в том, что аутсорсеры действительно обходятся компании дешевле, чем собственная бухгалтерия. Кроме того, аутсорсеры более надежный инструмент, так как их привлечение исключает для за- казчика риски, связанные с человеческим фактором. В данном случае заказчик имеет дело с юридическим лицом, коим является аутсорсер, а это всегда проще, чем выстраивать свои отношения с конкретным человеком, занимающим еще и ключевую позицию в штатном расписании. Юридическое лицо не болеет, не психует и не учит тебя жизни.

Доля лукавства – это та же апелляция к качеству. К сожалению,  аутсорсеры так и не смогли зарекомендовать себя на рынке бухгалтерских услуг как конкуренты штатных главбухов именно в плане качества организации бухгалтерской и налоговой отчетности. Штатный главный бухгалтер, содержание которого пусть и стоит компании дорого, имеет возможность глубже вникнуть в суть деятельности своей компании, разобраться в приемах ее работы, правовых и налоговых нормах своей отрасли, у него больше времени на составление первичных документов. И он всегда готов защитить собственноручно составленную отчетность.

Так что, аутсорсеры в своей мотивации в пользу ухода от штатной бухгалтерии под их крыло лукавят по поводу обеспечиваемого ими качества? И никто этого не замечает? А если замечает, то почему же аутсорсинговые услуги все же развиваются?

Ответы на все эти вопросы лежат на поверхности. Дело в том, что явления, о которых не перестают говорить и с которыми не прекращают бороться, — зарплата в конвертах, обналичка и т.д. — подразумевают определенные действия, сводящиеся к тому, что бизнес выводит свободные средства со своих счетов на счета «специальных компаний»  (назовем их так), которые, в свою очередь, эти средства обналичивают. После того как это происходит, уже совсем неважно, насколько качественно составлена бухгалтерская и налоговая отчетность в компании, подобным образом распоряжающейся своими свободными средствами. Налоговики при проверке не станут утруждать себя более глубокими исследованиями,  нежели теми, что видны невооруженным глазом. Собственники компаний это понимают и стремятся к тому, чтобы срок жизни их предприятий был настолько коротким, дабы можно было свести риск попасть под налоговую проверку к минимуму.  

То есть важным становится не столько качество бухгалтерской и налоговой отчетности, сколько желание просто не привлекать к себе дополнительного внимания. Для этого просто надо сдавать отчетность вовремя. И сделать это вовремя аутсорсеры, конечно же, могут. Причем дешевле, чем штатные главбухи.