Предпринимателей лучше слышат



Текст | Николай ПЕТРОВ


Степень влияния среднего бизнеса на власть растет.

В последнее время государство более активно пытается построить канал коммуникации со средним бизнесом. Не с двумя десятками «официальных» олигархов и глав госкорпораций, которые и так фактически имеют ранг министров, а с тысячами предпринимателей средней руки.

Инвестиции на АСИ

Начало этому процессу было положено созданием в прошлом году Агентства по стратегическим инициативам (АСИ) — структуры, содействующей продвижению перспективных бизнес- и социальных проектов. Агентство появилось как предвыборный проект Владимира Путина, но осталось и после выборов (в отличие от Общероссийского народного фронта, который фактически сливается с «Единой Россией»).

Смысл деятельности АСИ состоит в следующем. Инвестиционная практика России сегодня такова, что шанс на развитие имеют прежде всего проекты, гарантированные президентом, правительством, его наиболее «сильными» ведомствами и чиновниками, губернаторами или мэрами крупнейших городов. Агентство пытается выступать в качестве канала связи с первым лицом государства, аппарата его взаимодействия с бизнесом, с которым он не может коммуницировать лично. АСИ уже успело поддержать десятки инвестиционных проектов среднего бизнеса. Несомненно, доступность реализации инвестпроектов благодаря агентству возрастет.

Большим подспорьем для бизнес-сообщества станет также институт уполномоченных по правам предпринимателей: федеральным уполномоченным назначен председатель «Деловой России» Борис Титов, появляются такие уполномоченные и в регионах. В дополнение к этому формируется вертикаль государственной защиты бизнеса в прокуратуре.

Разумеется, АСИ и «спецзащитники» бизнеса не в состоянии заменить нормальную инвестиционную среду — внятные четкие правила работы на рынке, неизменность этих правил в течение продолжительного времени, защиту собственности от рейдерства, защиту интеллектуальной собственности, справедливый суд и т.д.

Несомненно, значительные изменения ожидают бизнес в связи с вступлением страны в ВТО. Придется соблюдать правила Всемирной торговой организации, более широко будут использоваться иностранные суды, а это значит, что проблема рейдерства отойдет на второй план. Это приведет к притоку инвестиций, поскольку инвесторы меньше будут опасаться контроля над своими проектами. Но ВТО не отменяет усилий, которые необходимы для улучшения инвестиционного климата внутри страны.

Как войти в открытое правительство

Новые возможности для бизнеса создает реформа общественных советов при министерствах и ведомствах. Ее начал еще третий президент России Дмитрий Медведев. Согласно законопроекту, находящемуся сейчас на рассмотрении в Общественной палате и нижней палате парламента, общественные советы будут формироваться не только руководителями ведомств, но и Общественной палатой.

Общественные советы, которые формируются сегодня при министерствах и ведомствах — еще не по новому закону, уже учитывают пожелания Дмитрия Медведева: приглашать не только «удобных пассажиров». И это пожелание выполняется министрами правительства Медведева. В общественные советы вводятся представители отраслевых сообществ, яркие общественные деятели.

Пока это происходит по усмотрению того или иного министра и определяется степенью его «прогрессивности». Наверняка правительству предстоит выработать правила формирования общественных советов, и в этом большая роль принадлежит открытому правительству и министру по взаимодействию с открытым правительством Михаилу Абызову, руководящему соответствующей правительственной комиссией и департаментом аппарата правительства. В сущности, общественные советы — часть такого правительства.

Бизнес сможет участвовать в других сегментах отрытого правительства, в котором ему, несомненно, должна быть отведена огромная роль, прежде всего в его экспертных сообществах — реальных и виртуальных, по определенным темам.

Отдельная проблема — парламентские экспертные органы, которые сегодня формируются на основе закрытых процедур. Поскольку теперь в России четырехпартийный парламент, было бы целесообразно при формировании экспертных органов учитывать мнение четырех фракций, приглашать экспертов, выдвигаемых каждой из них.

Важные проекты, выражающие потребности бизнеса, связаны с так называемой электронной демократией, инструменты которой появляются и в нашей стране.

Прежде всего речь идет об обязательном общественном обсуждении законопроектов, которое будет введено специальным законом. Это откроет для людей, разбирающихся в реальной экономике, возможности идейного влияния на принимаемые законы без непосредственного участия в консультативных органах.

Делегаты бизнеса

Но ключевое значение для продвижения потребностей бизнеса имеют представители бизнеса в самих органах власти.

Например, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никофоров начинал как интернет-предприниматель регионального уровня, то есть относился к малому и среднему бизнесу. Новое руководство его министерства включает людей, связанных со средним бизнесом: Денис Свердлов, создатель и в прошлом глава Yota, Марк Шмулевич, сооснователь и топ-менеджер ряда высокотехнологичных компаний.

Кроме того, можно упомянуть министра по взаимодействию с открытым правительством Михаила Абызова — до недавнего времени главы инновационной группы RU-COM, а также инжиниринговой компании «Группа E4». До этого он был топ-менеджером электроэнергетической отрасли.

В правительстве теперь работает также известный деятель ИT-бизнеса Ольга Дергунова — она заняла посты заместителя министра экономического развития и руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Долгие годы она была генеральным директором Microsoft в России и СНГ, позднее стала президентом этой дочерней компании корпорации Microsoft, а в последнее время являлась членом правления Внешторгбанка.

Целый ряд правительственных персон связан с крупным бизнесом. Это, в частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов, длительное время возглавлявший юридическую компанию в составе «АЛМ Холдинга», принадлежавшего финансовому олигарху Александру Мамуту. Вице-премьеры Александр Хлопонин, Ольга Голодец и министр энергетики Александр Новак — в прошлом топ-менеджеры корпорации «Норильский никель». Вице-премьер и руководитель аппарата Правительства РФ Владислав Сурков был топ-менеджером холдинга «РОСПРОМ-Менатеп», а затем «Альфа-груп». Глава Росстроя Владимир Коган — известный петербургский банкир, заместители министра финансов Алексей Саватюгин и Алексей Моисеев — в прошлом топ-менеджеры финансовых компаний.

Целый ряд чиновников кабинета министров имеют репутацию ориентированных на потребности реальной экономики и известны хорошим знанием экономики. Это прежде всего министр экономического развития Андрей Белоусов, его заместитель Андрей Клепач, министр сельского хозяйства Николай Федоров и др.

Большую роль «реальные» экономисты и бизнесмены играют также в новом органе — Экономическом совете президента России. Там, в частности, представлен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, в прошлом занимавший высокие посты в российских финансовых ведомствах, один из крупнейших российских экспертов по глобальным экономическим процессам и финансовому рынку; президент РСПП Александр Шохин, один из людей, стоявших у истоков российских реформ 90-х годов, и др. А в новом Совете президента по модернизации и инновационному развитию бизнесмены составляют основной костяк, правда, в первую очередь это представители крупного бизнеса.

Так что продвижение интересов бизнеса постепенно совершенствуется. Об этом свидетельствует и Бюджетное послание президента Путина, в котором он в качестве императива сформулировал неповышение налогов на несырьевой сектор экономики. Это обнадеживающий факт, говорящий о том, что со средним бизнесом власти начинают считаться.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте