«Крыша» для «Газпрома»
Рубрика | Президентские программы
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Глава государства стремится защитить крупнейшие государственные корпорации.
Владимир Путин 11 сентября подписал Указ «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юрлицами внешнеэкономической деятельности», которым запретил названным юридическим лицам предоставлять иностранным органам любую информацию о своей деятельности, изменять коммерческие контракты и продавать доли в иностранном бизнесе, не получив соответствующего разрешения от правительства. Указ для нашего журнала прокомментировал экономист Иван Осянин:
— Документ опубликован в контексте скандального антимонопольного расследования Еврокомиссии, инициированного против деятельности «Газпрома» в ряде восточноевропейских стран, и направлен, очевидно, на поддержку газового монополиста. Документ величиной в одну страницу сразу же вызвал десятки негативных отзывов от экспертного сообщества.
Суть лично моих претензий к указу сводится к его явным смысловым дефектам — совершенно неясно, зачем он вообще понадобился. Отставим формальную критику указа на тему возможностей расширительного толкования понятий «действия, которые способны нанести ущерб экономическим интересам РФ», благо есть о чем поговорить в части его более принципиальных моментов.
Указ в открытой форме информирует Европу о том, что «Газпром» официально находится «под крышей» правительства, и все дальнейшие переговоры нужно вести непосредственно в формате ЕС–РФ. То что газовый гигант является инструментом давления во внешней политике России, Евросоюз и так вбил себе в голову настолько прочно, что готов и к сотрудничеству в газовой сфере со сколь угодно радикально мусульманскими странами, и к последовательным поискам (отнюдь не безуспешным) любых технологических способов снижения зависимости от поставок российского газа.
Если же месседж сводится к «нам все равно, что вы о нас думаете», то он вреден как стук ботинком о трибуну — страха и уважения не вызывает, а раздражения некультурным поведением стучащего хоть отбавляй. «Газпром»-то компания, безусловно, российская, но работает на европейской территории, и восприниматься отказ в предоставлении информации со ссылкой на указ будет как нарушение законов объединенной Европы с соответствующими экономическими санкциями.
Вторая возможность, которую принесет «Газпрому» данный указ, — это шанс под формальными предлогами существенно затянуть время на расследование и оттянуть момент штрафа в случае принятия соответствующего решения. Насколько сейчас нужен такой бюрократический инструмент — судить трудно.
В практике переговоров наличествуют три хрестоматийных инструмента — убеждение, компромисс и угроза силой, а искусство дипломата состоит в их своевременном применении. Если рассматривать указ как ход в рамках истории с антимонопольным расследованием, то перевод разбирательства на уровень правительства никого ни в чем не убеждает, не ведет к компромиссам, ничего угрожающего собой не представляет. А значит, это слабый аргумент, от приведения которых в любом споре лучше всего воздерживаться.