Бизнес в тренде


Текст | Анастасия АРЕФЬЕВА


Россияне выбирают минеральную воду.

Рынок минеральной воды продолжает набирать обороты. По оценкам BusinesStat, с 2007 по 2011 год натуральный объем продаж минеральной и питьевой воды в России увеличился на 15% — с 4 494 до 5 167 млн л. При этом потребление безалкогольных напитков на душу населения в нашей стране значительно ниже, чем в Европе, где годовой объем покупки воды на одного потребителя составлял 80 л.

Вода, вода, кругом вода…

Вода в нашей стране доступна в неограниченном количестве — достаточно открыть водопроводный кран. Но можно ли пить то, что течет из водопровода? Этот вопрос вызывает массу дискуссий. В США и Европе уже давно отказались от «недр» системы водоснабжения. Такая тенденция наблюдается и в России. В связи с этим эксперты довольно оптимистично смотрят на дальнейшие перспективы развития данной отрасли.

Чтобы не запутаться на рынке воды, необходимо прежде всего разобраться, какая вода стоит сегодня на магазинных полках. В российской системе классификации воду принято делить на минеральную (природную), очищенную питьевую и искусственно минерализованную. И если очищенная питьевая вода новичок на отечественном рынке, то минеральная относится к его заслуженным «старожилам».

Россияне пьют минералку с незапамятных времен. Кстати, в советские годы правительство всячески поощряло развитие этой отрасли. Так, Минфин выплачивал производителям минералки по 0,3 коп. за бутылку полезного напитка.

В 1991 году произошел распад СССР, и с прилавков магазинов постепенно стали исчезать целебные воды Кавказа. Рынок стабилизировался лишь в конце 1992 года. На российских прилавках появилась вода западных корпораций, в гору пошли дела и советских гигантов, которые поспешили заполнить пустующую нишу водой местного разлива. И если в 1991 году в СССР было зарегистрировано около 200 наименований минеральной воды, то в 1994 году — около 500. В настоящее же время в РФ их числится более 1000.

Минералка — тренд здорового образа жизни

Одним из основных факторов, стимулирующих развитие рынка минеральной воды, является стремление к здоровому образу жизни. С ним связана переориентация части потребителей на полезную для здоровья минеральную воду.

По данным нового комплексного исследования «Рынок безалкогольных напитков. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group, рынок минеральной воды в России практически полностью обеспечивается внутренним производством. В пятерку лидеров по производству целебной воды входят Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Новосибирская, Московская и Липецкая области.

Доля импортной продукции в натуральном выражении на отечественном рынке составила около 12%. По различным оценкам, среднегодовой объем поставок находится в пределах 75—80 млн л. Среди основных поставщиков импортной минеральной воды можно выделить следующие страны: Франция, Италия, Нидерланды, Польша, Словения, Германия, Украина, Армения. На долю этих государств приходится больше половины импортных поставок.

В целом до 2013 года аналитики предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.

Однако существуют некоторые препятствия, которые сдерживают продажи. «Одной из особенностей отечественного рынка минеральной воды является большая активность региональных производителей, то есть на территории отдельно взятого региона может производиться минеральная вода, не известная за пределами данной территории, — считает специалист компании “Маркетинг Аналитика’’ Екатерина Волкова. — Потребители отдают предпочтение местным историческим брэндам. Но есть и такие марки минеральной воды, как “Ессентуки’’, “Нарзан’’ и др., известные потребителям еще со времен СССР, они пользуются популярностью практически во всех регионах страны».

С усилением конкуренции производители стали задумываться об освоении новых рыночных сегментов. Аналитики считают, что на рынке в ближайшие годы появится больше нишевых продуктов, направленных на определенный сегмент покупателей. Большинство крупнейших компаний уже имеют в ассортименте так называемую функциональную воду — напитки для восстановления организма после занятий спортом.

Немаловажную роль в продажах играет и упаковка товара. Согласно проведенным консалтинговым исследованиям, у потребителей наиболее популярна ПЭТ-упаковка (тара из полиэтилентерефталата), бутылки объемом 2, 1,5 и 0,5 л.

Что касается систем дистрибуции, то возрастает роль современных точек продаж (супермаркеты и гипермаркеты). Доля продаж через традиционные точки (киоски, торговля через прилавок) снижается.

Новые правила игры

С 1 июля 2012 года на рынке минеральной воды начнет действовать новый ГОСТ, который, по ожиданиям добросовестных производителей, изменит правила игры в их пользу. Документ запрещает использовать в названии минеральной воды наименование географического объекта, если вода не имеет к нему отношения. Например, нельзя воду, которая добывается в Подмосковье, назвать «Ессентуки» или «Байкал».

В настоящее время выпуск фальсифицированной продукции в большей степени касается региональных производителей, которые не имеют финансовых ресурсов для защиты своей продукции. Федеральные же предприятия серьезно инвестируют в защиту своих брэндов.

К примеру, компании наносят лазерную гравировку даты выпуска и номера партии, делают многослойные защитные слои на этикетке. «Мы постоянно мониторим полки магазинов в регионах на наличие фальсификата, но несколько последних лет не сталкиваемся с этим, — рассказывает гендиректор компании “Велнесс фонтейн’’ (дистрибьютор воды “Новотерская’’) Антон Чехов. — Сейчас нас больше беспокоят брэнды-паразиты: региональные заводики выпускают воду с этикеткой, очень напоминающей нашу — с добавлением одной-двух букв». Например, в прошлом году компания выявила минеральную воду «Новотерекская», которая выпускалась на одном из заводов Ставропольского края.

В новом ГОСТе также установлено, что к минеральным водам не относятся смеси. Так, минеральная вода, разбавленная водопроводной, теперь не может считаться минеральной, как это было до сих пор. Важно и то, что стандарт содержит определение термина «столовая минеральная вода» (низкой минерализации). Эта категория минералки широко представлена в магазинах и пользуется повышенным спросом, а определение нигде не дано, что также создает путаницу и возможности для «легальной» фальсификации.

Еще один существенный пункт — ограничения на обработку минеральных вод. Обработка не должна менять исходных свойств воды. Раньше подобные условия не оговаривались.