Елена НАРЦИССОВА: развитие России зависит от каждого из нас
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, Татьяна ГОЛОВАНОВА
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН
Генеральный директор компании «ЕВРОПОЛИМЕР» Елена Нарциссова считает, что в первый период после вступления России в ВТО нашу экономику ждут нелегкие времена. С ее точки зрения, то, как экономика адаптируется к ВТО, зависит не только от усилий властей всех уровней, но и от граждан страны, у которых должно появиться понимание своей значимости в развитии России.
Большие перемены
— Елена Анатольевна, каких изменений в нашей экономике вы ожидаете после вступления России в ВТО?
— Ожидаю больших перемен.
Произойдет коренное изменение таможенного режима — как для импортеров, так и для экспортеров. ВТО заставит подстраиваться под международные стандарты торговли, качества, управления.
Исчезнет «железный занавес» в виде высоких импортных пошлин, административного ресурса, на который привыкли уповать наши компании, и окажется, что многие из них в условиях действительно конкурентного рынка работать не готовы.
Первые полгода после вступления будут очень болезненны, особенно для производственного сектора. Условия глобального торгового пространства заставят предприятия производить более конкурентоспособную продукцию. Вначале придется задуматься, что они производят, насколько качественная у них продукция, затем — перестроиться в соответствии с современными стандартами качества. Придется задуматься также и о качестве управления.
— Для некоторых отраслей переход сглажен…
— Да, в соответствии с договоренностями России и ВТО, для сельского хозяйства, автопрома и сельхозмашиностроения установлен переходный период… Переход к общим условиям ВТО этих отраслей будет происходить до 2018 года. Но остальные отрасли экономики окажутся без дополнительной защиты.
На мой взгляд, избранному президенту Владимиру Владимировичу Путину крайне необходимо в ближайшее время осуществить многое из того, о чем он писал в предвыборных статьях. Нужна целостная программа на основе идей из этих статей.
— Какой должна быть, по вашему мнению, программа адаптации к ВТО?
— Это должна быть программа опережающего экономического развития российской экономики как экономики, ориентированной на обрабатывающее производство и развивающейся в глобальном пространстве. Это должна быть программа, которая позволит более гладко и менее болезненно войти в глобальное торговое пространство.
Мое отношение к вступлению России в ВТО в целом позитивное. По всем прогнозам и Мирового банка, и западных, и российских экспертов, нет оснований ожидать краха российской экономики. У нас цивилизованная страна, с разумным, адекватным руководством, которое выведет корабль российской экономики через зону рифов и отмелей на большую воду.
Но в первый период после вступления в ВТО возможно объективное замедление роста ВВП. Впрочем, уже в течение двух-трех лет мы выйдем на 5-процентный рост ВВП и достигнем 7—10% в более длительной перспективе.
В конце концов, наша страна не первая из крупных, достаточно «автономных» экономик, которая вступает в ВТО. И всем вступившим стало как минимум не хуже, чем было до вступления. Можно вспомнить, как вступал в ВТО Китай — так же сложно, так же долго, через длительный переговорный процесс. Но сегодня Китай — один из столпов глобальной экономики. Такая же судьба, я уверена, ждет и Россию.
Отмечу, что для России очень важно создание действительно сильного партнерства со странами-соседями, членами СНГ и особенно с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном, чтобы включить их в свою экономическую орбиту, восстановить «экономический СССР». Важно выстроить отношения и со вступившими в ВТО раньше нас Украиной и Киргизией.
В этом смысле Евразийский союз именно в контексте вступления в ВТО — очень актуальный проект.
Поддержка наоборот
— А как повлияет вступление России в ВТО на производителей полимерного сырья и изделий из пластмасс?
— Если говорить о полимерной отрасли, то сегодня таможенная политика выстроена в пользу российских экспортеров сырья — нефтехимических заводов (НХЗ), а не производителей конечной продукции. Пошлины на ввоз продукции низкие, а на сырье — высокие. Производители пластмассовых изделий не раз выражали пожелание — к сожалению, оно не было учтено Минэкономразвития — чтобы импортные пошлины на сырье были понижены, а пошлины на продукцию, наоборот, повышены. Такая мера стимулировала бы производство в России.
Сегодняшняя же ситуация программирует сырьевую ориентацию нашей экономики.
— Какая должна быть импортная пошлина на сырье, на ваш взгляд? Нулевая?
— Да, желательно нулевая. В этом случае российские нефтехимические заводы лишатся возможности необоснованно поднимать стоимость сырья, цена конечной продукции уменьшится, что улучшит положение российской полимерной продукции на российском и мировом рынках.
Если пустить на наш рынок других поставщиков сырья, отечественные НХЗ будут ставить более реальные цены.
Рынок заиграет по другим правилам. Перерабатывающая отрасль вздохнет с облегчением.
Сегодня довольно много производственных предприятий, занимающихся полимерной продукцией, оказались неэффективными. Отрасль переживает тяжелый период…
Нужны срочные меры по поддержке не только производителей сырья, но и производителей конечной продукции. Это высокотехнологичное инновационное производство, для развития которого в стране есть все ресурсы. Оно должно стать одной из точек роста российского экспортного потенциала.
Два направления модернизации
— Эксперты утверждают, что в течение 10—15 лет Россия даже при инерционном развитии станет крупнейшей экономикой Европы. Наше географическое положение между Европой, Азией и Америкой создает для этого колоссальные возможности. Какие условия необходимы для бизнеса, чтобы ускорить наступление этой новой для России реальности?
— Это должны быть комплексные меры, предпринятые одновременно в нескольких направлениях. Необходима программа модернизации экономики, обеспечивающая инновационный путь развития. Обязательно нужны меры по формированию современного инвестиционного климата. Требуются коренные преобразования банковского сектора, который живет сегодня отдельно от всей экономики. Крайне необходима активизация борьбы с коррупцией, бедностью. Неизбежны преобразования политической системы, модернизация образования.
— Какими методами обеспечивается инновационное развитие?
— Технологическая модернизация включает два элемента: реновацию, то есть внедрение современного оборудования, и разработку новых продуктов. Нам важно заниматься обоими направлениями. Ведь современное производство — это уже возможности для создания современных продуктов, хоть и не всегда инновационных.
И уже на этой базе можно создавать действительно инновационные продукты. Мы довольно активно занимаемся этим направлением, внимательно изучаем рынок инновационных технологий, намерены наладить производство новых продуктов.
— Стремитесь находиться в авангарде инновационного процесса?
— Совершенно верно!
Тиражировать лучшие практики
— Что необходимо для создания в России оптимального инвестиционного климата?
— Чтобы устранить неравномерность социально-экономического развития российских регионов, нужно превращаться из страны моноотраслевой в полиотраслевую — развиваться должны самые разные отрасли, а не только считанное их число, как сейчас: нефтегазовый комплекс, черная и цветная металлургия, некоторые виды химического производства и машиностроения.
Обязательно во всех регионах нужно развивать сельское хозяйство — абсолютно везде есть база для выращивания зерновых культур и животноводства. Для развития «новых» старых отраслей нужны льготы и государственные программы — такие же, какими были некогда национальные проекты. Именно так может быть решена проблема создания 25 млн новых рабочих мест.
Большая проблема — моногорода. Мне представляется, что заводы в таких городах должны в первую очередь загружаться заказами, тем более что часто это заводы оборонного комплекса, а оборонка должна получить хорошее финансирование.
В масштабах всей страны должны строиться транспортная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Это будет основой для формирования инвестиционного климата.
Очень важна законодательная защита инвесторов — презумпция добросовестности налогоплательщиков, антирейдерские меры, развитие судебной системы как полностью независимой. Чтобы сделать ее таковой, государство должно проявить политическую волю.
Важно развивать технопарки, свободные экономические зоны, бизнес-инкубаторы, предоставлять льготы для малого инновационного бизнеса — необходимо новое, современное законодательство по этим направлениям поддержки.
Нужно тиражировать опыт передовых регионов страны, в которых наблюдается быстрый рост валового регионального продукта, развиваются различные виды производств. Это Московская и Калужская области, республики Татарстан и Башкортостан, широко привлекающие иностранных и российских инвесторов, Белгородская область, в которой активно развивается аграрно-промышленный комплекс, Кировская область, где сегодня идет активное развитие инновационного процесса.
Рецепты активного развития регионов хорошо известны: помощь за счет государственного ресурса в получении разнообразных разрешений, льготное предоставление земли, освобождение от местных налогов… Их нужно тиражировать на всю страну. Кроме того, важны налоговые преференции для развития дотационных депрессивных регионов.
Банки — на службу экономики
— Какой вам видится банковская реформа?
— Финансовые организации в нашей стране, к сожалению, часто стоят в стороне от процессов развития производства. Они больше финансируют торговую деятельность, нежели производственный сектор. Взять кредит сегодня реально на один год максимум — под торговые операции. На производственные нужды на приемлемых условиях его почти невозможно получить.
— Значительный долг нашей страны перед иностранными финансовыми организациями — это в значительной степени долг российских предприятий перед банками. Отечественные компании не могут получить на приемлемых условиях кредит в России и вынуждены брать его за границей. В кризисные периоды, как мы знаем, расплачиваться за кредиты корпораций приходится государству…
— Оплата по иностранным кредитам — одна из основных форм утечки капитала за рубеж. Капитал должен работать в России, способствовать развитию нашей экономики: денежные средства, сгенерированные в нашей стране, должны и работать в России, они должны быть направлены непосредственно на модернизацию нашей экономики, на создание инновационных продуктов.
Нужно вернуть в Россию капиталы из офшоров, со счетов иностранных банков… Реформа банковской системы — один из методов такого возврата.
— В чем должна заключаться эта реформа?
— На мой взгляд, во-первых, необходима концентрация банковского капитала, а во-вторых — переориентация на поддержку производственного сектора, на предоставление «длинных денег».
Сегодня в стране более 900 банков. Я считаю, должно остаться не более 30 банков — они должны объединяться, укрупняться. Еще Алексей Леонидович Кудрин в бытность вице-премьером и министром финансов предлагал довести уставный капитал банков до 1 млрд руб. С ним согласны многие видные финансовые эксперты — и российские, и зарубежные.
Меньшее количество банков смогут аккумулировать больший капитал, будут более склонны давать долгосрочные кредиты, сумеют отказаться от спекулятивной игры на финансовом рынке. Мы будем конкурентоспособны на глобальном финансовом рынке, тогда как сейчас даже наши крупнейшие банки — Сбербанк, ВТБ — по мировым меркам в лучшем случае средние.
При этом важно уменьшить присутствие в России иностранных банковских организаций.
— Потому что выводят средства за рубеж?
— И поэтому, и потому, что занимаются в России сбором экономической, политической и персональной информации в пользу иностранных правительств и компаний.
Как победить коррупцию
— Как вы представляете себе борьбу с коррупцией?
— Этой теме уделяется много внимания на высшем государственном уровне. Прежде всего речь идет о наведении порядка в правоохранительной и судебной системе, на государственной службе. Коррупция — острейшая экономическая, социальная, политическая проблема современной России.
Коррупционность сегодня разрушает страну, разъедает ее изнутри. Коррупция угрожает национальной безопасности. За взятку могут открыть границу, продать оружие… И система государственного управления буксует — эффективного управления в коррупционной системе быть не может. Властные рычаги зачастую используются для извлечения личной выгоды. От этого и проблемы с инвестиционным климатом в стране.
Сегодня «коррупционный налог» на бизнес во многих случаях составляет от 30 до 50%! О каком экономическом росте мы можем говорить при таких отчислениях с бизнеса?
— Ваши предложения по решению проблемы?
— Меня удивляют разговоры, что коррупция якобы имманентна природе российского человека. Считаю, что большинство людей по природе своей честны и не склонны к воровству. Проблема не в особенностях менталитета, а в тех условиях, в которые поставлен человек. Это и социальные условия, и та система отношений, которая была создана в последние 20 лет.
Если говорить о социально-психологической стороне дела, в пореформенные годы нам усиленно внушали, что нужно действовать только в собственных интересах. «Каждый за себя» — именно так, мол, только и можно жить в условиях капитализма.
По такому принципу живут и многие бизнесмены, и наемные работники, и чиновники.
— Максимизация личной выгоды любой ценой?
— Совершенно верно.
Нужно вернуть значение нравственности в нашу жизни, вернуть понимание важности баланса между личной и общественной выгодой. Особенно это важно учитывать в процессе воспитания молодого поколения.
Важно внедрить в массы простую мысль: коррупция — это воровство, и если я на своем месте буду воровать, как другие, моя страна покатится под откос, ее совокупный заработок уменьшится от этого воровства, как уничтожается прибыль в компаниях, где много воруют. А вот если не воровать, появятся дополнительные источники финансирования нашей страны.
Бизнес, заинтересованный только в том, чтобы что-то продать за границу и уехать с вырученными деньгами на Запад, не должен поощряться — он должен быть ограничен в возможностях, например с помощью такого инструмента, как тендеры.
Второй аспект — система отношений в стране. Сегодня в России действуют параллельно и закон, и неписаные правила, причем последние зачастую более значимы. Вот эти самые неписаные правила должны быть по возможности легализованы — переведены в формат законов.
Серые схемы бизнеса появляются во многом из-за невозможности платить налоги в полном объеме. Значит, нужно сделать объем налоговых платежей приемлемым и для разных видов бизнеса, и для государства.
Госслужащие берут взятки за то, что они делают в рамках своих обязанностей, но быстрее и качественнее? Может быть, лучше официально внести эти дополнительные услуги в прейскурант госуслуг?
Важно использовать в формировании государственной службы опыт других стран. Например, Сингапур — самое некоррумпированное государство мира — получил такую репутацию за счет того, что государственные чиновники имеют приличную зарплату, конечно меньшую, чем в бизнесе, но весьма солидную. Но самое главное — они имеют огромные социальные пакеты: бесплатное медицинское обслуживание, отдых, бесплатное жилье, бесплатное обучение детей, прекрасное пенсионное обеспечение… Это стабильная, спокойная жизнь.
Да, чиновники получают меньше, чем в бизнесе, но зато гарантированно, их жизнь обеспечена материально, выстроена на годы вперед. И при коррупционных нарушениях они не только получают уголовное наказание — они теряют все.
Важно использовать и иностранный антикоррупционный опыт. Например, очевидная идея — контролировать расходы чиновников. Это успешно делают на Западе, это успешно делали в советское время…
В борьбе с коррупцией очень важна прозрачная власть — центральная, региональная, муниципальная, отбор во власть людей, известных своей честностью, патриотов своей страны. Такие люди, слава Богу, есть!
Помимо борьбы с коррупцией, мы должны решать проблему социального расслоения в нашем обществе. 70% населения живут в бедности, 27% — в относительном благополучии, и 3% — люди очень богатые не только по нашим, но и по мировым меркам. Согласитесь, это не та структура, которая должна быть у стабильного общества. Для нормальной социальной ситуации больше половины населения должны относиться к среднему классу.
Условия прозрачности
— Какую роль в развитии страны должна сыграть политическая реформа?
— Она идет с конца прошлого года, идет в правильном направлении — в направлении усиления влияния граждан на власть, повышения прозрачности власти.
Сегодня действует шестилетний президентский срок и пятилетний срок полномочий Думы. На мой взгляд, это разумно. Дело в том, что президент полгода входит в работу, и последние полгода пребывания в должности он уже готовится к подведению итогов и передаче дел. На нормальную плодотворную работу остается пять лет. Для Думы этого года на вхождение в курс и подготовку к оставлению полномочий не нужно, так как полномочия депутатов количеством сроков не ограничиваются. К тому же выборы президента и парламента оказываются разведены во времени, что, несомненно, правильно.
Президент Дмитрий Анатольевич Медведев внес несколько политических законопроектов, которые сегодня рассматриваются в парламенте. Выбор населением главы региона — это, на мой взгляд, правильно. Но при этом обязательно нужен президентский фильтр, о котором сказал Владимир Владимирович Путин: глава государства должен получить возможность отбраковывать кандидатов от партий, которые не соответствуют общегосударственным интересам. Очень важно, на мой взгляд, ограничение сроков пребывания губернаторов и мэров в должности.
С партийной реформой я не вполне согласна. Произошел перегиб: 500 человек для создания партии в России — это очень мало, налицо чрезмерное дробление политического поля. Мне представляется, что для создания партии необходимо не менее 20 тыс. членов. А вот снижение числа необходимых подписей для самовыдвижения на президентских выборах с 2 млн до 300 тыс. поддерживаю.
Инновации — через образование
— Какие меры вы считаете целесообразными для модернизации образования?
— Без образования невозможно говорить об инновационной экономике. Инновации в современном мире — это прежде всего «новый», широко образованный, современно мыслящий человек.
Модернизация современного российского образования, мне кажется, в большой степени заключается в возвращении к тем образовательным стандартам, которые были в советское время. Во-первых, сильное школьное образование, где главные предметы — математика, русский язык, литература, физика, химия и некоторые другие — обязательны, а не всего три предмета — ОБЖ, «Россия в мире» и физкультура обязательные, а остальные по выбору, как планируется. Нужно вернуть авторитет учителя, сделать его материальное положение по всей стране таким, как в Москве.
Обязательно нужно повысить материальное содержание, авторитет профессорско-преподавательского состава вузов. Их положение еще хуже, чем у учителей, и это позор для страны!
— А что делать с огромным количеством вузов? Даже после прореживания со стороны Рособрнадзора их порядка 600 государственных и 1300 негосударственных…
— Сокращать, оставив в общей сложности максимум 300 вузов, реально отвечающих государственным стандартам образования. Диплом государственного или негосударственного вуза должен быть гарантией квалифицированной подготовки специалиста. Необходим контроль за открытием в вузах специальностей…
Путь к процветанию
— Какой главный инструмент движения страны в «светлое будущее»?
— В стране должна появиться национальная идея — такая же, которая позволила нам стать великой промышленной страной в конце 20-х — начале 30-х годов.
— Да, но сейчас мы живем при капитализме, а не строим социализм…
— В любом случае идеология «обогащайтесь, действуйте только в своих интересах» — это не идеология для великой страны. Мы видим примеры того, как консолидированно, в едином порыве развиваются и капиталистические страны.
Только на основе национальной идеи возможно возрождение России. У нас много талантливых людей — изобретателей, предпринимателей — нужно создать им максимум условий для реализации.
Сегодня очень распространен в нашем обществе пессимизм по поводу развития России — и среди бизнесменов, и среди государственных мужей… Для него нет оснований: Россия, несмотря на все трудности, развивается. И ее развитие зависит от нас: будем мы создавать новое, развиваться, вырабатывать инновации или окажемся к этому не готовы.
Большую роль в формировании тенденции к развитию должны играть средства массовой информации. Нужна информационная политика, направленная на то, чтобы СМИ формировали правильные ценности, ценности, способствующие развитию.
— Какую роль в развитии России должны играть деловые люди?
— Предприниматели, деловые люди должны быть в авангарде экономических и социальных реформ. Государству важно максимально поддерживать этих людей, ведь именно бизнес — главный инструмент возрождения России. При этом не только крупный бизнес, который и сегодня воспринимается как становой хребет российской экономики, но малый и средний бизнес, который создает высокую занятость, стабильность экономики в условиях кризисов, высокую конкурентоспособность. В условиях ВТО государству нужно пересмотреть отношение к малому и среднему бизнесу.
С другой стороны, деловые люди должны задумываться о судьбе России, должны стать патриотами России, патриотами своих территорий. От этого зависит, насколько быстро и успешно мы придем к новой эпохе процветания России.
Елена Анатольевна Нарциссова в 1994 году окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности «Биофизика» и приступила к трудовой деятельности в МНПК «БИОТИКИ» в должности научного сотрудника.
В 1995 году окончила Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики, в котором она обучалась параллельно с МИФИ. Используя приобретенные знания в области международного и российского патентования лекарственных препаратов и регистрации товарных знаков, осуществляла патентно-юридическую деятельность в этом направлении, занимая должность заместителя генерального директора МНПК «БИОТИКИ».
В 1998—1999 годах продолжила обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. По окончании учебы Елена Анатольевна получила степень магистра делового администрирования международного образца по специализации «Общий менеджмент». Используя полученные знания в области менеджмента и коммерции, занималась продвижением на рынок России и стран СНГ уникальных лекарственных препаратов на основе естественных метаболитов: «Глицина», «Лимонтара», «Элтацина» и «Биотредина».
В 2001—2002 годах занимала должность коммерческого директора в ООО «Нефтегазпереработка» — трейдере крупнейшей нефтехимической компании «Сибур». С 2003 по 2005 год работала в качестве начальника отдела полиолефинов в торгово-промышленной компании «Корос», трейдере компании ИНТЕКО и нефтяной компании ЮКОС.
В 2005 году организовала собственную компанию «ЕВРОПОЛИМЕР».
Награждена почетными медалями «За инновации и развитие» и «За доблестный труд», дипломом «Выдающиеся руководители», а также является лауреатом Всероссийской премии «Руководитель года 2011».
p