Новости

Путин выслушал и услышал

24 мая, в преддверии Дня российского предпринимателя Владимир Путин провел встречу с представителями бизнес-объединений. Российский союз промышленников и предпринимателей представлял на встрече президент РСПП Александр Шохин.

Президент России отметил, что «в последнее время предприниматели проявили себя в большинстве своем как люди очень ответственные, понимающие социальную значимость того дела, которому они посвятили свою жизнь, проявляющие заботу о людях и кооперативно работающие с государством».

Владимир Путин поздравил предпринимателей страны с наступающим Днем российского предпринимательства и выразил надежду на дальнейшую активную совместную работу государственных структур и предпринимательского сообщества.

В своем выступлении Шохин также затронул тему разработки механизмов и технологий взаимодействия бизнеса и власти. «Многие из этих технологий были в последние годы созданы, работают достаточно эффективно», — заметил президент РСПП, упомянув оценку регулирующего воздействия, которая включает все ведущие бизнес-объединения в реальную оценку проектов нормативных актов. Он предложил ускорить распространение оценки регулирующего воздействия на таможенную сферу, на налоговую сферу и на второе чтение законопроектов.

Шохин сформулировал и первоочередные задачи по отладке механизмов взаимодействия бизнеса и власти. «Во-первых, нам хотелось бы еще войти в процедуру подготовки, обсуждения и доработки докладов, которые по указанию президента или председателя правительства готовят федеральные органы исполнительной власти, — предложил президент РСПП. — Дело в том, что в этих докладах определяются не только стратегические направления развития той или иной сферы, но, как правило, к ним прикладывается план действий с перечнем конкретных проектов законов, проектов постановлений правительства и т.д. В этой работе было бы неплохо поучаствовать бизнесу, потому что если она ведется без нас, то потом и сами проекты законов корректировать трудно».

Вторая из предложенных президентом РСПП задач — ускорение работы над обсуждением законопроектов, обозначенных в Указе о долгосрочной государственной экономической политике от 7 мая. «В частности, если говорить о включении бизнеса в обсуждение законопроектов, подготовленных ко второму чтению, мы предложили бы механизм, который уже опробовали с Минэкономразвития, — сказал Шохин. — Каждое бизнес-объединение может назвать, скажем, пять наиболее чувствительных для соответствующих объединений и сфер бизнеса законопроектов, потом мы провели бы рейтинговые голосования, отобрали, скажем, несколько (например, те же пять) законопроектов, которые можно было бы пропустить через процедуру оценки регулирующего воздействия перед вторым чтением».

Третья задача — приоритет институциональных механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Эта задача, по мнению президента РСПП, вытекает из разнообразия форм диалога государства и бизнеса, ряд из которых не институализирован.

Следующий «блок вопросов», по словам Александра Шохина, связан с модернизацией и стимулированием инновационного развития. Важным президент РСПП считает запуск уже одобренных механизмов по введению налоговых каникул и от ряда налогов новых проектов и вновь вводимого оборудования.

На встрече с президентом РФ Шохин поднял и вопрос о снижении административной нагрузки на бизнес — в частности, о ликвидации многочисленных форм отчетности. «К сожалению, сейчас формируется несогласованный процесс, — заметил Шохин. — С одной стороны, вводятся правильные механизмы: отказ вроде бы от прямого государственного контроля, переход на такие механизмы, как обязательное страхование ответственности. Но в то же время старые механизмы надзора и контроля не только остаются, но даже усиливаются. Особенно это заметно для области технического регулирования и контроля за опасными объектами, где все механизмы, как говорится, фактически дублируются».

В выступлении Шохина была также затронута тема обновления Гражданского кодекса. Среди новаций, выделенных президентом РСПП, назывались новые понятия вещных прав и другие, меняющие «правила игры и правовую среду для бизнеса». По этим вопросам президент РСПП предложил не только проводить оценку регулирующего воздействия, но и ввести длительные, на три-пять лет, переходные сроки.

В заключение Шохин предложил ускорить введение института уполномоченного по правам предпринимателей. Для того чтобы омбудсмен не превратился в «руководителя бюро жалоб предпринимателей», он должен быть наделен процессуальными полномочиями для коррекции действующей нормативно-правовой базы.

Президент РФ согласился с необходимостью наделения омбудсмена подобными полномочиями и обещал разработать соответствующие механизмы. Кроме того, Путин пообещал следовать одобренной ранее программе приватизации и решать другие важные для бизнеса вопросы. «Мы и эти вопросы будем обсуждать совместно с вами, будем вместе обсуждать и учитывать ваше мнение», — заверил президент.

Приводим предложения РСПП:

1. Формализация участия бизнеса в экспертизе проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с указами президента России зафиксированы сроки реализаций предложений бизнеса по распространению механизма оценки регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов в таможенной и налоговой сфере и все законопроекты перед вторым чтением в Государственной думе.

Переход к следующему этапу предполагает:

• создание процедур участия бизнес-сообщества в разработке, публичном обсуждении и доработке проектов докладов президенту РФ или правительству РФ по вопросам, затрагивающим бизнес-сообщество, а также стратегических документов (в докладах определяются не только стратегические направления реформ, но и конкретные меры, планы действий, включая перечень законов и нормативно-правовых актов). Стоит формализовать участие бизнес-объединений в подготовке разрабатываемых в соответствии с указами президента России по направлениям государственной политики на перспективу документов;

• начало реализации уже достигнутых договоренностей. Целесообразно отобрать проекты законов для пилотной оценки регулирующего воздействия ко второму чтению, используя следующую процедуру: бизнес-объединения называют по три-пять наиболее значимых законопроекта, а затем на основе рейтингового голосования выбираются пилотные проекты — скажем, не более пяти;

• приоритет институциональных механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Возможное решение — установление на уровне закона дополнительных прав и обязанностей в данной сфере для национальных объединений СРО, объединений работодателей, торгово-промышленных палат, по аналогии с Казахстаном. Нужны более четкие критерии определения партнеров со стороны бизнес-сообщества для различных дискуссионных площадок. Работа через два бизнес-объединения позволяет получить не просто набор мнений разной степени проработки от конкретных компаний и лидеров бизнеса, а консолидированную позицию. Удачный пример — работа АСИ;

• нужны не только обязательность официального направления проектов нормативно-правовых актов бизнес-объединениям, но в первую очередь учет их замечаний либо мотивированный отказ, а также обязательное публичное обсуждение замечаний в том случае, если на этом настаивает бизнес-объединение (как в казахстанском законодательстве).

2. Реализация согласованных инициатив по стимулированию модернизации и инновационного развития:

• установление срока введения льгот по налогу на имущество для нового оборудования — если льгота вводится с 1 января 2013 года, закон должен быть разработан уже к сентябрю 2012 года;

• снижение нагрузки в части налогового администрирования — отказ от ведения компаниями избыточного учета, достаточно налогового учета и на выбор РБСУ или МСФО;

• устранение дополнительной «неналоговой нагрузки на бизнес» — при обязательном страховании ответственности сохраняется (даже в большем объеме) контроль/надзор со стороны органов власти. Нужно определиться с соцстрахом — даже не идеальное для нас предложение Минфина о сохранении текущих ставок лучше 34%, которые автоматически появятся в 2014 году.

3. Изменения в Гражданский кодекс, которые вызывают серьезные дискуссии и в бизнес-среде, и в юридическом сообществе. Есть риск роста нагрузки на бизнес, в том числе финансовой, например, в результате введения нотариального удостоверения сделок, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и подлежащих государственной регистрации. Вносятся радикальные изменения в уже сложившуюся систему вещных прав.

Необходимо продолжение обсуждения. Было бы правильно пропустить проект ГК перед вторым чтением через процедуру оценки регулирующего воздействия. Вне зависимости от результатов дискуссии, срок введения норм — не ранее 1 января 2013 года, для наиболее серьезных новелл (вещные права) — отлагательный срок введения до трех-пяти лет.

Вообще, стоит подумать о более широком использовании отложенного вступления в силу законов, увеличивающих нагрузку на бизнес либо существенно меняющих «правила игры» для предпринимателей: не раньше, чем через три месяца после принятия всех подзаконных актов, в отдельных случаях — до нескольких лет.

4. Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Российской Федерации, впоследствии — создание Федеральной службы по защите прав предпринимателей, руководство деятельностью которой осуществляет президент Российской Федерации.

Ключевые принципы работы института уполномоченного:

• коллегиальность принятия ключевых решений;

• возможность обращаться в органы власти и судебные органы с требованием приостановить, отменить либо внести изменения в нормативные правовые акты;

• право выносить предостережения, предупреждения и представления в случае нарушения органами власти прав предпринимателей (аналогично функциям ФАС России);

• участие в экспертизе проектов и действующих нормативных правовых актов, а также подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность на основании обращений и жалоб предпринимателей.

Данное сочетание функций обеспечит эффективность работы уполномоченного как не только ответственного лица, реагирующего на отдельные случаи нарушения прав предпринимателей, но и как системного института по повышению уровня защищенности прав предпринимателей.

Возможно параллельное введение поста заместителя генерального прокурора по защите прав предпринимателей.

Изменения незначительны

24 мая состоялась встреча рабочей группы по коммуникациям при Экспертном совете РСПП, в рамках которой были представлены результаты исследования, посвященного оценке делового климата страны иностранными компаниями, работающими в России.

Каждый год РСПП просит российский бизнес оценить экономическую и инвестиционную атмосферу в стране. В этом году в опросе существенно увеличилась доля представителей иностранных, в основном средних и крупных, компаний, участвующих в опросе, которые рассказали о своих настроениях и об оценках деловой среды в стране, перспективах ее улучшения и текущих проблемах.

Одним из самых интересных результатов исследования этого сегмента стала оценка предпринимательского климата в России за последние пять лет: большинство опрошенных (55%) отметили его улучшение. По мнению 18%, положительные изменения явно видны. При этом значительная часть опрошенных — осторожная в оценке и отмечает незначительные изменения (37%). Треть (31%) респондентов не видит изменений, но и не отмечает ухудшения ситуации. Ухудшение отметили лишь 16% опрошенных.

В отношении собственной деятельности на территории Российской Федерации компании отметили не только свои инвестиционные проекты. Участники опроса рассказали об активном участии в привнесении новых передовых технологий и следовании самым современным стандартам производства на своих мощностях в нашей стране.

При этом состоянию инфраструктуры была дана сдержанная оценка: 3,9 балла из 7. В качестве основного фактора, сдерживающего развитие инфраструктуры, 45% опрошенных назвали недостаточное государственное финансирование этой области.

Основное препятствие для более активного развития бизнеса в России компании видят в высоком уровне коррупции (59%). Вторым по значимости являются высокие административные барьеры (31%).

Подавляющее большинство опрошенных компаний работает в России без существенной поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Финансовую поддержку со стороны федеральных органов получают всего 6% компаний, со стороны региональных ? только 4%. В то же время наличие организационной поддержки со стороны федеральных властей отметили 37% опрошенных.

Международный бизнес, работающий в России, оказывает активную поддержку в регионах своего присутствия, в том числе помогая социальным учреждениям (59%). Большинство международных компаний активно реализует в России собственные социальные программы: 65% имеют собственные благотворительные или социальные программы, 53% осуществляют финансирование через благотворительные фонды, 41% поддерживают корпоративное волонтерство, 35% участвуют в партнерских социальных программах с НКО и госструктурами.

Для стимуляции социальной ответственности бизнеса в России опрошенные рекомендуют, в первую очередь, повысить прозрачность процессов принятия решений (69%). Это подчеркивает, что повышение уровня транспарентности в деятельности органов власти является одним из важнейших инструментов развития социальных программ с участием бизнеса.

Исследование сегмента иностранного бизнеса в рамках общей ежегодной оценки состояния делового климата было подготовлено и проведено агентством Fleishman-Hillard Vanguard.