Строители разгребают завалы


Текст | Павел ЧЕРНЫШОВ


Не секрет, что сегодня в строительстве России существует целый спектр проблем. Над их решением бьются лучшие представители власти и бизнеса. Что должно быть изменено, чтобы рынок недвижимости смог развиваться и получил необходимый запас прочности на случай нового финансового кризиса?

Кризис выявил препятствия

Строительная отрасль — один из краеугольных камней экономики, обеспечивающий стабильность всей системы. Рынок недвижимости тесно связан с развитием всех остальных стратегических секторов экономики. За примерами ходить далеко не надо: финансовый кризис в США был спровоцирован бумом ипотеки. «Решение проблем жилищного строительства — это не просто повышение качества жизни, это прежде всего развитие страны, новые демографические, социальные и экономические перспективы, гармоничное развитие российских территорий», — замечает президент саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство строителей малого и среднего бизнеса» (СРО НП СМСБ) Виталий Федоров.

«Руководством страны четко было обозначено развитие жилищного строительства как приоритетного направления в деятельности органов власти всех без исключения уровней — и федерального, и регионального, и муниципального. В новых условиях вступления в ВТО это еще и необходимость сохранения существующего потенциала», — напомнил он.

Уже сегодня можно говорить о том, что наметился определенный подъем в строительной сфере, что стало главным показателем того, что финансовый кризис уже пройден. Устойчивый рост оборотов рынка жилья, начавшийся в 2010 году, наконец-то привел к выходу рынка жилья из стагнации. Так, по данным АИЖК, в первом квартале 2012 года было введено в эксплуатацию 9,8 млн кв. м, что составило 104,5% по отношению к объему ввода жилья в аналогичном периоде 2011 года. «Напомню, что в первом квартале 2011 года ситуация была противоположной: объемы ввода жилья падали. Ситуация в строительном секторе продолжает постепенно выравниваться, но это восстановление пока неустойчиво, поскольку базируется на росте объемов кредитования населения и строительного сектора. Тем не менее темпы роста кредитования в 2012 году начали замедляться — по всей видимости, вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках», — поясняет Андрей Шелковый, исполнительный директор АИЖК по жилищному финансированию .

Несмотря на столь обнадеживающую динамику, все представители рынка недвижимости понимают, что сейчас надо в спешном порядке решать открывшиеся за время кризиса проблемы, чтобы избежать повторения печального сценария. «Финансовый кризис 2008 года серьезнейшим образом повлиял на строительный сектор в России и выявил серьезные административные препятствия для развития строительного сектора. Ухудшение мирового инвестиционного климата, отсутствие дешевых зарубежных кредитов, значительно затруднившего привлечение инвестиций и реализацию инвестиционных проектов в сфере строительства, вкупе с наличием административных, законодательных барьеров сделали практически бессмысленной реализацию бизнесом любых негосударственных инвестиционных проектов строительства в России», — говорит Оксана Сенько, председатель Координационного совета НП «Гильдии управляющих и девелоперов» по г. Москве.

Виталий Федоров обращает внимание на то, что, несмотря на некоторый подъем, из игры практически выведен малый бизнес, который является индикатором инвестиционной привлекательности и стабильности отрасли. «Сейчас часто акцентируют наше внимание на крайне низких позициях России в рейтинге Doing Business, который сфокусирован на оценке влияния госрегулирования на деятельность прежде всего малых и средних фирм. В основу глобального рейтинга взяты десять “технических” параметров — от процесса открытия фирмы до судебной защиты контрактов, анализирующих, насколько текущее законодательство стимулирует или усложняет развитие предпринимательства в стране. Прорыв России из аутсайдеров в топ Doing Business с этого года стал политической задачей: в мае президент Владимир Путин предписал, что за шесть лет Россия должна подняться в этом рейтинге на 100 ступеней — с 120-го места среди 183 стран на 20-е место», — рассказывает эксперт.

Проблемы хорошо известны

Развитию и малого, и крупного бизнеса мешают одни и те же проблемы, лежащие, главным образом, в административной плоскости. «Основные проблемы российской строительной отрасли известны — это не отвечающая сегодняшним реалиям база нормативной технической документации, административные барьеры, затрудняющие работу строителя, недостаточное количество квалифицированных рабочих кадров.

Серьезной проблемой остается отсутствие должного регулирования в области производства строительных материалов и изделий, что способствует появлению на рынке некачественной продукции. К чему может привести подобная ситуация, наверное, объяснять не надо», — говорит Виталий Федоров.

В данный момент идет активный диалог государства и представителей бизнеса. Так, ГУД активно участвует в рабочих совещаниях Министерства регионального развития и Агентства стратегических инициатив. Гильдия выступила с рядом предложений. Вкратце, по мнению организации для развития строительства, необходимо сделать следующие шаги:

1. Устранить административные барьеры в строительстве.

2. Обеспечить комплексное планирование и освоение новых территорий.

3. Развивать инфраструктуру для обеспечения строительства.

4. Содействовать в решении проблемы квалифицированных строительных кадров.

Конкретные шаги

Для снятия административных барьеров предлагается упростить процедуру оформления земельно-правовых отношений: обеспечить скорейшее принятие ПЗЗ во всех регионах России, внести изменения в Градостроительный кодекс в части регулирования застроенных территорий, провести ревизию земельных участков и межевание лесного фонда. «Также целесообразно предоставлять льготные условия и уменьшить ставки арендной платы и земельного налога для земельных участков, вовлекаемых в инвестиционные проекты для строительства, в том числе для снижения издержек и повышения привлекательности инвестиционных проектов», — отмечает Оксана Сенько.

Чтобы решить проблемы комплексного развития территорий, государство должно стать координатором процессов планирования территорий. «Причем на стадии планирования необходимо привлекать конкретные бизнес- и инвестиционные проекты для обеспечения их синхронного развития», — уточняет г-жа Сенько.

Для развития инфраструктуры необходимо развитие механизма реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП — Контрактов жизненного цикла.

Кроме этого, нужно принять Национальную программу по подготовке строительных кадров. ГУД предлагает направить наших специалистов на обучение и стажировку в республики бывшего Союза, где в отличие от России не уничтожили полностью систему профподготовки.

«Также необходимо предусмотреть в законодательстве возможность возмещения инвестору затрат в случае невозможности реализации проекта по объективным причинам», — добавляет Оксана Сенько.

Консолидация рычагов воздействия

Пока внесенные представителями бизнеса предложения только рассматриваются. Однако работа идет. Делается первый и, возможно, самый главный шаг: на базе Минрегионразвития воссоздается Госстрой.

Напомним, что Федеральное агентство по строительству и ЖКХ было сформировано в ведении Минрегиона в 2004 году, в 2008 году ведомство было упразднено. Таким образом, в правовом поле не осталось ведомств, занимающихся исключительно развитием строительной отрасли. После того как правительство взяло курс на укрепление строительной отрасли, в мае 2012 года президент России Владимир Путин принял решение восстановить Госстрой. Ведомству передаются функции Минрегиона по оказанию госуслуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и ЖКХ. Агентство будет координировать работу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонда РЖС) и государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ).

В данный момент Министерство регионального развития подготовило проект постановления Правительства РФ, согласно которому Агентству по строительству и ЖКХ (Госстрою) должен быть передан контроль саморегулирования в строительной отрасли России. Это действительно нужный шаг, хотя он, по всей видимости, останется незамеченным конечными потребителями.

В настоящее время строительные саморегулируемые организации контролирует Ростехнадзор — он получил эти полномочия после упразднения Росстроя в 2008 году.

После замены лицензирования саморегулированием, которое предполагает обязательное участие стройкомпаний в СРО, а самих СРО — в национальных объединениях (строителей — «Нострой», изыскателей — НОИЗ и проектировщиков — НОП) количество СРО росло как грибы после дождя. Сегодня под контролем нацобъединений находится 240 тыс. компаний, 70 млрд руб. компенсационных фондов и весь рынок стройработ и материалов объемом 7 трлн руб.

«Восстановление Госстроя должно консолидировать все рычаги воздействия на строительство, в том числе СРО в строительстве, в рамках одного административного органа. Это логично. С 2008 года эта схема работала у нас, и так принято во всех цивилизованных странах. То есть с точки зрения консолидации и распределения ответственности это правильный шаг, вопрос в грамотной реализации», — прокомментировал этот шаг правительства Владимир Федоров.

Сегодня государство и представители бизнеса сообща подошли к решению проблем. Бизнесмены готовят и продвигают свои предложения, чиновники заняты, главным образом, созданием нового административного органа, который сможет эффективно управлять строительной отраслью. Остается только надеяться, что первые шаги станут надежным фундаментом для дальнейшей конструктивной работы и все идеи будут в должном виде воплощены в жизнь.