Владимир СИВКОВ: цивилизованный бизнес может развиваться в рамках понятного, прозрачного регулирования
Текст | Николай ПЕТРОВ, Владимир ГАЛИМОВ
Фото | Завод минеральных вод «Горячеключевской»
Директор ЗАО «Завод минеральных вод “Горячеключевской”» (Краснодарский край) Владимир Сивков считает, что для развития эффективного цивилизованного бизнеса не хватает столь же эффективной и прозрачной работы государственного аппарата.
— Владимир Сергеевич, сегодня завод «Горячеключевской» — крупнейшее предприятие по производству минеральной воды в Краснодарском крае?
— Одно из крупнейших. Наша продукция известна и любима жителями Краснодарского края, уже долгое время она не покидает прилавки наших магазинов. Обеспечиваем минеральной водой всю Кубань. Успехом пользуется наша продукция в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, наладили поставки в Тюменскую область. Поставляли ее даже в США.
Завод «Горячеключевской» — первый и главный производитель минеральной воды «Горячий Ключ» и напитков на ее основе. В данный момент завод разливает воду из двух источников, разную по своим свойствам и вкусовым качествам. Это минеральная столовая вода «Горячий Ключ — 2000», скв. 1-РЭ и минеральная лечебно-столовая вода «Горячий Ключ», скв. 934.
Мы всегда стремились развивать «настоящий» — чистый, социально-ответственный, неспекулятивный бизнес, работать строго по закону, даже несмотря на то что многие наши конкуренты закон обходили. Придерживаемся этого правила и сейчас: убеждены, что в условиях ВТО оно даст нашему предприятию весомое преимущество и на внутреннем рынке, и на открывающихся для нас иностранных.
Еще в начале 2000-х годов мы поняли, что дебита скважин, минеральную воду которых можно использовать для розлива, не хватает. В основном это скважины с малым дебитом, используемые для бальнеолечения, непосредственно расположенные в городе Горячий Ключ и принадлежащие Краснодарской ГГРЭС. Так, дебит скважины №1-РЭ составляет 150 м?/сут. Потребность же завода приближалась к 290 м?/сут.
Мы были вынуждены искать альтернативные источники воды для розлива — и нашли. Это бесхозная тогда скважина №934 в станице Саратовской. Она была пробурена Кубанской гидрогеологической экспедицией «Кубаньгеологии» в середине 70-х годов для снабжения города Горячий Ключ питьевой водой, но до 2004 года не эксплуатировалась.
Оголовок скважины разморозился, и около 30 лет вода изливалась на поверхность, образовалось озеро диаметром 50 м и глубиной 1 м, вода из которого перетекала по естественным ложбинам в реку Псекупс. Самоизлив воды происходил с дебитом 600 м?/сут. В озере купались гуси, коровы и свиньи.
— То есть чистая минеральная вода использовалась разве что для купания животных?
— Мы взялись за эту скважину, причем на основании официальных документов. Обратились за лицензией на пользование этой скважиной, и в 2004 году на основании пункта 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» и на основании решений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю и Департамента природных ресурсов Краснодарского края такую лицензию получили. Целевое назначение пользования недрами, указанное в лицензии: «добыча пресных подземных вод для производственных нужд (розлив в бутылки), с уровнем добычи, оговоренном в соглашении об условиях добычи подземных вод, не более 600.0 м?/сут.». После получения лицензии мы приступили к обустройству скважины и исследованию воды.
Предприятие за свой счет провело отвод поверхностной воды, отсыпку площадки вокруг скважины, устройство подъездных путей, ремонт оголовка, устройство надкаптажного сооружения, бетонной площадки вокруг ствола скважины, монтаж накопительной емкости, трубопроводов, приборов контроля и учета, устройство служебного помещения, обучение специалистов для работы на скважине…
Затраты на обустройство скважины и всего гидроминерального хозяйства, до ввода скважины в эксплуатацию, составили более 4 млн 590 тыс. руб. Затраты на проведение геологических, гидрогеологических исследований составили 1 млн 660 тыс. руб. Это все — собственные средства предприятия.
— То есть все нещадно эксплуатировали имеющиеся месторождения, а вы делали инвестиции в новое производство?
— Совершенно верно. Кроме того, в Пятигорском государственном НИИ курортологии Росздрава России по нашему заказу было проведено исследование состава воды: она оказалась минеральной лечебно-столовой с минерализацией 0,9—1,5 г/л. Еще одно исследование было проведено в Московском НИИ физиотерапии. От этих двух авторитетных медицинских организаций были получены бальнеологические заключения о химическом составе воды скважины №934 и возможности ее использования в питьевых целях — для розлива в качестве минеральной лечебно-столовой.
На основании этих результатов мы заключили договор с ООО «Геоминвод-Центр» на проведение гидрогеологических исследований скважины с целью оценки эксплуатационных запасов минеральной лечебно-столовой воды. Они показали заявленную нами возможность получения 100 м?/сут. Результаты исследований были направлены в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), где они были рассмотрены и утверждены со следующими показателями: 100 м?/сут., срок эксплуатации — 25 лет.
После получения результатов исследований медицинских организаций и утверждения эксплуатационных запасов ГКЗ мы обратились в территориальный орган Роснедр — Краснодарнедра, с просьбой внести изменения в лицензию на право пользования недрами. Управлением Краснодарнедра было составлено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в условия лицензии в части целевого назначения пользования недрами. Нам была разрешена добыча подземных минеральных лечебно-столовых вод для промышленного розлива в объеме 100 м?/сут. из скважины №934 ст. Саратовской.
— То есть вы тогда же официально получили право использовать скважину как источник именно минеральной лечебно-столовой воды?
— Совершенно верно, было это в 2005 году.
После завершения всех исследовательских работ Краснодарнедра официально установило факт открытия месторождения полезных ископаемых — подземной минеральной лечебно-столовой воды, и нашему предприятию было выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения.
С 2005 года завод разливает минеральную лечебно-столовую воду из скважины №934, регулярно и в полном объеме платит налоги с этого направления деятельности.
— Скажите, а почему никто из ваших конкурентов не предъявил права на скважину №934?
— Потому что для того, чтобы начать ее эксплуатацию, необходимы были значительные инвестиции. Другие компании не были готовы их сделать.
Начало было таким. Более точно оценив возможности скважины в процессе эксплуатации, видя увеличивающиеся потребности рынка, мы в 2007—2008 годах за счет собственных средств, силами того же ООО «Геоминвод-центр» провели еще одно гидрогеологическое исследование скважины, с целью увеличения дебита до 300 м?/сут. Работы по проведению гидрогеологических исследований на скважине были зарегистрированы Управлением по недропользованию по Краснодарскому краю. Такая возможность была подтверждена.
По итогам исследования был составлен отчет о доразведке месторождения с целью переоценки ее эксплуатационных запасов. Решением ГКЗ были утверждены эксплуатационные запасы подземных минеральных питьевых лечебно-столовых вод в объеме 300 м?/сут. на 25-летний срок эксплуатации.
На основании полученного протокола и в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона РФ «О недрах», мы обратились в Краснодарнедра с просьбой внести изменения в допсоглашение к лицензии — об увеличении водоотбора из скважины до 300 м?/сут. На что получили отрицательный ответ.
— О чем говорится в этой статье?
— О том, что лицензия получается путем аукциона. Нам, предприятию, уже эксплуатирующему скважину в течение нескольких лет на основании лицензии, обустроившему ее за свой счет, было предложено выйти на аукцион и стяжать право на использование нового суточного лимита на аукционе!
Наша позиция, которую мы готовы отстаивать в судах: завод имеет законное право получить от Краснодарнедр необходимое дополнение к лицензии об увеличении суточного дебита без проведения аукциона. У нас три главных аргумента.
Во-первых, при получении лицензии и допсоглашения к ней были соблюдены все требования Закона «О недрах» и разработанных на его основе инструкций и приложений.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1.4.1 инструкции от 14.04.1994 по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами, Роснедра лицензируют только добычу минеральных лечебных вод, являющихся сырьевой базой курортов, имеющих общероссийское значение. Минеральная лечебно-столовая вода скважины №934 к таким водам не относится.
В-третьих, на основании пункта 4.2.1 инструкции действующим предприятиям лицензии предоставляются без проведения конкурсов и аукционов.
Мы обращались с официальными письмами, снабженными юридической аргументацией, в Краснодарнедра, затем в Роснедра, потом опять в Краснодарнедра. Ответ был один — аукцион. Ну что ж, будем обращаться в суд — как говорится, наше дело правое.
Цивилизованный бизнес должен развиваться в рамках цивилизованных же правил, однозначно толкуемых, понятного, прозрачного регулирования со стороны государственных органов. Убежден, что такой бизнес, основанный на достижениях советского времени, приумноженных в пореформенный период, бизнес, действующий строго по закону, исключительно в легальном поле, платящий в полном объеме налоги, бизнес с высокой социальной ответственностью — это и есть основа экономического развития России. Он должен получать всестороннюю поддержку со стороны государственных органов — региональных и федеральных. Такой подход, на мой взгляд, должен стать одним из приоритетов экономической политики и регулирования экономики со стороны государства.
Вода завода «Горячеключевской» — дипломант конкурса «100 лучших товаров России». Завод награжден в 2006 году в номинациях «Качество Кубани» и «Лидер экономического развития России». Предприятие высоко оценено в рамках программы «Лидеры XXI столетия».
Завод регулярно участвует в знаменитой берлинской «Зеленой неделе» — крупнейшем мировом агропромышленном форуме-выставке.
В 2007 году предприятие сертифицировано по системе менеджмента качества ИСО 9001:2000, а в 2009 году прошла ресертификация по ИСО 9001-2008.