Пять мифов руководителя


Текст | Георгий ПАРЫГИН, бизнес-консультант по развитию малых и средних бизнесов


Каковы самые распространенные заблуждения бизнесменов о собственных сотрудниках?

В бизнесе есть две важные стороны, неотделимые друг от друга. Первая — это его владелец, который подобно Ною ведет свой ковчег в море бизнеса к одному ему известной цели. И вторая сторона, состоящая из наемных сотрудников, которые не всегда разделяют радости собственника от достижений. Без плотного взаимодействия этих сторон успешный бизнес невозможен, обе стороны это понимают, однако представления об общем деле у каждого свои. Если бизнесмену важны прибыль и результаты компании в целом, то персоналу, к сожалению, видится совсем иная картина. Для них работа — это тюрьма «Алькатрас» из одноименного фильма, где сбежавший от рабочих обязанностей, навязанных деспотом-начальником, заключенный считается героем.

Вечная борьба, непонимание, постоянные обсуждения неверного управления руководством и мнимых притеснений коллектива считаются нормой. Сплетни, перекуры, разговоры «за жизнь» (как все плохо, работа достала, начальник самодур) — все это, на взгляд типичного офисного сотрудника, спасает персонал от произвола надзирателя — начальника.

Давайте посмотрим на этот процесс на примере малых предприятий. Так ли часто случается, что собственник бизнеса получает радость от своего детища? На самом деле не так уж часто. И у начинающих, и у опытных бизнесменов встречается довольно много ошибок или заблуждений, которые позволяют смело классифицировать таких предпринимателей как не очень опытных. Тут я ни в коем случае не даю посыла, что предприниматели какие-то неправильные, не такие, как должны быть. Вообще нет другого мерила качества бизнеса, кроме его доходности. У кого есть продажи, есть деньги, тот бизнесмен и достиг определенного успеха. Ведь коммерческая организация по определению создается с целью извлечения прибыли. Или как в анекдоте:

Семья евреев. Папа покупает яйца на рынке за 10 руб., варит их и продает тоже за 10 руб. Диалог отца и сына:

— Пап, а почему ты так делаешь, в чем твоя выгода? Ты же ничего не выручил с этих продаж.

— Сынок, а как же навар?

То есть обороты могут быть большие, а прибыли может совсем не быть, или она настолько ничтожна, что нет и смысла ради этого терять время. У каждого бизнесмена есть свое видение бизнеса, и я ни в коем случае не претендую на звание «самого умного», а просто излагаю свою точку зрения, основанную на нескольких распространенных заблуждениях многих бизнесменов.

Первый — не главный

Итак, приступим, заблуждение номер один: предприниматель является самым главным сотрудником в своем бизнесе. Бизнес — это не тяжелое бремя и не принудительный труд. Нет. Бизнес — это созидательный процесс. Отнеситесь к нему творчески. Смотрите на свое дело шире, находясь как будто над ним, а не внутри. Не нужно взваливать на свои плечи все обязанности и задачи рабочего процесса. Оставьте техническую сторону дела на долю наемного персонала, они для этого у вас и работают. Займитесь уже, в конце концов, самим бизнесом в широком значении этого безграничного термина. Только воля и характер владельца продвигают компанию вперед. И для этого необходимо отстраниться от тактических задач и сформулировать стратегические цели и план. Делегируйте рутинные обязанности помощникам.

Говоря о сотрудниках, я могу добавить, что далеко не каждый радеет о благосостоянии фирмы, в которой проводит по девять часов в сутки. И тут всплывает второй миф про то, что сотрудники владельца бизнеса — ответственные люди. Вам может показаться, что, как ни поглядишь на них из-за спины, они всегда работают. Но стоит вам выйти за пределы офиса, как все меняется коренным образом. Секретарь перестает общаться с клиентами, отвечать на входящие звонки и просто кладет трубку рядом с телефоном, чтобы «эти доставшие уже» клиенты не мешали ей играть в карточную игру на компьютере. Менеджеры сидят в социальных сетях, они ведь должны прокомментировать фотографии коллег, которые уже два дня назад вернулись из Египта. А что касается сотрудников безопасности, так те вовсе идут пить чай или выходят покурить.

Самый главный секрет состоит в том, что 96% ваших людей дисциплинированны только под постоянным контролем. Что будет с компанией, как она будет развиваться, их волнует только тогда, когда это касается их персонального дохода. Несомненно, есть и будут люди совсем иного типа — дисциплинированные и ответственные, но, к сожалению, таких довольно мало, и на них опираться не стоит при построении своей бизнес-империи.

Конфликт интересов

Другим мифом насчет сотрудников компании является заблуждение о трепетном отношении ваших работников к своему делу. Не стоит себя обманывать: интересы владельца бизнеса и наемных рабочих лишь весьма опосредованно пересекаются. Для сотрудников приоритетными интересами будут семья, отпуск, личные отношения, личное финансовое положение и т.д. Ваше желание повысить доход и прибыльность компании для них отходит на второй план. Конечно, всегда встречаются исключения, и к ним стоит присматриваться. Но редкий сотрудник — единомышленник владельца среди подчиненных все-таки только подтверждает правило. Отношение персонала к клиентам зависит от настроения сотрудников, мотивы которого нужно искать в личной заинтересованности работников. К сожалению, их взгляды на бизнес не связаны с вашими собственными, отождествленными с целями компании в целом.

Продолжая тему персонала, я хочу поделиться следующим мифом о том, что коллектив никогда не будет с радостью и с песнями поддерживать новые идеи. Это случится только тогда, когда вы будете стоять у них за спиной с кнутом! Стойкое сопротивление любым реформам, введенным владельцем бизнеса, — это основная проблема при их внедрении, будьте готовы к отсутствию какой-либо поддержки, а иногда даже к явному саботажу. Почему так происходит? Ведь, казалось бы, собственник все делает ради того, чтобы увеличить доходность бизнеса. Да, но не забывайте про людей, которые работают у вас и в большинстве своем боятся перемен, увеличения количества работы и личной ответственности за результат. Они будут стучать кулаком в грудь и доказывать, что ничего из этого не выйдет, даже найдут не один десяток доказательств. Сотрудники попробуют даже саботировать ваши решения — а вдруг это сработает и не надо будет «париться». Самый верный способ — это жесткая настойчивость в исполнении своих планов. Интересным является следующий факт: со временем они привыкнут и признают вашу правоту, согласятся, что новое решение оказалось верным! Но все это будет намного позже! Так что тут главный совет: будьте тверды как кремень в реализации задуманных планов!

Доверяй, но проверяй

Еще один миф предпринимателей — мои-то сотрудники ничего не крадут. На самом деле они считают, что могут по праву взять то, что им причитается. В большинстве случаев бизнесмен на обвинение в адрес своих сотрудников в воровстве реагирует с большой болью в голосе: «Это не так, они не воруют, в другом каком-нибудь бизнесе — да, но у меня такого никогда не происходит». Скорее всего, такой ответ может означать одно из двух: либо предприниматель наивен, либо просто не хочет сталкиваться с суровой реальностью, заставляющей «копаться в грязном белье» и разбираться с внутренними проблемами бизнеса.

Даже если у вас нет никаких физических товаров, хранящихся на складах, всплывают следующие неочевидные виды кражи: воровство времени, например. «Как его украсть, оно же не осязаемо, его нельзя положить в карман?» — спросит бизнесмен у меня. А вот как: сотрудники действительно занимаются рабочими делами, за исключением перекуров, чаепитий, общения с друзьями и коллегами, нерабочей переписки, серфингом в Интернете, аськой, болтовней в соцсетях, поисками чего-то в интернет-магазине (по статистике онлайн-магазинов чаще всего все покупки совершаются именно с рабочих компьютеров в рабочее время). Для наглядности давайте просто прикинем все в цифрах. Посчитаем, во что вам обходится стоимость одного часа украденного времени. Возьмем период в один месяц, будем считать как зарплату сотрудника, так и оплату за него налогов, аренду рабочего места (например, если оно занимает около 3 кв. м площади, то в среднем офисе это стоит примерно 3000 руб. в месяц). Плюс включите сюда оплату Интернета, телефона и другие расходы.

Получается, что сотрудник с зарплатой 20 тыс. руб. в месяц реально обходится вам в 30—35 тыс. руб. Рассчитаем один час его работы: 35000/170 (часов в месяц) = 205 руб. На основании этих вычислений получается, что, если ваш работник занимается не тем, что ему предписано, он ежечасно крадет у вас 205 руб.! «Ну, это не так много», — возможно, подумаете вы, но посчитайте сумму за большие периоды! Полезного времени у него выходит два-три часа, а остальные шесть-семь он просто кладет себе в карман, а это больше тысячи рублей каждый день! «Нет, ну что вы, это не про меня», — опять возразит собственник. О’кей, проведите простой эксперимент: запросите у своих технарей статистику по интернет-трафику и посмотрите, кто где «сидел», или попросите вашего приятеля (знакомого) прийти в ваш магазин, чтобы он под видом покупателя по-настоящему оценил качество работы ваших людей.

Уверяю, что для вас это будет сюрпризом: менеджеры не торопятся отвечать на звонки, кто-то играет в карты на компьютере, ну а кто-то просто болтает с друзьями по телефону. «Да как же их контролировать? Не могу же я жить в офисе?» — скорее всего, спросит меня собственник, а я отвечу: просто поставьте видеокамеры, которые необязательно даже подключать. Сам факт их наличия и осознание того, что «большой брат» следит за ними, уже даст положительный эффект. На типичное возмущение сотрудников про якобы «личную жизнь и нарушение прав и свобод» я отвечаю одно: вы сами оплачиваете именно рабочее время сотрудников. А позволять ли дальше терять деньги на пустую трату рабочего времени — это ваше дело. Лично для меня это явное противоречие внутренним принципам ведения бизнеса.

«Золотая» база

Придет время, когда бизнес станет достаточно автоматизированным и все процессы будут отлажены, база ваших клиентов вырастет, а с ней и вырастут ваши продажи! Вот тут и хочется вздохнуть с облегчением и поехать отдыхать на недельку-другую на Канары. Вы же полностью доверяете своим работникам, они-то уж точно не подведут! Все так, за исключением одного факта: в любой момент при уходе они могут прихватить вашу базу клиентов и уйдут к вашим прямым конкурентам. Проблема угона бизнеса остается актуальной и по сей день! Что стоит сотруднику взять ваш бизнес и построить такой же, попросту клонировав его? Ведь когда ваш заместитель, исполнительный директор или руководитель отдела продаж видит, что весь бизнес отлично работает без вашего участия и целиком висит на нем, то задуматься об угоне — это только вопрос времени. Как в анекдоте:

Офицер решил завязать с военной службой, вернулся в свой родной город. А там его друг детства ресторан открыл. Ну и приглашает офицера к себе на работу:

— Работа, Коля, будет такая. Видишь через дорогу банк? Утром идешь в банк, получаешь две штуки баксов. Приносишь мне в кабинет. Тысяча мне, тысяча тебе. Устраивает?

— Устраивает.

Проходит месяц. Коля грустный ходит. Ну, друг зовет его к себе, спрашивает:

— Коля, что случилось? Чем недоволен?

— Понимаешь, я каждое утро приношу две тысячи, мы их делим. Тысяча мне, тысяча тебе…

— И? Что не так?

— Несправедливо! В банк-то я один хожу!

Так вот, когда появятся такие мысли у одного или нескольких ваших подчиненных, то процесс «увода» уже запущен. Довольно часто такое проявляется у «продажников», они просто нарабатывают себе клиентскую базу и уходят к конкурентам или же открывают свой собственный бизнес. Чтобы этого не произошло, нужна защита в виде соблюдения нескольких принципов и знаний некоторых правил:

1. Если вы параноик, то это вовсе не означает, что за вами не следят.

2. Нельзя слишком сильно доверять людям, это может вас погубить, так как это вводит их в искушение, которому они не могут сопротивляться.

3. Полуавтоматический бизнес, который выстроен по упрощенным схемам, не должен передаваться никому в управление — вы сами его контролируете. Иначе построите себе «Феррари», который будут постоянно угонять те, кто должен его заправлять, мыть и охранять.

4. Принцип достаточности информации: в бизнесе каждый должен знать ровно столько, сколько ему необходимо для успешного выполнения работы. И не больше.

5. Ваши сотрудники дружелюбны, пока вы их кормите. Что не удерживает многих из них от прямого воровства, лжи и тихой ненависти за спиной. Потому что вы более успешны. Более независимы. Более свободны, в конце концов. Даже если при этом у них в глазах мнимая преданность.

6. Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. Внешними работниками. А рычаги управления и контроля при этом должны находиться у вас.

7. Ваш личный контакт с ключевыми клиентами — это критический фактор безопасности вашего бизнеса. Не личный контакт менеджеров (они могут работать с обычными клиентами), а именно ваш, по крайней мере с теми 10%, которые приносят 80% прибыли. В этом случае угон базы данных клиентов вас мало пугает — личные отношения не угоняемы по определению.

8. Сложный и запутанный (для других) бизнес — то, что надо. Со встроенными внутрь конфликтами. С запутанными системами продаж. С большими затратами на входе. С зашитыми в бизнес «обманками» для тех, кто все-таки решится попробовать его украсть. Он непонятен, трудно угоняем и не копируем.

9. Работники — зло. Необходимое, но все равно зло. Там, где ваш бизнес может обходиться без них, он должен без них обходиться.

Резюмируя, я отмечу, что приведенные здесь случаи требуют немедленного рассмотрения, проверки и в случае выявления отклонений от нормы внедрения в вашу систему бизнеса. Это не означает, что, встроив все описанные методики, вы увеличите ваши продажи в тысячи раз, это зависит не только от персонала. Но, рассмотрев и «вшив» эти техники в свой бизнес, вы сможете избежать описанных проблем, а также значительно сократите издержки и увеличите удовольствие от бизнеса.