Корзина не первой свежести


Текст | Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА


Потребительская корзина давно устарела — как и подходы к расчету льгот.

Потребительская корзина у нас не пересматривалась уже много-много лет и совершенно не соответствует сегодняшним жизненным реалиям. Разговоры о том, что ее нужно менять, идут давно, поэтому пересмотр корзины — назревший и перезревший проект.

Потребительская корзина служит сейчас основой в расчетах уровня прожиточного минимума и размера социальных выплат тем категориям граждан, которые по закону имеют на них право. Важно адекватно ее составить и рассчитать.

Недавно провели эксперимент: как прожить на эту потребительскую корзину? То есть питаться только теми продуктами и в том количестве, которые в ней зафиксированы. Или одеваться только в то, что предусмотрено минимальным гардеробом.

Один из участников эксперимента, «пищевой» его части, заработал себе гастрит и другие проблемы со здоровьем. Для нынешней системы расчета социальной помощи в России потребительская корзина — основной фактор. Получается, что потребительская корзина не отражает реальности, а следовательно, все последующие расчеты получаются искаженными.

Следует постепенно переходить к другой системе, на основании которой рассчитываются льготы. В развитых странах мира, в частности европейских, действуют системы поддержки, которые основываются не на прожиточном минимуме и потребительской корзине, а на средней заработной плате. Это касается и уровня бедности, который у нас также рассчитывается исходя из прожиточного минимума, а в западных странах — из средней зарплаты.

Представляете, какая это разница? Если у нас посчитать уровень бедности через количество людей, у которых зарплата ниже средней, тогда у нас бедных станет в тысячи раз больше.

Специалисты в рамках открытого правительства предлагают вообще иную систему расчета размера льгот и пособий — независимую от прожиточного минимума. Посмотрим, захочет ли правительство страны обсуждать эту идею… Мы считаем, что она востребована, и готовы работать с новым правительством, объяснять необходимость новой системе оценки.

В этой системе за основу берутся стандарты экономической устойчивости семьи. Естественно, семья должна иметь такой экономический уровень, чтобы нормально питаться, не на уровне минимума, а на уровне, который обеспечивает здоровый образ жизни. Ориентир — качество жизни: сбалансированное питание, расходы на досуг, платное медицинское обслуживание, платное образование, потому что в реальности одними бесплатными услугами не обойтись.

В предложении открытого правительства за основу берется не прожиточный минимум, а оптимум семейной жизни. Социальное сопровождение граждан должно быть направлено на обеспечение достойной жизни, а не проживания.

Для перехода на европейские инструменты измерения, во-первых, нужен экономический расчет: какие расходы бюджета повлечет за собой введение новых механизмов измерения. Во-вторых, необходимо планирование самих социальных выплат. В-третьих — использование современных механизмов таких выплат. Недавно Миздравсоцразвития подступился к этой теме, теперь ее, вероятно, унаследует Минтруда.

Например, человеку предоставляется помощь, но в обмен он берет на себя обязательства, которые должен выполнить — оформляется так называемый социальный контракт. Это будет менее патерналистский подход, чем сейчас. Кстати, он себя хорошо зарекомендовал в ходе эксперимента, проведенного в нескольких регионах страны.

Нужно будет внедрить новый порядок расчета выплат и новый порядок предоставления помощи. Необходимо пересматривать всю систему и начинать ее менять. Сразу такое делать нельзя, трансформация должны быть плавной, потому что, например, резкая амортизация льгот может привести к негативным последствиям, к недовольству граждан.

Разумно продолжать делать так, как начали: в рамках эксперимента проверять, тестировать, внедрять. При этом должна быть целостная стратегия, представление о том, как должна выглядеть система социального сопровождения (сейчас она называется системой обслуживания) через десять лет. Когда мы сформируем такую картину, мы сможет составить «карту действий», схему системных шагов по реализации этой стратегии. Такой основы на данный момент нет.


Елена Тополева-Солдунова — директор НКО «Агентство социальной информации», член Общественной палаты РФ.

Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, филологический факультет. Получила дополнительное образование по специальности «социальный маркетинг» (Государственный университет Калифорнии, США, Центр развития образования, Бостон, США). С 1994 года по настоящее время является директором некоммерческой организации «Агентство социальной информации».

Активный член российского НКО-сообщества. Является членом попечительского совета Партнерства фондов местных сообществ, нескольких крупных благотворительных фондов, в том числе «Линии жизни». Также является членом международной рабочей группы по отчетности НКО в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности. Подготовила множество публикаций, в которых отражается изменение роли НКО в российском обществе.

С 2010 года — член Общественной палаты Российской Федерации. С 2011 года является сопредседателем экспертной группы «Развитие общественных институтов» в рамках процесса разработки социально-экономической стратегии Российской Федерации до 2020 года. Член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив.