Коммунальные услуги дорожают


Текст | Илья ДОЛМАТОВ


Повышение тарифов как неизбежность.

В сентябре нас ожидает очередное повышение тарифов на коммунальные услуги. Тарифы на горячую воду и отопление вырастут на 6%, на холодную воду и услуги водоотведения — на 6%. Электричество и газ до конца 2012 года дорожать уже не будут.

Решение о поэтапном повышении тарифов было принято в конце 2011 года. Напомним, с января тарифы не увеличивались, с 1 июля электричество для населения подорожало на 6%, газ — на 15%, горячая вода и отопление — на 6%, холодная вода и водоотведение — на 6%. Таким образом, средний по году рост составит от 3% (электроэнергия) до 10,4% (газ), и по всем видам услуг, кроме газоснабжения, не превысит ожидаемую инфляцию (5—6%).

Данный рост в целом является экономически оправданным: это инфляция, рост цен на топливо, потребность в инвестициях, снижение объемов оказываемых услуг в результате массовой установки приборов учета. Существует еще и масса других проблем, которые в отдельных регионах, для отдельных видов деятельности играют существенную роль при определении уровня тарифов. Например, перекрестное субсидирование (установление пониженных тарифов для населения за счет повышения тарифов для промышленных и прочих потребителей). Данная проблема наиболее остро стоит в электроэнергетике и в газовом комплексе. Так, в электроэнергетике объем перекрестки оценивается более чем в 200 млрд руб. (это порядка 1,5 руб./кВт-ч в расчете на суммарный по стране объем потребления населением и 23 коп./кВт-ч на объем потребления остальных потребителей).

Если говорить о теплоснабжении и водоснабжении, здесь более остро стоит вопрос перехода на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами. Для примера можно рассмотреть ситуацию в Москве, где в решении об установлении тарифов ЖКУ напрямую указано, что применяемые тарифы на тепло являются льготными, а недополученные доходы организаций возмещаются за счет средств бюджета г. Москвы (~19 млрд руб. в бюджете города на 2012 год, или ~20% выручки теплоснабжающих организаций).

Региональные бюджеты, проводя социальную политику, зачастую также финансируют и другие жилищно-коммунальные услуги. Так, на 2012 год бюджетом города Москвы предусмотрено ~2,2 млрд руб. по статье «возмещение расходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов», ~1,36 млрд руб. — возмещение расходов коммунальных предприятий. Кроме того, выделяются бюджетные средства на реализацию инвестиционных программ (только на 2012 год по госпрограмме «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» заложено бюджетное финансирование в размере ~52 млрд руб., из которых на виды деятельности, включаемые в платежки граждан за коммунальные услуги, приходится ~30 млрд руб., ~23,9 млрд руб. — капремонт и модернизация многоквартирных домов в рамках госпрограммы «Жилище»).

Таким образом, только городской бюджет «облегчает» платежи граждан за ЖКУ на 2012 год не менее чем на 76 млрд руб., или порядка 20% платежа. Здесь еще не учтено «субсидирование» приобретения электроэнергии и газа населением со стороны предприятий и организаций (из-за существующей системы ценообразования) и субсидии из городского бюджета на оплату ЖКУ, которые предоставляются отдельно льготным категориям граждан и в рамках оказания адресной поддержки.

Очевидно, что в условиях наблюдаемого дефицита бюджетных средств рассчитывать на сохранение, не говоря уже об увеличении субсидий и дотаций в сферу ЖКХ не приходится. Да и эффективность расходования бюджетных средств на эти цели вызывает много вопросов. Таким образом, помимо макроэкономических факторов роста цен (инфляция, рост цен на топливо), в перспективе неизбежен дополнительный рост тарифов, который частично можно компенсировать повышением эффективности работы самих коммунальных предприятий. В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития города Москвы до 2025 года такие меры предлагаются.


Долматов Илья Алексеевич родился в 1981 году в г. Москве.

В 2003 году окончил Государственный университет управления (институт управления в энергетике, менеджмент в международном топливно-энергетическом бизнесе), в 2007 году присвоена степень кандидата экономических наук (Государственный университет управления).

Неоднократно участвовал в международных стажировках по тематике ценообразования на электрическую энергию, услуги коммунального комплекса.

С 2003 года работает в Институте проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики, а в 2007 году возглавил указанный институт. В процессе работы неоднократно руководил крупными научно-исследовательскими и экспертно-аналитическими проектами в сфере ценообразования на электроэнергию, газ, услуги коммунального комплекса.

С 2009 года преподает на кафедре энергетических и сырьевых рынков НИУ ВШЭ.