Новости

Рубрика | Что было

Пенсионная спешка

11 сентября 2012 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию. В работе комитета приняли участие президент РСПП А.Н. Шохин, министр труда и социальной защиты РФ М.А. Топилин, президент Центра стратегических разработок М.Э. Дмитриев, председатель Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ А.Л. Кудрин, представители ООО «ОПОРА России» и «Деловая Россия», представители Правительства РФ, Пенсионного фонда РФ, министерств и ведомств. Вел заседание председатель комитета, глава ИНСОР И.Ю. Юргенс.

Участники заседания рассмотрели положения подготовленной Минтрудом Стратегии пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, которая 20 сентября с.г. будет представлена в Правительство РФ, а 1 октября с.г. — президенту России.

Представители бизнес-сообщества настаивали на том, что предложенный график обсуждения концепции Минтруда слишком поспешен: «Реформа, в которую мы вступаем, начинается не вовремя, в связи с тем, что мировой рынок и наш внутренний рынок чувствует дыхание рецессии», — заметил председатель комитета И.Ю. Юргенс и предложил провести широкое обсуждение положений реформы по принципу достижения «социального контракта».

По мнению президента РСПП, резервы для отсрочки реформы могли бы найтись в ходе приватизации госактивов и в результате отказа от «конъюнктурного перераспределения» бюджетных средств, например, направленных на слияние энергетических компаний или покупку активов госкомпаниями. «Еще в начале 2009 года РСПП предлагал решение об использовании неналоговых или нестраховых источников пополнения бюджета ПФР. В частности, речь шла о концентрированном направлении доходов от приватизации государственного имущества в Фонд национального благосостояния для целей пополнения бюджета ПФР», — сказал Шохин.

Основные прения на заседании велись вокруг предложений Стратегии о реформе досрочных пенсий, накопительном компоненте и пенсионной формуле. Например, в РСПП считают, что предложенный Минтрудом «страховой маневр» (из 6% взносов, которые сегодня идут на накопление, от 2 до 4% направить на текущие выплаты, то есть в солидарную часть, а к 2015 году дать право работникам самим выбирать — продолжать делать пенсионные накопления или все 6% отчислений оставить в солидарной системе) ущемляет права наиболее активной части населения. «Предложения Минтруда все равно не будут работать, потому что количество пенсионеров в России будет только возрастать», — заявил сопредседатель комитета РСПП Л.А. Федун. О необходимости постепенного повышения пенсионного возраста говорил А.Л. Кудрин. Он согласился с тем, что начать можно с поиска стимулов для более позднего выхода работников на пенсию.

Глава Минтруда М.А. Топилин в ответном слове призвал предпринимателей обстоятельнее формулировать предложения и заверил, что обсуждение концепции Стратегии не прекратится после внесения документа в Правительство РФ и доклада президенту России.

 

Мегапроблемы мегарегулирования

19 сентября 2012 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности и Комиссии РСПП по финансовой индустрии. Рассматривался вопрос о возможном создании мегарегулятора финансового рынка. Вел заседание исполнительный вице-президент РСПП А.В. Мурычев. Открывая заседание, он отметил, что тема мегарегулятора не нова, и ранее рынок посчитал его создание преждевременным. В связи с поручением Минфину России, другим заинтересованным ведомствам проработать предложения о создании единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка есть необходимость вновь узнать мнение участников рынка по этому вопросу.

С докладом выступил первый вице-президент Ассоциации региональных банков России А.А. Хандруев, который проанализировал зарубежную практику создания мегарегулятора, оценил преимущества и недостатки его создания.

На заседании выступили заместитель министра финансов РФ А.В. Моисеев, президент Всероссийского союза страховщиков А.С. Кигим, сопредседатель Комиссии РСПП по финансовой индустрии, президент ОАО «Московская биржа» Р.А. Аганбегян, председатель правления НАУФОР А.В. Тимофеев, заместитель руководителя ФСФР А.Ю. Синенко, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов А.В. Турбанов, директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара А.Л. Ведев, президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по финансовому рынку А.Г. Аксаков, президент НП РТС Р.Ю. Горюнов, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка М.В. Мамута, заместитель председателя правления ОАО «Альфа-банк» В.Б. Сенин, эксперт ФСФР Ю.А. Данилов, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Д.В. Шевченко.

В докладе и при его обсуждении отмечалось, что реформа регулирования и надзора назрела, граница между банками и другими финансовыми институтами «стерлась». Мегарегулирование — наиболее эффективный вариант финансового регулирования в эпоху финансовых конгломератов и глобального рынка капитала. За последние 25 лет 36 стран с наиболее крупными финансовыми рынками (из 70) перешли к мегарегулированию.

России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам, среди которых главная — высокий уровень системного риска. Сегодня 98% (по активам) российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов (конгломератов) и, таким образом, обеспечивают трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируют и преумножают системный риск.

Однако акцент делается на вопросе о том, кто будет мегарегулятором, а не на более важных для развития рынка вопросах формирования необходимых предпосылок введения мегарегулирования и построения эффективной системы регулирования и надзора на финансовом рынке. Упор на выбор органа, «назначаемого» мегарегулятором, связан с решением ряда тактических, «аппаратных» проблем. В случае назначения Центрального банка мегарегулятором это снимает с повестки дня те вопросы, нерешенность которых препятствовала формированию эффективного регулятора на небанковском рынке (проблема финансирования органа надзора небанковского финансового рынка и проблема «вписывания» эффективного финансового регулятора в российское правовое поле). Однако это никак не способствует решению наиболее важных стратегических проблем, затрагивающих общественные интересы.

На взгляд участников заседания, внедрение в России мегарегулирования должно проводиться в целях минимизации системных рисков, повышения уровня защиты инвесторов и увеличения инвестиций частных инвесторов за счет унификации инструментов инвестирования, повышения глобальной конкурентоспособности российского финансового рынка, облегчения доступа к капиталу за счет унификации инструментов привлечения инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что с момента решения о введении мегарегулирования до момента появления мегарегулятора проходит, как правило, 10–15 лет, в течение которых создаются предпосылки мегарегулирования, в том числе проводится унификация регулирования/надзора финансовых посредников различных типов, унификация регулирования выпуска инструментов инвестирования, унификация технологий привлечения инвестиций, унификация надзора, и лишь на этой основе осуществляется постепенная концентрация функций регулирования и надзора.

В России также нужно сначала создать все предпосылки для внедрения мегарегулирования, и лишь затем ставить вопрос о мегарегуляторе. При этом опыт ряда стран (прежде всего Великобритании и Голландии) последних двух-трех лет показал, что процессы концентрации функций регулирования и надзора на финансовом рынке далеко не всегда приводят к формированию единого регулятора (так, например, в течение 2010–2011 годов по крайней мере в трех странах Европы возникла «twin peaks» model).

В мировой практике в качестве мегарегулятора чаще всего используют специально созданный орган. Типовой мегарегулятор в мировой практике можно охарактризовать следующим образом:

1. Это специально созданное юридическое лицо в специальной организационно-правовой форме (организация публичного права и т. п.).

2. Сочетает функции регулирования (правоустановления) и надзора (правоприменения) на финансовом рынке (во всех случаях из известной мировой практики).

3. Не обладает правом законодательной инициативы.

4. Является независимым неправительственным органом, финансируемым не только из бюджетных источников.

5. Подотчетен (но не подчинен!) органам исполнительной власти (как правило, правительству в целом или министерству финансов, реже — президенту), иногда — парламенту, что исключает возможность вмешательства в деятельность мегарегулятора.

6. Коллегиальный орган.

7. По итогам обсуждения принято решение о направлении в Минфин России письма с просьбой в случае формирования им рабочей группы по подготовке предложений относительно мегарегулятора обязательно включить в ее состав представителей комиссий РСПП. В целях выработки предложений по унификации и оптимизации регулирования и надзора, обсуждения предложений и проектов документов, подготовленных госорганами по данной теме, при Комиссии по банкам и банковской деятельности и Комиссии по финансовой индустрии создана Рабочая группа по вопросам совершенствования регулирования и надзора на финансовом рынке. Руководителями утверждены сопредседатели комиссий РСПП А.В. Мурычев и Р.А. Аганбегян.

 

Управление теперь по стандартам

11 сентября 2012 года в пресс-центре «РИА Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная началу действия национальных стандартов в сфере проектного управления на территории России.

Разработчики ГОСТов и представители Росстандарта подробно рассказали о содержании российских ГОСТов, их применении и значении, истории создания, а также ответили на вопросы журналистов.

Открыл пресс-конференцию Е.Р. Петросян — заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Он подчеркнул, что значение выхода стандартов трудно переоценить, поскольку любой стандарт — это воплощение коллективного труда лучших экспертов в определенной области, документ, вобравший в себя все знания экспертов.

Продолжил выступление А.В. Полковников — руководитель подкомитета «Менеджмент проектов» Росстандарта, президент Ассоциации управления проектами СОВНЕТ, представитель России в комитете ISO TC 236 «Управление проектами», управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА». Тема его выступления касалась целей создания стандартов: в частности, стандарты позволяют разным компаниям говорить на одном языке и благодаря этому существенно снижать затраты на реализацию проектов. Кроме того, создание стандартов позволяет развивать дисциплину управления проектами, обобщать и распространять лучшие практики.

Выступление А.С. Кутузова, председателя правления АНО «Центр стандартизации управления проектами», генерального директора компании PM Expert, было посвящено предпосылкам и ходу разработки стандартов. Он пояснил, что необходимость введения стандартов назрела давно и была обусловлена некоторым отставанием российских организаций в области управления проектами от ведущих западных компаний. По словам Кутузова, утвержденные стандарты призваны стать основой и основанием для внедрения эффективных методов управления проектами в различных государственных и коммерческих организациях.

Д.Е. Маев, заместитель генерального директора компании PM Expert, и М.А. Козодаев, управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА», исходя из своего обширного опыта консалтинговой работы на реальных проектах, поделились мнением о том, как введение стандартов повлияет на практику управления проектами в России в частных компаниях и государственных организациях. Также эксперты отметили необходимость введения национальной сертификации руководителей проектов и компаний, реализующих проекты.

П.А. Алферов, директор Департамента знаний, информации и методологии «Оргкомитет ‘’Сочи-2014’’», добавил, что основными достоинствами утвержденных стандартов являются их краткость и прозрачность — стандарты вводят обязательный минимум к управлению проектами.

Завершилось выступление ответами на вопросы журналистов и представителей организаций, заинтересованных в совершенствовании управления проектами в России.

Национальные стандарты по управлению проектом, программой и портфелем проектов официально вступили в силу 1 сентября 2012 года. В текстах ГОСТов перечислены основные требования к управлению проектом и программой от инициации до завершения, а также портфелем проектов на этапах его формирования и контроля реализации. Положения стандартов применимы для различных организаций и любых типов проектов, в том числе реализуемых на государственном уровне.