Стабильность и контроль


Текст | Елена ПОЗДНЯКОВА


Логика смены губернаторов.

Кремль заинтересован в том, чтобы процесс смены губернаторского корпуса был подконтрольным и стабильным. До вступления в силу нового закона о выборах губернаторов уже были заменены губернаторы, которые не устраивали центральную власть по ряду критериев.

Как правило, это руководители, которые не cмогли обеспечить «Единой России» убедительной победы на выборах, и плюс к тому не могут наладить нормальное хозяйствование в регионе. Либо это те, кто не смог обрести доверие региональных элит, допустил публичные и социальные конфликты, ведь в сферу ответственности губернаторов входит и поддержание социальной стабильности в регионе.

Некоторые из губернаторов, которые не в полной мере соответствовали «стандартам» эффективного регионального руководителя (как они понимаются федеральной властью), объявили о том, что будут участвовать в выборах, вводимых новым законом. Естественно, такое положение дел не устаивает Кремль, поскольку в случае избрания в своем регионе губернатор становится значительно менее подконтрольным, и ситуация может обостриться. Поэтому федеральная власть заинтересована в замене амбициозных лидеров на людей лояльных и имеющих шансы улучшить обстановку в регионе.

Кого еще заменят? Информацию могут дать рейтинги губернаторов, которые готовятся политологами и социологами, например рейтинги политической выживаемости губернаторов. На данный момент почти все губернаторы, которые были наименее эффективны, уже заменены. Скорее всего, поста могут лишиться те, кому не удается выстроить отношения с региональными элитами (в регионах случаются публичные конфликты), а также те, против кого активно выступает население.

Сейчас трудно сказать, что является первоочередным критерием для назначения нового губернатора. Но назначенцы, скорее всего, будут заинтересованы в том, чтобы быть максимально эффективными, поскольку после того, как закон о выборах губернаторов вступит в силу, они вынуждены будут для завоевания симпатии избирателей в долгосрочной перспективе ориентироваться на запросы, потребности и нужды этих самых избирателей.

Лояльность Кремлю при этом также придется сохранять, поскольку федеральная власть, несомненно, оставит в законе возможности для досрочного отзыва руководителя региона (или это будет возможно благодаря каким-либо неформальным практикам). Помимо этого, новым губернаторам придется выстраивать отношения и с партией власти в регионах, и с полпредами президента, им будет сложнее соблюсти баланс всех интересов.

Большинство губернаторского корпуса составляют представители партии «Единая Россия», которые одновременно, как правило, являются и самыми яркими фигурами региональной политической жизни. Такое сочетание не стимулирует их к более эффективной работе, за исключением руководителей тех регионов, на территории которых реализуются проекты федерального значения — там губернатор находится под пристальным вниманием центра. В остальных же субъектах развитие идет очень медленными темпами.

Причина такой ситуации опять-таки в нехватке политической конкуренции: губернаторам не за что бороться. За период, в течение которого выборов глав регионов не было, губернаторские кресла в ряде регионов заняли непубличные люди, никогда не участвовавшие в открытой политической конкуренции, не заинтересованные в том, чтобы завоевать расположение граждан, зачастую их предыдущая карьера никаким образом не была связана с территорией, которой они руководят.

В каком-то смысле, это плюс, потому что губернаторам приходится проводить непопулярные решения. Однако выборы ставят перед главами регионов ряд новых задач, не отменяя старых, поэтому, как представляется, качество губернаторского корпуса со временем улучшится.

Не исключена опасность, что партиям за поддержку тех или иных инициатив власти будут «платить» губернаторскими постами. Сейчас возникли новые требования к тому, чтобы политическая конкуренция росла. Возможно, что несколько губернаторских постов будет получено представителями системной оппозиции. В общем, это разумная практика, потому что это в конечном итоге будет способствовать развитию самих партий, их взрослению. Но опять же, на начальном этапе Кремлю нужно будет убедиться, что люди, которые выдвигаются им на пост губернатора, достаточно лояльны, достаточно предсказуемы или по крайней мере договороспособны.

Будут ли выборы губернаторов действительно выборами? Да. Даже если кандидаты на пост губернатора должны будут проходить президентский фильтр, впоследствии их все равно ожидают выборы. Это вернет разнообразие в политическую жизнь регионов. Конкурировать с действующими губернаторами теперь смогут и представители бизнеса, и яркие партийные фигуры.


Елена Позднякова — ведущий эксперт Центра политических технологий. В 2009 году окончила факультет прикладной политологии, в 2011 году — магистратуру кафедры политического анализа и публичной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

С 2008 года — эксперт фонда «Центр политических технологий».

С 2010 года на внештатной основе сотрудничает с Институтом анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, а также с консалтинговой компанией Control Risks (Великобритания).