Владимир ПОТЕРЯХИН: должно произойти обновление на всех уровнях, сверху донизу

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Генеральный директор ООО «Холод» (г. Норильск), активист партии «Единая Россия» Владимир Потеряхин убежден, что главное в политической трансформации, происходящей в стране, — кадровое обновление и формирование механизмов ответственности государственных руководителей всех уровней.

— Владимир Викторович, ваше отношение к изменениям в правительстве?

 

— Мое мнение — перемены давно назрели. Это понимают и в Кремле, это осознают обычные граждане. Потребность в изменениях стала особенно очевидной после думских выборов. На местном уровне оказалось слишком много руководителей, которые засиделись, работают сугубо на свои личные интересы, позоря правящую партию.

Поэтому в значительной части регионов достаточно высокий процент на прошедших выборах у оппозиции и низкий процент тех, кто голосовал за «Единую Россию». В отдельных субъектах Федерации процент голосовавших за «Единую Россию» составил всего 25—30%!

Это в первую очередь «заслуга» местных руководителей — мэров, глав региональных администраций. Потому что люди до них годами не могли достучаться, добиться решения своих проблем — и вот результат.

То, что происходит в стране, этих руководителей не интересует, проблемы людей их не волнуют — важно лишь мнение начальства, умение соответствовать пожеланиям начальства и предупреждать его желания. Хотя их предназначение — исполнять волю народа.

А коррупция? Она, как рак, поразила наш аппарат управления на всех уровнях. Многие чиновники настолько обюрократились, настолько привыкли работать на свои личные интересы, что «лечить» их уже бесполезно — их можно и нужно заменить.

Выводы были сделаны. Федеральное правительство обновилось на 75%! При этом министры и главы ведомств, которые работали эффективно, к работе которых не было нареканий, сохранили свои посты. Те, кто зарекомендовал себя с лучшей стороны, остались в правительстве. Это, например, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, многие другие главы ведомств.

Однако те, кто завоевал репутацию, и чаще всего заслуженно, общественных раздражителей — такие, например, как Нургалиев, Фурсенко, лишились министерских должностей, переведены на другую работу.

— В правительство пришел целый ряд руководителей из регионов… Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, занимавший аналогичную должность в Татарстане, министр транспорта Максим Соколов, некоторое время работавший в аппарате правительства, а до этого — чиновник администрации Санкт-Петербурга…

 

— Кроме того, министр энергетики Александр Новак, наш, норильчанин, выпускник Норильского индустриального института, экономист, в прошлом рабочий, а позднее один из руководителей экономического блока «Норильского никеля», вице-мэр Норильска по экономике и финансам и первый вице-мэр, заместитель губернатора Красноярского края по финансам, первый заместитель губернатора — председатель правительства края. В последнее время он работал в Москве заместителем министра финансов, курировавшим реальный сектор экономики. В Минэнерго он назначен именно как экономист и финансист, его задача — навести в отрасли порядок с финансово-экономической точки зрения.

Владимир Путин еще в период предвыборной кампании говорил о том, что энергетические компании выводят деньга за рубеж, в офшоры. Именно поэтому был назначен Новак — для того чтобы навести порядок в отрасли именно с финансово-экономической точки зрения, с точки зрения доходов государства и оптимального экономического развития.

Вице-премьером по социальной политике стала Ольга Голодец — в прошлом один из руководителей «Норильского никеля», отвечавшая за социальную политику на предприятии, вице-губернатор Таймырского автономного округа по социальным вопросам. В последнее время она, как вы знаете, работала вице-мэром Москвы по социальной политике.

Произошла смена руководителя МВД: на пост министра пришел Владимир Колокольцев. Полицейская реформа — это очень важно. Территориальные органы полиции — один из влиятельнейших институтов в любом регионе или муниципалитете. А значит, это органы, по работе которых народ судит о власти. В тех регионах, где были проблемы с полицией, у населения возникает ощущение, что проблема не решается, коррупция — системное явление. А если полиция коррумпирована, значит и верховная власть коррумпирована.

Я уже не один раз подчеркивал в своих выступлениях в вашем журнале (см. №№ 12-2011, 2, 5-2012. — Ред. ), что необходимы радикальные изменения в системе налогообложения и администрирования налогов. Налоговая система чрезвычайно запутанна. Это создает почву для коррупции. А о какой модернизации экономики, повышении ее эффективности можно говорить, если любое предприятие сегодня можно так замотать проверками, что оно просто не сможет нормально функционировать!..

Большинство реформ, которые сегодня необходимы, намечены в предвыборных статьях Владимира Владимировича Путина, и теперь полным ходом, на всех уровнях должна идти реализация этих преобразований.

Лидер нашей партии Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно правильно говорит: нужно привлекать новые кадры. И оценивать кадры по результату. Если результат есть, значит, соответствующий руководитель продолжает работать или идет на повышение. А нет результата — отойди и не мешай!

Законы управления одни и те же и в бизнесе, и в политических структурах. Везде нужно управлять согласно целям, оценивать эффективность, своевременно проводить изменения. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно двигаться вперед!

Для партии «Единая Россия» нужны осознанные нестандартные решения. Необходима кадровая модернизация в партии. Дмитрий Анатольевич заявил о том, что 85 тыс. местных руководителей «Единой России» будет сменено. Это — путь развития «Единой России».

— Согласны ли вы с тем, что победа экс-председателя правительства Красноярского края Эдхама Акбулатова на выборах мэра Красноярска — свидетельство того, что партия должна делать ставку прежде всего на тех, кто имеет большой авторитет у граждан?

 

— Безусловно! Самое главное — это доверие населения.

Партии нужны новые лица — амбициозные образованные политики. Потому что главная задача — развивать регионы, соответствовать потребностям населения, а не выполнять указания партийного начальства.

Должна всячески поощряться инициатива снизу, а не только взятие под козырек в отношении команд сверху, выполнение того, что придумано начальством. Формировать те или иные инициативы, развивать регионы и территории в интересах их граждан и страны в целом — вот задача местных руководителей — иначе для чего они занимают свои кресла?!

Очень важно воспитывать и выделять лидеров, а не функционеров. Больше нужно поощрять внутри партии высказывание необычной точки зрения, необычных взглядов на те или иные явления. Сегодня в партии слишком мало белых ворон, которые не боятся нестандартно мыслить и высказывать свою точку зрения.

У руководителей регионов, муниципалитетов, которых выдвигает партия, должны быть амбиции, харизма. Они вместе с гражданами должны заниматься целеполаганием, а не только осваивать сметы.

Возьмем Красноярский край. Здесь расположены основные производственные активы компании «Норильский никель» — компании мирового уровня. И, по большому счету, это главный кормилец края. Правильно ли это? На мой взгляд, нет.

— В вашем крае также ведется разработка нефтяных месторождений…

 

— Да, и это очень важный проект и для края, и для страны. Но пока там, что называется, инвестиционная стадия.

— А алюминиевая промышленность?

 

— Предприятия алюминиевой промышленности, входящие в состав корпорации «Российский алюминий», в долгах как в шелках. «Русал» почти ничего не дает краю — у корпорации задолженность более чем в 50 банках.

Но ведь в советское время была гораздо большая диверсификация экономики края. Развивались различные виды промышленности и сельского хозяйства — к примеру, зверофермы, где выращивали норку, песца… В регионе были крупнейшие оленеводческие хозяйства, рыболовецкие промыслы. Сегодня же, по большому счету, только «Норникель».

Но мы с вами прекрасно знаем, что рынок цветных металлов — это достаточно волатильный рынок: цены на мировых биржах металлов весьма нестабильны. Регион не может существовать только за счет одного предприятия — это как моногород, где только одно производство. Будут на предприятии какие-то трудности, возможно объективные, и все — регион окажется без доходов, нечем станет платить зарплату…

Главная задача сегодня — заняться обустройством регионов, обустройством страны в целом. У нас сегодня огромное количество неосвоенных ниш для бизнеса, неосвоенных земель, неиспользуемых природных ресурсов…

Я побывал недавно в Швейцарии — там каждый клочок земли обустроен, буквально каждый, включая горные склоны! А у нас огромные территории находятся без хозяйственного освоения.

— Как решать проблему эффективного развития территорий?

 

— На мой взгляд, нужно наладить диалог власти с обществом и бизнесом — например, в форме постоянно проводящихся круглых столов глав администрации с местными предпринимателями. Чтобы мы общались не в режиме переписки, а взаимодействовали непосредственно, глядя друг другу в глаза, в свободной форме. На эти встречи можно было бы приглашать телевидение, прессу…

Они должны проводиться не реже одного раза в месяц. Польза от таких круглых столов в том, что они дадут возможность убрать стену между властью и гражданами, прежде всего наиболее активным слоем граждан. Власть будет четко понимать потребности гражданского общества, бизнеса, а бизнес — понимать проблемы, которые решают органы власти. При этом решения, договоренность в рамках таких круглых столов должны контролироваться.

Сегодня же — почти тотальная закрытость государственных структур от гражданского общества, принятия решений не исходя из интересов общества, а исходя из спекулятивных и даже коррупционных интересов. Например, известен случай заказа за бюджетные деньги… подставки для ручки работы Фаберже. Стоимость — 500 тыс. руб.!

На эти деньги можно было бы обустроить детский дом: накупить детям современных игрушек, компьютеров… А те же томографы, ставшие притчей во языцех, которые закупаются по ценам в два-три раза более высоким, чем их средняя цена на рынке?.. Такие случаи известны по всей России.

— Правоохранительные органы с этим борются?

 

— Чаще всего чисто формально. Реальная борьба начинается тогда когда та или иная история становится достоянием общественности, попадает под контроль общества. Поэтому так важно наладить общественный контроль за властью!

Важнейшая задача развития страны, модернизации национальной экономики — создание благоприятного климата для малого и среднего бизнеса, налогового и инвестиционного. Здесь есть поле для деятельности и федерального правительства, и местных органов власти. От федерального правительства требуется, прежде всего, упорядочить налоговую систему и систему проверок предприятий. Заморозить налоги, прекратить бесконечную череду изменений в порядке их уплаты, расширить льготные режимы налогообложения для малого бизнеса. Кое-что в этом направлении уже делается, но пока недостаточно. Местные же власти должны создать условия наибольшего благоприятствования для ведения бизнеса на их территории.

Есть проблема, которая меня очень волнует как энергетика по первой профессии: сегодня в стране строятся новые атомные электростанции, но почему мы не занимаемся реконструкцией имеющихся электростанций? Ведь на многих из них установлены старые котлы и турбины, с малой, по нынешним меркам, производительностью. Только заменив котлы и турбины, мы увеличим выработку, производительность в несколько раз — без строительства новых электростанций! Такая реконструкция обеспечит и экономию энергоресурсов: меньше расходуется газа или мазута — это улучшит экологическую ситуацию.

Нужен индивидуальный подход к развитию каждого региона и муниципалитета страны, создание условий инвестиционной привлекательности каждой территории. Требуется комплексное развитие страны — не только сырьевого сектора и ОПК, но широкого спектра отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, науки.

Главная задача сегодняшнего дня — формирование экономики и государства, независимых от внешних сырьевых рынков и внешних рынков конечной продукции. Процентов 70—80 конечной продукции можно было бы производить в России!

— Каким должно быть развитие того процесса кадрового обновления, которое началось на федеральном уровне государственной власти?

 

— Обновление, начавшееся на федеральном уровне, должно продолжиться и на уровне субъектов Федерации, и на уровне муниципалитетов. В целом аппарат управления должен обновиться на 70—80%. В органах власти нужна новая кровь: амбициозные, высокообразованные руководители, способные вести диалог с гражданским обществом, эффективно решать управленческие задачи, обеспечивать управление по целям развития страны. Особенно полезны представители нового поколения, сформировавшиеся как управленцы уже в новой России, в условиях рыночной экономики. Только при таком обновлении возможны существенные перемены.

Дело в том, что из тех, кто сидит в чиновничьих кабинетах, многие никогда не зарабатывали деньги. Это либо чиновники еще советского времени, либо «новые» чиновники, пришедшие в аппарат управления или сразу со студенческой скамьи, или почти не получившие опыта работы в реальной экономике. Они привыкли только расходовать деньги, не знают им цены.

Люди из бизнеса — очень хорошая альтернатива. Они знают цену деньгам, прекрасно знают реальную экономику и реальную жизнь. Ведь бизнес — это маленькая страна: производство, экономика, финансы, кадры, социальные вопросы… Он в десятках точек соприкасается с большой страной — внешним окружением: городом, регионом, федерацией в целом — по всем аспектам: налоговым, социальным, инфраструктурным.

В бизнесе мерилом эффективности становится само существование и развитие компании. Это значит, что каждая компания, существующая достаточно продолжительное время, доказала свою эффективность. Конечно, если это не фирма, которая работает только для одного государственного заказчика — так называемая придворная.

Человек, создавший бизнес с нуля, способен на многое — его потенциал и в сфере государственного управления будет весьма высок.

— Вы сами готовы перейти в сферу государственного управления?

 

— Мне комфортно в бизнесе. Но если будет в этом необходимость, я готов оставить свою компанию и отстаивать интересы России в сфере государственного управления.

— А как же опыт управления государственными структурами, управления в интересах граждан, а не собственных предпринимательских интересах?

 

— Если вы умеете водить легковой автомобиль, вы ведь наверняка разберетесь с грузовым? Понятно, что есть специфика, но основы, принципы, критерии эффективности управления те же самые. Граждане — это фактически акционеры большой компании под названием Россия, и эти акционеры сегодня требуют, чтобы эта компания управлялась в их интересах.


ООО «ХОЛОД» занимается предоставлением услуг по ремонту, монтажу и техническому обслуживанию торгово-технологического и холодильного оборудования.


Владимир Викторович Потеряхин родился в 1971 году в г. Салават (Башкирия) после восьмого класса средней школы поступил в Ишимбайский нефтяной техникум, который окончил в 1990 году по специальности «техник-нефтяник».

С 1990 по 1992 год служил на Тихоокеанском флоте командиром отделения БЧ-5.

В 1996 году переехал в г. Норильск, где сначала работал киповцем на ТЭЦ 1, затем водителем-механиком.

В 2005 году организовал свое предприятие — ООО «Холод».

В настоящее время заканчивает Норильский индустриальный институт по специальности «экономика и управление». Является лауреатом премии «Элита национальной экономики 2011».

Женат, воспитывает двоих детей.