Новости

ОПК в обороне

4 июля первое в этом году заседание Комиссии РСПП по ОПК собрало представительный состав участников из органов государственной исполнительной и законодательной власти, крупнейших государственных холдингов и научных организаций, а также частных компаний и акционерных обществ, занятых выполнением гособоронзаказа.

Открыл заседание председатель комиссии Анатолий Ткачук, рассказавший о целях и функциях совещательного органа РСПП, а также планах по реализации поставленных перед комиссией задач. По его словам, комиссия будет стремиться наладить конструктивный диалог между властью, общественными организациями и бизнес-сообществом по вопросам развития ОПК, совершенствовать законодательство и содействовать модернизации оборонных предприятий. При этом комиссия, используя инструменты РСПП, постарается снизить административные барьеры, мешающие развитию и росту конкурентоспособности российского ОПК.

Активное участие в работе комиссии принял президент РСПП Александр Шохин. Он акцентировал внимание участников заседания на законодательных и нормативно-правовых аспектах с точки зрения их адаптации к интересам оборонно-промышленного комплекса. Шохин сделал упор на необходимость взаимодействия комиссии с другими комитетами и комиссиями РСПП по обеспечению деятельности ОПК на смежных направлениях. Также Шохин обратил внимание членов комиссии на оперативное реагирование по всем процессам развития ОПК России в современной сложной экономической ситуации.

Исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов рассказал членам комиссии об усилиях, предпринимаемых РСПП для снижения фискальной нагрузки на экономику, устранения административных барьеров и других мерах по улучшению инвестиционного климата в стране. По его мнению, применяемые РСПП инструменты взаимодействия с органами власти, такие как оценка регулирующего воздействия, участие в заседаниях Правительства РФ и профильных ведомств, позволит комиссии эффективно решать стоящие перед ней задачи по оптимизации российского ОПК.

В докладе члена Военно-промышленной комиссии Правительства РФ Владимира Поспелова была затронута тема структурной реформы ОПК, направленной на рост конкурентоспособности сектора. По его словам, наряду с ростом объема производимой продукции в сфере гособоронзаказа «есть тревожная обстановка», связанная с низким качеством планирования, падением уровня технологических возможностей предприятий, отставанием в сфере НИОКР.

Еще более радикально высказался заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолий Бондарук. По его мнению, срыв оборонзаказа связан с высоким уровнем коррупции, устаревшей промышленной базой, развалом системы подготовки высококвалифицированных кадров для ОПК и снижением числа ремонтных центров. Он призвал активнее заниматься разработкой новой нормативно-правовой базы для ОПК, ввести льготы для новых производств и венчурных проектов в этом секторе, усилить контроль за расходами в процессе реализации оборонзаказа.

Эту линию поддержал и заместитель председателя Союза машиностроителей России Александр Идрисов. По его мнению, ОПК нужна хорошая инвентаризация, которая позволила бы освободиться от бесперспективных производств и институтов, нужны развитие конкуренции и борьба с монополизмом, а также повышение производительности труда, в несколько раз отстающей от стран Запада и от Китая.

Ведущий советник аппарата Комитета по обороне Государственной думы ФС РФ Владимир Акифьев выступил по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Президент РСПП принял участие в обсуждении роли РСПП в диалоге между бизнесом и властью и предложил активнее задействовать инструменты РСПП для решения проблем ОПК.

Пионеры социальных инноваций

18 июля 2012 года Агентство стратегических инициатив подписало Соглашение о сотрудничестве с Омской региональной общественной организацией «Ресурсный центр общественно активных школ». Соглашение определяет взаимодействие сторон по формированию благоприятной среды для развития социального предпринимательства, а также сотрудничество в рамках реализации инициативы «Снятие барьеров для социально ориентированных НКО». Инициатива направлена на создание условий для увеличения в России числа социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций. Использование их потенциала поможет поднять социальную сферу на качественно новый уровень.

Подписанным соглашением стороны также закрепили открытие первого Центра инноваций социальной сферы в г. Омске. Центр разместился на территории Омского регионального бизнес-инкубатора и открыл двери для предпринимателей, предоставляющих социальные услуги, в том числе в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Это первый центр, который создан в рамках инициативы АСИ «Снятие барьеров для социально ориентированных НКО». Создание сети центров по всей стране может стать инструментом системной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

По словам директора направления «Социальные проекты» АСИ Владимира Яблонского, развитие частного сектора в социальной сфере — важнейший драйвер роста благосостояния граждан Российской Федерации. «Социальные предприниматели и НКО готовы создать более 100 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, снизить стоимость социальных услуг на 30—50% и повысить их качество. Для этого бизнесменам нужно создать условия: обеспечить услуги бухгалтера, консультации юриста, небольшие помещения для переговоров, программы повышения квалификации. Именно для этого агентство создает сеть региональных площадок комплексной поддержки лидеров социальных инициатив. Это не просто ресурсные центры для предпринимателей, это современные площадки развития новой социальной сферы», — отметил он.

Согласно подписанному соглашению, Центр инноваций социальной сферы будет решать следующие задачи:

• содействие в продвижении и реализации социально направленных проектов, поддержка социального предпринимательства и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

• проведение экспертизы социально направленных проектов, реализуемых при участии агентства;

• аккумуляция и обработка информации по реализации социально направленных проектов и инициатив;

• улучшение административной, информационной и правовой среды для реализации социально направленных проектов;

• информационная поддержка проекта «Центр инноваций социальной сферы»;

• содействие при тиражировании социальных проектов;

• оказание методической, консультационной и информационной поддержки социальным предпринимателям и социально ориентированным некоммерческим организациям;

• организация и совместное участие в научно-практических конференциях, форумах, семинарах по вопросам решения социальных задач;

• взаимодействие с органами исполнительной власти и экспертным сообществом.

В рамках апробации модели деятельности центра будет сформировано предложение о тиражировании проекта и создании всероссийской сети центров инноваций социальной сферы. Это предложение будет представлено Наблюдательному совету Агентства стратегических инициатив.

С инновациями не замерзнет

24 июля в г. Покровске, Республика Саха (Якутия), состоялось открытие первой очереди завода по производству инновационных композитных материалов на основе базальтового непрерывного волокна. Проект «Базальт — новые технологии» (создание производства базальтового непрерывного волокна и наноструктурированных базальтопластиковых строительных материалов на его основе) получил поддержку Агентства стратегических инициатив. В церемонии открытия завода приняли участие директор направления АСИ «Новый бизнес» Артем Аветисян и президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.

Проект предполагает выпуск четырех видов продукции: базальтобетонные конструкции для промышленного и гражданского строительства, базальтопластиковая арматура для армирования бетонных конструкций и дорожных покрытий, базальтопластиковые дорожные сетки для армирования дорожных полотен, а также для укрепления насыпей и откосов, базальтовое непрерывное волокно, являющееся сырьем при производстве композитных строительных материалов.

Базальтовые материалы, которые будут выпускаться в рамках проекта, обладают высокой коррозионной и химической стойкостью, что позволяет использовать их в условиях высокой круглогодичной влажности и вечной мерзлоты. Кроме того, базальт отличается низкой теплопроводностью, высокой прочностью при низких температурах и долговечностью. Эти характеристики делают его практически единственным пригодным для дорожного и жилищного строительства материалом в условиях вечной мерзлоты.

Предполагается значительное сокращение завозимых в Республику Саха (Якутия) и на Север России дорогостоящих строительных материалов (стальная арматура, железо-бетонные конструкции и т.п.). Основное сырье для реализации проекта — базальтовые породы — являются самыми распространенными горными породами магматического происхождения.

Новые виды композитной продукции могут широко применяться в различных отраслях строительства, промышленности, дорожного хозяйства, они послужат удешевлению трудовых и материальных затрат, снижению затрат на ремонтно-профилактические работы, теплосбережению и энергосбережению региона и Севера России в целом.

Реализация проекта позволит создать более 260 дополнительных рабочих мест в регионе. Налоговые поступления в бюджет Республики Саха (Якутия) могут пополниться на 430 млн руб.

Дело предпринимателей — табак

19 июля в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол по обсуждению проекта федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», подготовленного Минздравсоцразвития России.

В круглом столе приняли участие президент РСПП Александр Шохин, статс-секретарь — заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Вельмяйкин, проректор Высшей школой экономики Андрей Клименко, представители предпринимательского и экспертного сообщества.

Открывая заседание, президент РСПП выразил безусловную поддержку усилиям Минздрава России, направленным на снижение количества курящих граждан и особенно представителей молодежи. При этом он призвал тщательно оценить возможные последствия предлагаемых мер, способных существенно ограничить права и интересы предпринимателей в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание, индустрия гостеприимства. Он напомнил, что процедура оценки регулирующего воздействия направлена на выявление последствий принятия нового законопроекта для бизнеса, а не на оценку последствий табакокурения для всех групп населения.

В ходе круглого стола были рассмотрены результаты оценки регулирующего воздействия указанного законопроекта, проведенной Высшей школой экономики и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Эксперты обратили внимание на некоторые возможные меры регулирования, неучтенные в проекте закона (лицензирование, повышение штрафов за продажу табачных изделий несовершеннолетним…), а также на меры, негативно влияющие на развитие малого и среднего бизнеса (ограничения по площади торговых залов и т.п.).

По итогам круглого стола было принято следующее решение:

1. Одобрить в целом проект резолюции круглого стола по обсуждению проекта федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

2. Предложить участникам круглого стола в недельный срок направить в РСПП свои замечания и предложения к проекту Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

3. Поручить Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и Комиссии РСПП по индустрии здоровья обобщить поступившие замечания и предложения к законопроекту и доработать проект резолюции круглого стола.

4. Направить доработанную резолюцию в Правительство РФ, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

5. Направить результаты экспертных работ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по оценке регуляторного воздействия законопроекта в Министерство здравоохранения РФ и Министерство экономического развития РФ.

РСПП свидетельствует

19 июля состоялось заседание Совета РСПП по нефинансовой отчетности по обсуждению социального отчета компании ОАО «Ростелеком» за 2011 год, который прошел процедуру общественного заверения.

При подготовке отчета компания опиралась на Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI. В отчете освещаются экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании.

Социальный отчет ОАО «Ростелеком» — первый нефинансовый отчет компании, которая заявила о намерении развивать процесс публичной отчетности на регулярной основе, что свидетельствует о сделанном компанией важном шаге к повышению информационной открытости.

Заключение Совета РСПП об общественном заверении направляется в компанию, которая может использовать его как для внутрикорпоративных целей, так и в целях коммуникаций с заинтересованными сторонами, публикуя его без каких-либо изменений.

Компания, прошедшая процедуру общественного заверения, получает Свидетельство РСПП.