Время больших льгот


Текст | Дмитрий ДИКОВ


Даже беглое знакомство с Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы позволяет видеть, что на льготы для животноводов ее разработчики не поскупились. Остается один важный вопрос: хватит ли этих льгот на всех желающих?

У грядущего 22 августа есть все шансы стать черным днем для отечественного животноводства — Россия, наконец, станет полноправным членом ВТО. Животноводческая отрасль одной из первых почувствует на себе, что значит либерализация торговых правил, притом что именно в агропроме собраны товары, наиболее чувствительные к снижению торговых барьеров. Уже на следующий день после официального вступления в ВТО Россия должна будет обнулить пошлину на ввоз свиного мяса внутри квоты в 430 тыс. т, а вне квоты — снизить с 75 до 65 %. Еще более внушительное снижение ожидает пошлину на ввоз живых свиней: сейчас она составляет 40%, а 23 августа упадет до 5%.

Эксперты не скупятся на пессимистические обещания и предрекают российскому свиноводству, вышедшему недавно на траекторию роста, скорый крах. Об этом же говорят и в правительстве. В весеннем докладе Министерства сельского хозяйства, как сообщает газета «Ведомости», приводятся нерадостные данные: «Снижение пошлин приведет к падению цен на свинину как минимум на 10 руб. за 1 кг, в результате чего предприятия, работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными, срок окупаемости инвестпроектов в свиноводстве увеличится с 8 до 12 лет, а доля импортной свинины на рынке может вновь приблизиться к 35–45%». Производители, кстати, отреагировали на новости о снижении пошлин соответствующим образом: крупные проекты в свиноводстве в связи с их неясными перспективами отрасли заморозили компании «Черкизово» и «Русагро».

Не так пессимистично выглядит ситуация в птицеводстве. Во-первых, пошлины на мясо птицы изменены не будут, а во-вторых, уже по итогам нынешнего года объем производства отрасли может сравняться с объемом потребления. А в условиях самообеспечения речь будет идти уже не о защите от импорта, а о борьбе за экспортные, в первую очередь европейские, рынки. С другой стороны, вступление в ВТО в любом случае ужесточит конкуренцию с иностранными производителями на внутреннем рынке, и здесь отечественных птицеводов может подвести объективно более высокая себестоимость производства.

Что же касается ситуации с крупным рогатым скотом, то здесь и без международного торгового клуба есть свои проблемы. Дело в том, что мясного скотоводства, по сути, в России не существует: 98% говядины — коровы молочной породы, а 70% мяса завозится из-за рубежа. Изменить ситуацию мешают длинные сроки окупаемости инвестиционных проектов в отрасли мясного скотоводства: инвесторы куда охотнее занимаются птицей и свининой.

Свинина и птица — на экспорт, говядина — с нуля

Мы уже писали о том, что вступление в ВТО — вызов в первую очередь не отечественному бизнесу, а властям: им предстоит выстроить гибкую систему мер поддержки наиболее уязвимых отраслей и помочь самым устойчивым получить максимум выгоды от членства в международной организации. Уже сейчас можно говорить о том, какова будет государственная политика в области животноводства: в прошлом месяце был принят документ, который как раз и задает ее основные контуры на ближайшую восьмилетку. Речь идет о Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы.

Напомним, что принятие программы было связано с ожесточенными многомесячными спорами между разработчиком в лице Минсельхоза и главными цензорами — Минэкономразвития и Минфином. Камнем преткновения выступала сумма, которую просило на реализацию программы ведомство Николая Федорова (хотя изначально программа разрабатывалась под руководством Елены Скрыник). Вначале на развитие российского АПК планировалось выделить из федерального бюджета 2,5 трлн руб. После длительных согласований и доработок эта сумма сократилась до 1,5 трлн руб. Разработчики программы также полагают, что порядка 770 млрд руб. будет привлечено из региональных бюджетов, и в итоге общий объем финансирования программы составит 2,28 трлн руб.

Напрямую с животноводством связаны две подпрограммы. Первая — «Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» — направлена в первую очередь на свиноводство, птицеводство и молочное животноводство. На нее планируется потратить 499 млрд руб. федеральных средств. Вторая подпрограмма — «Развитие мясного животноводства», ее стоимость в Минсельхозе оценили в 65 млрд руб.

Авторами программы определены основные показатели, на которые российское животноводство должно выйти к 2020 году. Так, например, производство скота и птицы на убой должно составить 14,1 млн т. При этом на экспорт должно уходить 400 тыс. т мяса птицы и 200 тыс. т свинины. Что касается крупного рогатого скота, то его поголовье, как полагают разработчики, через восемь лет должно составить 3590 тыс. голов.

Примечательно, что в первоначальном варианте программы развития АПК речи о мясном скотоводстве как об отдельной подпрограмме не шло. Однако в пользу разработки мер по созданию в стране этой отрасли еще весной высказались нынешний глава правительства Дмитрий Медведев и тогдашний первый вице-премьер Виктор Зубков. Таким образом, если в ныне действующей программе развития сельского хозяйства (на 2008—2012 годы) основные усилия были направлены на развитие птицеводства и свиноводства, то сейчас приоритеты сместились в пользу крупного рогатого скота.

Меры помощи

Что именно предлагается сделать для спасения и развития животноводства? На самом деле перечень закрепленных в программе развития АПК и поданных вместе с ней на рассмотрение в правительство и парламент мер огромен. Остановимся на самых значимых.

В первую очередь правительству предстоит отказаться от субсидирования экспорта — эти меры по правилам ВТО относятся к так называемой «красной корзине» мер поддержки, и их применение запрещено. Вместо них власти должны будут сосредоточиться на «желтой» и «зеленой» корзинах. Первая предполагает меры, оказывающие косвенное влияние на цены сельхозпроизводителей. Например, планируется субсидировать процентную ставку на привлечение кредитов компаниями и фермерствами в размере 100% ставки рефинансирования: от двух третей до 80% даст федеральная казна, остальное предоставят региональные бюджеты. Также предполагается компенсация из федерального бюджета до трети затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования, необходимого для перехода на современные энергосберегающие технологии. Это тоже важный момент. Раз уж российские животноводы изначально работают в более трудных условиях, нежели иностранные конкуренты, правительство поставило целью провести масштабную модернизацию отрасли. Об этом говорил, в частности, Николай Федоров на заседании в Минсельхозе, посвященном судьбе свиноводства. «Только порядка 20 предприятий отрасли способны конкурировать с зарубежными производителями по эффективности и уровню себестоимости производства мяса свинины, — заявил министр. — На сегодня почти 40%, а некоторые говорят, что больше 40%, свинины в стране производится в личных подсобных хозяйствах без применения каких-либо современных технологий. Если к 2020 году как минимум 80% свинины не будет производиться на современных и высокоэффективных комплексах индустриального типа, то при снижении пошлины на свинину страна и отрасль окажутся в очень сложном положении».

Что касается «зеленой корзины», она включает в себя различные меры, направленные на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, ликвидацию последствий природных катастроф, образовательные услуги, санитарные и фитосанитарные меры. В числе последних Минсельхоз планируется уделить особое внимание ликвидации очагов африканской чумы свиней. Кроме того, в программе говорится о планах государства по разработке и внедрению российской национальной системы оценки качества мяса крупного рогатого скота, что значительно ограничит импорт говядины на внутренний рынок.

Еще один важный комплекс мер связан с изменениями налогового законодательства. Во-первых, планируется продлить действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Во-вторых, вплоть до нуля может быть сокращена ставка по НДС на импорт племенного скота, семени и эмбрионов этих животных, племенного яйца. Кстати, эта льгота, вместе с субсидиями, предоставляемыми на приобретение соответствующих материалов, должна сыграть важную роль на самом первом этапе создания в стране мясного скотоводства: в формировании племенной базы.

Основной упор власти, очевидно, делают на крупные аргопромышленные животноводческие комплексы.

Эксперты уверены, что в нынешних условиях залогом высокой рентабельности является в первую очередь размер фермы. Так, например, в среднем по свиноводческой отрасли рентабельность агрохолдингов составляет 33%, в то время как небольшие хозяйства работают в зоне отрицательной рентабельности (-7%). Аналогичная ситуация и в птицеводстве: 23% против 16% у средних и малых сельхозорганизаций.

Власти рассчитывают на создание крупных агрокомплексов и в свиноводстве. На уже упомянутом выше совещании в Минсельхозе Николай Федоров заявил, что качественная перестройка отрасли возможна только за счет масштабных инвестиций, создания новых предприятий и обновления действующих. «По предварительным подсчетам, на это потребуется около 140 млрд руб. в ближайшие два-три года. Если в этот период данные инвестиции не будут вложены, то к 2020 году мы окажемся неконкурентоспособными», — уверен министр. img src=