Велика ли партия любителей партий?

Текст | Георгий САТАРОВ

Партстроительство в условиях либерализации законодательства.

События в сфере партийного строительства, с одной стороны, слабо связаны с новым законом о партиях, да и с законами вообще, так как наша жизнь вообще слабо связана с законами: наш лозунг «Чужим — закон, своим — освобождение от закона».

Понятно, что быть своим удобно, это позволяет рассчитывать на благорасположение и, возможно, место в законодательном собрании субъекта Федерации, в Государственной думе. А не быть своим — вредно, можно подвергнуться преследованию. И это никак не связано ни с законами, ни с идеологической ориентацией.

С другой стороны, новый закон о партиях технически облегчает регистрацию партий и существенно расширяет возможности для легализации политической активности — при этом приемлемой для власти: на неприемлемую управа все равно найдется. Появление партий связано с тем, насколько оппозиционная элита всех флангов поведется на роскошную возможность создавать партии простым способом и в какой мере тенденция к дифференциации победит тенденцию к консолидации.

Рассмотрим ситуацию в основных сегментах политического спектра. Сегодня много рассуждают о том, какое будущее ждет правящую партию — «Единую Россию».

На мой взгляд, перспективы «Единой России» на сегодняшний день ровно те же, что были и десять лет назад. Ведь «Единая Россия» — это не партия, это клиентела, то есть организация при патроне, которая в обмен на ресурсы патрона обеспечивает ему поддержку.

До тех пор пока патрону эта поддержка выгодна, он обеспечивает клиентелу ресурсами и обеспечивает ее существование как таковое, потому что среди этих ресурсов не только деньги, но и возможность получать посты и побеждать на выборах с использованием всей мощи государства.

Если клиентела будет терять эту полезность — а полезность определяется, в том числе, как это ни печально для них, и отношением граждан к «Единой России», то шансы будут уменьшаться. Уменьшаться не в электоральном пространстве — там они и так уменьшаются, уменьшаться в бюрократическом пространстве, поскольку партия, себя скомпрометировавшая, никому не нужна. И эту тенденцию мы с вами уже видим. Следовательно, разговоры о реформе «Единой России» имеют примерно ту же цену, что и разговоры о реформах в стране…

События на националистическом фланге, например регистрация ультраправой партии «Российский общенародный союз», не связаны, на мой взгляд, с какими-то подвижками вправо в нашей власти. Есть легальная возможность, нет причин для отказа — ни юридических, ни каких-то политических угроз, вот партию и зарегистрировали. Не вижу ничего особенного в этом событии.

На левом фланге действует сильная крупная партия — КПРФ. Ее основная проблема — лидер Геннадий Зюганов. Ему давно пора уходить и давать дорогу молодым. Это ключевая проблема, потому что персональный электорат Зюганова, как это ни странно, меньше, чем электорат КПРФ. И персональный электорат Зюганова в силу естественных биологических причин убывает. Для того чтобы партии удержаться на плаву, ей нужно обновляться. Не знаю, насколько в КПРФ к этому готовы, но именно эта готовность является для них решающим фактором. Появляется еще несколько коммунистических партий, но пока КПРФ угрожают преимущественно проблемы внутри нее самой.

На социал-демократическом и либерально-демократическом флангах существует несколько партийных проектов: «Справедливая Россия», становящаяся все более оппозиционной, «Яблоко», постепенно восстанавливающее популярность, партия РПР-ПАРНАС, ведомая Владимиром Рыжковым, Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым. Заявлены также «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, партия, связанная с Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина, и ряд других. Посмотрим, какие из этих начинаний успешно реализуются.


Георгий Александрович Сатаров — президент Фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ («Информатика для демократии»), бывший сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса. В прошлом — помощник президента России Бориса Ельцина, участник Конституционного совещания по разработке конституции РФ 1993 года, член общественного совета при Федеральной службе налоговой полиции, член общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам государственного управления и коррупции. Является автором большого количества исследований о коррупции в России.p