Сложный, но перспективный


Текст | Наталья ЮТАНОВА


Как чувствует себя сегодня отечественный рынок платных медицинских услуг?

Российский рынок частной медицины пугающе мал и незрел. В нашей стране при населении 143 млн человек частный рынок платных медицинских услуг составляет всего $17 млрд (в дополнение к $43 млрд ОМС), в то время в как в США, где живут 310 млн граждан, рынок платных медицинских услуг превышает $3 трлн! Для сравнения: фармацевтический рынок России сегодня составляет примерно $28 млрд, а американский — около $330 млрд, то есть ситуация здесь хоть и плачевная, но не столь катастрофическая.

В чем причины? Они, как всегда, комплексные — это и конкуренция с некачественными, но зато бесплатными (частично) государственными медицинскими услугами, и тотальная неготовность населения платить за свое здоровье из собственного кармана — в силу и низкой платежеспособности, и старой советской привычки.

На российском рынке платных медицинских услуг нет ни одного игрока, чья доля составила хотя бы 1% от рынка. Тем не менее лидеры сетевого сегмента очевидны — это федеральная сеть «Альфа Центр Здоровья» (принадлежит компании «Медицина АльфаСтрахования») и сеть клиник МЕДСИ, где я имела возможность поработать в кризисные 2008—2009 годы, недавно объединившаяся с ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы».

3,5% ВВП, которые выделяются сегодня из российского бюджета на здравоохранение, очевидно недостаточно на государственные медицинские услуги, в то время как рынок частного здравоохранения остается для большинства наших граждан недоступным. Текущие государственные тарифы на здравоохранение не позволяют частному сегменту взять на себя какую-то долю нагрузки, поскольку при работе частных клиник в системе ОМС даже 20% их расходов с трудом будут покрыты бюджетом. Если бы регулятор позволил пациентам доплачивать из своего кармана за услуги ОМС, это значительно расширило бы рынок частного здравоохранения. Пока же, к сожалению, взаимодействие с государством не приносит частным сетям никакой коммерческой выгоды.

Российские пациенты по-прежнему приходят в клинику не из-за ее брэнда и не из-за красивых стен, решающим фактором для них остается имя конкретного врача. Это происходит из-за недоверия к отечественной системе здравоохранения в целом. В отличие от Запада система медицинской помощи в России не следует жестким стандартам лечения, минимизирующим риск ошибки и делающим роль конкретного врача менее значимой. В результате у нас в стране — кризис доверия к «человеку в белом халате»…

Утрата доверия к медицине произошла из-за большого количества низкокачественных медицинских услуг, предоставляемых недоученными врачами. За последние 15 лет медицинские вузы перестали планировать выпуск врачей, а начали «штамповать» медицинских представителей для фармацевтических компаний, где недоучка сейчас зарабатывает больше, чем любой хороший врач. Те же, кто не выдерживают конкурсы при найме в фармкомпании, начинают лечить в государственном сегменте или устраиваются на работу в недобросовестные коммерческие учреждения.

Что касается врачей, работающих в серьезных сетевых структурах, то они, конечно, проходят через серьезный конкурсный отбор. Например, в клинках «Альфа Центр Здоровья» врачи принимаются по результатам тестов по каждой специальности, построенных на базе американских. После приема на работу врачи проходят практические тренинги у лучших специалистов ведущих клиник и обучение в Boston Academic Medical Center. Эффективность работы врача оценивается в первую очередь по качеству предоставленных услуг, а не по выручке.

Кто может управлять частным здравоохранением? Однозначно — только современные менеджеры, разбирающиеся в экономике предприятий, с опытом успешной работы в других, более маржинальных рыночных сегментах. Такие управленцы есть и среди людей с высшим медицинским образованием, что является абсолютным ключом к управлению этими предприятиями. Например, недавно Ward Howell завершил формирование управленческой команды для УК «Медицина АльфаСтрахования». И первые полгода работы этой команды дали прорывной результат за счет новых управленческих подходов и отсутствия советского наследия как в профессиональных биографиях пришедших управленцев, так и в выработке прогрессивных трендов в формировании мотивации врачей и использовании новых драйверов привлечения пациентов.

Чем же интересен такой тяжелый, затратный и маленький рыночный сегмент молодым, успешным управленцам? Ответ прост — перспективой. Ненасыщенный рынок — это всегда перспектива. Недоразвитость российского здравоохранения — признак нездоровья социальной структуры, но она, безусловно, подлежит изменению, а быть среди тех, кто меняет мир к лучшему, — сильнейший мотиватор для уверенного в своих силах управленца. Так что талантливым менеджерам остается пожелать: «Не болейте! И не отказывайтесь помочь отечественному здравоохранению, если вдруг судьба предложит вам такую возможность устами хэдхантера!»


Наталья Ютанова — глава практики Life Sciences компании Ward Howell, MD, PhD, MBA.

Имеет два диплома с отличием — лечебного факультета медицинского института (по специальности «Кардиология») и экономического факультета государственного университета. Получила степень MBA Тэйлоровского университета (Taylor University, США). В Правительственной школе им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета (John F. Kennedy School of Government, Harvard University, США) изучала лидерство у Рональда Хейфеца и Марти Лински. Также училась в Школе управления Дэ Баак (de Baak Management School, Нидерданды).

В основе профессиональной экспертизы Натальи Ютановой — более десяти лет управленческого опыта в крупнейших американских фармацевтических компаниях на позиции медицинского директора в России и Швейцарии. В период работы медицинским директором в фармацевтической компании Schering-Plough (США) была сопредседателем комитета по Маркетинговой этике Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). В 2008–2009 годах работала генеральным директором American Hospital Group и членом правления группы компаний МЕДСИ, входящих в АФК «Система».

Наталья Ютанова создала и успешно возглавляла в России представительство Европейского института лидерства. До перехода в Ward Howell жила в Испании и работала в качестве партнера института.