Всю систему надо менять

Текст | Кирилл КАБАНОВ

Бесполезно говорить о модернизации МВД — нужно заниматься реформой правоохранительной системы.

На заседании президентского совета по развитию гражданского общества, куда были приглашены, в том числе, сотрудники МВД, я и другие эксперты заявили принципиальную позицию: нельзя заниматься реформой собственно МВД — реформировать имеет смысл всю правоохранительную систему и МВД как часть этой системы.

Вспомним: реформа МВД началась с трагедии в станице Кущевской. Сейчас ситуация изменилась? Нет. События в Казани и в других регионах подтвердили, что все продолжается. Когда произошло массовое убийство в Кущевской, мы говорили, что есть надобность в рамках закона привлечь к контролю за действиями сотрудников МВД Генеральную прокуратуру и Федеральную службу безопасности, на которую возложены функции оперативного контроля за органами внутренних дел.

Как только были проведены расследования происшествия в станице Кущевской, стало понятно, что никто не собирается привлекать к ответственности сотрудников МВД и давать их действиям правовую оценку.

Кстати, аналогичная ситуация была и при теракте в Домодедово. Давайте посмотрим, почему мы теракт оцениваем с той же позиции. Потому что были привлечены к ответственности сотрудники МВД, хотя аэропорт — это в большей степени зона ответственности ФСБ: его пограничных и антитеррористических подразделений. Оценка работы ФСБ дана не была.

Система в целом показывает свою неспособность работать: невозможно в полностью пораженном болезнями организме вылечить один орган. Об этом «лечении» системы мы говорили с президентом.

То, что реформа была поручена самому МВД, является стратегической ошибкой. В результате мы видим, что реформа прошла «по нулям». Условием грамотного реформирования является внешний контроль, а сейчас система закрыта и для общественного контроля, и для государственного.

Сотрудники ФСБ и прокуратуры решают в МВД утилитарные задачи, включая рейдерство. Система, таким образом, способствует коррупционным схемам.

Вывод: реформировать надо всю систему, а не одно звено.


Кирилл Кабанов — председатель Национального антикоррупционного комитета России.

В 1989 году окончил Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО, в 1995 году — Институт ФСБ в Санкт–Петербурге. С 1989 года — офицер Московского округа ПВО, с 1990 года — сотрудник Общего отдела ЦК КПСС. В 1991–1994 годах работал в коммерческом секторе. В 1994–1998 годах — офицер УФСБ РФ по г. Москве и МО: служба в подразделениях по борьбе с контрабандой и коррупцией.

В 1998–1999 годах работал консультантом ЧОП «КРОК секьюрети». В 1999–2000 годах — исполнительным директором НО «Фонд содействия решению проблем местного самоуправления и безопасности общества».

В 2000–2003 годах — заместитель руководителя АНО по обеспечению деятельности национального антикоррупционного комитета «Антикоррупционный центр». В 2002–2003 годах — заместитель председателя координационной антинаркотической комиссии Центрального федерального округа (на общественных началах).

В 2003–2005 годах исполнял обязанности председателя Национального антикоррупционного комитета. С 2004 года по настоящее время является заместителем председателя общественного движения «Общественный союз “Антикоррупция”» (ОСА), председателем Комиссии общественного контроля при ОСА.

С 2005 года — член президиума АНО «Центр антикоррупционных исследований» Transparency International-R, председатель Национального антикоррупционного комитета. С 2008 года — член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.