Новости

Помочь россиянам на иностранных рынках

23 апреля состоялось расширенное заседание коллегии Минэкономразвития РФ под председательством председателя Правительства РФ, избранного президента РФ В.В. Путина. Рассматривались вопросы улучшения делового и инвестиционного климата в РФ, а также меры поддержки отечественных товаропроизводителей на мировых рынках.

Премьер-министр, в частности, высказался за создание системы финансовой, дипломатической, информационной и правовой поддержки российских компаний на зарубежных рынках. «Считаю правильным, если в постановке задач для наших госорганов, занимающихся международным экономическим сотрудничеством, будут участвовать ключевые объединения предпринимателей», — сказал Путин.

Председатель правительства предложил уже в текущем году утвердить «дорожные карты», предусматривающие меры для улучшения инвестиционного климата в стране, и повысить доступность государственных институтов развития для бизнеса.

«Покупай американское» мешает покупать российское

23 апреля состоялась встреча деловых кругов России с заместителем министра торговли США Мишель О’Нил, приуроченная к визиту американской делегации в Москву, Самару и Санкт-Петербург. Открывший встречу президент Российско-американского совета делового сотрудничества (РАСДС) Д.М. Якобашвили поблагодарил г-жу О’Нил за регулярные встречи с российскими организациями — участниками российско-американского бизнес-диалога.

Подобные встречи особенно важны с учетом того, что г-жа О’Нил является координатором Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям двусторонней президентской комиссии. На встрече, как отметил Д.М. Якобашвили, представлены все ведущие российские объединения бизнеса: наряду с РСПП это «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата РФ, «ОПОРА России».

Отдельно президент РАСДС остановился на истории развития бизнес-диалога. Три года назад (то есть за год до запуска «перезагрузки» президентами России и США) РСПП, неудовлетворенный общим состояниям российско-американских отношений, предпринял ряд мер по активизации контактов между деловыми кругами двух стран. РСПП поддержала Торговая палата США — крупнейшая лоббистская организация Соединенных Штатов. На Петербургском международном экономическом форуме в 2008 году было подписано Соглашение между РСПП и Торговой палатой США.

В рамках бизнес-диалога, как поведал участникам Д.М. Якобашвили, прошло несколько бизнес-саммитов на высшем уровне с участием глав государств (в Москве в 2009 году и в Вашингтоне в 2010 году), был организован российско-американский круглый стол на Петербургском форуме (в этом году уже в пятый раз), приняты делегации американских бизнесменов (самый последний пример — это визит в Россию 30 молодых американских предпринимателей из Калифорнии в октябре 2011 года).

Выборы президента России и вступление страны в ВТО открывают качественно новый этап для развития двусторонних отношений, в первую очередь — по линии деловых кругов, ведь «бизнес, как известно, лучший дипломат и амбассадор», резюмировал Д.М. Якобашвили.

Управляющий директор по международному сотрудничеству РСПП А.В. Кузнецов отметил, что во встрече участвуют представители компаний, которые хотят активно сотрудничать с американским бизнесом и готовы продавать и покупать у них соответствующую продукцию. Отличительная особенность их продукции — ее инновационный характер.

А.В. Кузнецов обратился с предложением к представителям компаний, которые находятся в поиске деловых партнеров в США, представить свои предложения и описание конкретных проектов для их передачи по линии бизнес-диалога заместителю министра торговли М. О’Нил с целью последующего распространения среди заинтересованных американских компаний и мониторинга их ответов.

В ходе обсуждения заместителем председателя Комиссии РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу А.А. Базулевым был поднят вопрос о дискриминационных мерах, применяемых американскими властями по отношению к российским дочерним предприятиям в США. Программа «Покупай американское» (Buy American), по словам А.А. Базулева, не позволяет российским компаниям воспользоваться преимуществами покупки активов в США и развивать внутригрупповую кооперацию, поскольку требует, чтобы в инфраструктурных проектах, финансируемых из бюджета США, использовалась только сталь, выплавленная в США. В результате российские производители, обеспечивающие более 5 тыс. рабочих мест в США, ограничены в возможностях сбыта своей продукции, добавленная стоимость которой создается на американских предприятиях, что не отвечает интересам ни крупнейшей экономики мира, ни российского бизнеса.

Сегодня, как подчеркнул А.А. Базулев, ситуация в отрасли коренным образом отличается от той, что была 10—15 лет назад: российские компании осуществляют свою торгово-инвестиционную деятельность строго в рамках международно-правовых норм, в связи с чем США — пионеру защиты свободной торговли — необходимо обеспечить равные возможности для российских поставщиков, что в конечном итоге будет способствовать росту конкурентоспособности американской экономики.

На встрече также выступили директор департамента внешнеэкономического сотрудничества ТПП России С.В. Васильев, член генерального совета «Деловой России» А.А. Лейрих, первый вице-президент «ОПОРЫ России» В.Л. Корочкин и др.

АСИ генерирует инициативу

23 апреля в Москве Агентство стратегических инициатив провело представительную конференцию «Национальная предпринимательская инициатива: дорожные карты к благоприятному инвестиционному климату», в работе которой приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ И.И. Шувалов, заместитель министра экономического развития РФ С.С. Воскресенский, руководители АСИ и общероссийских объединений предпринимателей. Участники конференции обсудили поступившие в правительство предложения по улучшению регуляторной среды, влияющей на предпринимательский климат в России, в том числе, подготовленные АСИ варианты «дорожных карт».

Выступая на конференции, президент РСПП А.Н. Шохин рассказал об эффективности применения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для оптимизации предпринимательского климата. «Значительная часть мероприятий, предусмотренных “дорожными картами”, связана с тем, что процедура оценки регулирующего воздействия появилась лишь недавно», — заметил А.Н. Шохин. Тем не менее, по мнению президента РСПП, система ОРВ нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Например, подготовлен проект постановления, вводящий общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), устанавливающих обязательные требования, не относящиеся к сфере технического регулирования. Бизнес поддерживает проект постановления и считает его важным шагом по улучшению предпринимательского климата в стране. Вместе с тем, обсуждается ряд предложений, которые могут снизить эффективность механизма, например исключить из-под действия постановления подготовку нормативных актов в области промышленной безопасности или оставить на усмотрение ФОИВ определение перечня бизнес-объединений, которым проекты направляются в обязательном порядке.

Кроме того, сфера применения ОРВ должна быть на практике распространена на налоговые и таможенные нормативные правовые акты, а также на все законопроекты, выносящиеся на второе чтение в Государственной думе ФС РФ. Должна быть усовершенствована и процедура регистрации нормативных актов: «Если процедура ОРВ не проведена, нормативный правовой акт не должен регистрироваться Минюстом России», — предложил Шохин.

Отдельный вопрос, поднятый президентом РСПП, — масштабные, радикальные трансформации базового законодательства, как, например, подготовленные поправки в Гражданский кодекс РФ. «Возможность формализованного диалога бизнеса и власти должна быть сохранена на всех стадиях обсуждения данного законопроекта в Государственной думе», — сказал А.Н Шохин, причем этот диалог, в том числе через процедуру оценки регулирующего воздействия, «должен быть отстроен и на региональном уровне».

Итоговый госсовет Медведева

24 апреля на расширенном заседании Госсовета президент РФ Д.А. Медведев рассказал о главных результатах своей деятельности на высшем государственном посту и обозначил приоритеты работы нового правительства, которое он вскоре возглавит. Президент обозначил семь ключевых критериев, по которым можно будет оценить эффективность работы правительства. Это увеличение продолжительности жизни, рост доходов населения и численности среднего класса, улучшение комфортности ведения бизнеса, создание не менее 25 млн новых эффективных рабочих мест, изменения в образовании, повышение доступности жилья, ускорение внедрения электронных технологий. В соответствии с этими критериями будет сформирована программа будущего правительства.

Президент РСПП А.Н. Шохин, комментируя программные заявления Д.А. Медведева, сказал, что технология формирования правительства, по которой на ключевые посты назначают по критериям эффективности и профессионализма с использованием технологии публичного обсуждения законопроектов и оценки регулирующего воздействия, даст свои плоды — в том числе в форме принятия тех законов и нормативной базы, которые нужны для решения амбициозных задач, провозглашенных президентом и председателем правительства. «Хотелось бы, чтобы основной упор в публичных обсуждениях программы действий нового правительства делался не на том, что думают различные “слухмейкеры’’, а на том, что должно делать правительство, как оно должно работать. Нельзя затянуть формирование нового кабинета и его программы, ведь уже к сентябрю должен быть готов проект нового бюджета. Это значит, что начинать формирование кабинета с приглашения людей в основном “со стороны”, пусть и хороших профессионалов, нельзя. Костяк действующей команды должен остаться, важно лишь найти технологию “цементирования” ее позиции, которая пока не сформирована. Если позиция нового кабинета будет вырабатываться по принципу “лебедя, рака и щуки”, достижение заявленных целей будет под вопросом», — уточнил А.Н. Шохин.

Госгарантии энергоэффективности

24 апреля 2012 года состоялось заседание Экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов при Комитете РСПП по энергетической политике и энергоэффективности.

На очередном заседании экспертной группы собрались представители энергосервисных компаний. Обсуждение было посвящено вопросам, связанным с энергосервисным контрактом, энергопаспортами, финансовым и технологическим обеспечением энергоэффективных проектов.

Своим опытом в проведении энергетического обследования и заключении энергосервисного договора поделился генеральный директор ОАО «Энергосервисная компания Тюменьэнерго» Ремир Мукумов. Эксперт рассказал о таком механизме, как инвестиционный аудит, который, в свою очередь, состоит из обычного аудита и оценки рисков.

В качестве возможных «препятствий» внедрения энергоэффективных технологий на предприятиях Мукумов назвал главных энергетиков и регуляторов. Эксперт пояснил, что на сегодняшний день главные энергетики предприятий ориентированы в первую очередь на безопасность, и вопросы энергосбережения для них вторичны. Возможным решением может стать формирование нового инженерного корпуса, ставящего во главу энергетическую эффективность.

Исполнительный директор ООО «Инновации и Технологии» Константин Сватков проинформировал участников заседания о проблемах внедрения малой генерации в рамках энергосервисного контракта. Генеральный директор ОАО «Национальная Энергосервисная Компания» (НЭСКО) Владимир Ювонин, рассказывая о проблемах, возникающих при осуществлении энергосервисной деятельности, отметил их системность и актуальность для всех энергосервисных компаний. В связи с этим эксперт заявил о необходимости создания профессионального объединения энергосервисного сообщества, которое сможет представлять интересы ЭСКО на всех уровнях, а также о перспективности введения отраслевых ассоциаций нацеленных на повышение энергетической эффективности.

Подводя итоги заседания, руководитель Экспертной группы Вадим Зазимко отметил, что вопросы финансирования энергоэффективных проектов остаются актуальными, финансирование проектов ЭСКО без использования механизма государственных гарантий на данный момент носит единичный характер.