Ольга ГРАЧЕВА: необходимо сотрудничество государства и бизнеса



Текст | Василий ФЕДОТОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН


Челябинский предприниматель Ольга Грачева убеждена, что вступление России в ВТО — позитивное для российской экономики и бизнеса явление. Однако оно сопряжено с рисками, преодолеть которые бизнес может в сотрудничестве с государством.

— Ольга Геннадьевна, в июле наша страна станет полноправным членом Всемирной торговой организации… Для российского бизнеса это позитивный факт или скорее тревожный?

— В целом мое отношение к вступлению России в ВТО позитивное, так как полноправное членство во Всемирной торговой организации не только открывает российский внутренний рынок для экспансии иностранных компаний, но и предоставляет большие возможности для развития российских фирм на глобальном рынке — без прежних барьеров, которыми был защищен от наших компаний европейский, например, рынок.

По мнению экспертов, вступление в ВТО предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле: внутри страны для иностранных товаров и услуг будут действовать те же правила, что и для отечественных. Отказ от использования количественных и иных ограничений приведет к повышению транспарентности российской торговой политики.

Как вы знаете, рейтинговое агентство Moody’s, не отличающееся комплиментарностью по отношению к российским властям, тем не менее прогнозирует, что вступление России в ВТО в рамках согласованных сторонами условий окажет положительное влияние на деятельность российских импортеров и некоторых экспортеров. При этом часть компаний, действующих в отраслях машиностроения и сельского хозяйства, скорее всего, пострадает.

Российское соглашение с ВТО, как известно, прежде всего подразумевает снижение средней ставки импортного тарифа с 10 до 7,8%. По большому счету, речь идет о возвращении к прежним значениям антикризисных пошлин, так как пошлины для требований ВТО были снижены внутренним законодательством еще до кризиса, в 2007 году, когда было, в принципе, достигнуто соглашение о вступлении, и внутренний рынок готовился к этому шагу.

Общий объем снижения импортных и экспортных пошлин составит около 430 млрд руб., или всего 0,8% ВВП. Большинство специалистов не ожидают от вступления в ВТО резких изменений.

— Потому что многие изменения уже были проведены ранее?

— Да. Фактически мы уже несколько лет живет при внутреннем законодательстве, адаптированном к ВТО. Это с одной стороны. С другой — наше вступление во Всемирную торговую организацию затянулось на десятилетия, и многие из тех направлений производства, которые оказались бы в рискованном положении, уже попросту перестали существовать — по нашим внутренним причинам.

Понятно, что последствия вступления в ВТО могут быть неоднозначными для различных отраслей российской экономики. По расчетам экономистов Всемирного банка, членство в ВТО принесет дополнительный прирост российской экономики на 0,4—0,5% в год в течение следующих семи лет. Произойдет это за счет более эффективного распределения ресурсов.

Снижение импортных пошлин и тарифов, по оценкам уже упомянутого агентства Moody’s, положительно скажется на потребителях, стимулирует спрос и окажет большую поддержку импортерам.

В выигрыше окажутся металлургия, химическая промышленность… В среднесрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО получат также предприятия сырьевых и энергетической отраслей, лесного комплекса. И, конечно, существенно выиграет от вступления в ВТО ритейловый бизнес.

— Это та сфера, где вы сегодня специализируетесь как предприниматель?

— Совершенно верно. Во-первых, товары будут поступать из-за рубежа по меньшей стоимости, так как сократится импортная пошлина. Во-вторых, в торговый сектор придут новые игроки, и существенно улучшится конкурентная среда в этом секторе, которая сегодня, к сожалению, оставляет желать лучшего. В-третьих, российские производители получат доступ в иностранные ритейловые сети, и сегодняшний диктат торговых организаций в отношении производственных сменится здоровыми, сбалансированными с точки зрения интересов отношениями между производственным и торговым секторами.

Аналитики прогнозируют значительный рост внешнеторгового товарооборота. В этой ситуации очень важно обратить внимание на проблемы участников внешнеэкономической деятельности. Они должны четко представлять себе все существующие регламенты, оперативно узнавать об их изменениях. И сами эти регламенты должны быть прозрачными и понятными.

Важны координируемые на государственном уровне программы содействия российским участникам ВЭД во взаимоотношениях и взаимных расчетах, прежде всего с основными нашими партнерами: Евросоюзом на западе и Китаем на востоке — содействия консультационного, финансового…

Очень важно осуществить те шаги по реформированию таможенной системы, о которых говорил Владимир Владимирович Путин на инвестиционном форуме «Россия-2020».

Важно упомянуть финансовый сектор. Этот сектор ждет усиление конкуренции, улучшение условий кредитования для компаний, производственных и торговых. Те средства, которые российские компании сегодня вынуждены привлекать на внешних финансовых рынках из-за дороговизны ставок на внутреннем и тем самым увеличивать консолидированный внешний долг страны, они получат на внутреннем. Возрастет качество банковского обслуживания, качество страхования…

— Многие говорят, что в зоне риска после вступления в ВТО оказывается сельское хозяйство…

— Это невозможно отрицать: мы знаем, насколько мощный сельскохозяйственный бизнес, например, в Евросоюзе, и помним о том, как аграрные компании стран — лидеров Евросоюза захватывали рынки «молодых» членов ЕС, в частности восточноевропейских.

Государство понимает риски для сельского хозяйства. Согласно данным информационного бюро по присоединению России к ВТО, ни на один базовый продукт сельского хозяйства, который выращивается и потребляется внутри нашей страны, импортная таможенная пошлина снижена не будет. Кроме того, в связи с присоединением к ВТО Россия не взяла никаких обязательств относительно внутренних тарифов на газ, энергоресурсы и т.п.

По другим продуктам снижение пошлин будет носить сдержанный характер, составив около 4% за несколько лет. Господдержка АПК сейчас составляет 12,7 млрд руб. При вступлении в ВТО Россия выставила условие: в 2012 году не понизить, а повысить для нашей страны максимальный возможный уровень господдержки сельского хозяйства более чем в два раза, и лишь затем постепенно снижать эту поддержку до сегодняшнего уровня в год к 2017 году. Как вы знаете, переходный период после вступления в ВТО продлится до 2018 года.

В этот период, помимо поддержки АПК на федеральном уровне, сохранится региональная поддержка аграрного сектора, которая на порядок превышает по объему уровень федерального финансирования.

По мнению экспертов и производителей, с которыми я обсуждала эту тему, вступление в ВТО — серьезный вызов для российского птицеводства и свиноводства, активно развивавшихся в последние годы. Причина проста: издержки в этих отраслях пока еще большие, по сравнению с издержками у иностранных конкурентов.

Соответствующие компании будут вынуждены искать способы снижения издержек. Возрастет роль государственного регулирования в сфере налоговой и тарифной поддержки производства. Впрочем, среднее снижение таможенных тарифов и пошлин для ряда отраслей АПК на 4—5%, которое будет продолжаться несколько лет, не очень велико для того, чтобы ожидать кардинального ухудшения ситуации даже в указанных отраслях.

Теперь о промышленности. Среднее снижение таможенных тарифов и пошлин для промышленности в ближайшие годы составит, насколько мне известно, 4—5%, что в большинстве случаев не слишком критично с точки зрения защиты собственных производителей. Наиболее сложные проблемы появятся в российском машиностроении и металлообработке, особенно ориентированных на внутренний рынок.

Машиностроители могут серьезно пострадать. Продукция компаний российского машиностроения часто неконкурентоспособна на мировых рынках. Потеря рыночной доли и сокращение продаж приведут к снижению прибыльности и денежных потоков.

Так, например, согласно прогнозу Минэкономразвития России, в результате вступления страны в ВТО производство автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58% по сравнению с 2010 годом. Причина — существенное снижение ставок таможенных пошлин на ввоз не только новых, но и подержанных автомобилей. Наверняка похожая судьба ждет производителей тракторов, сельхозмашин, строительно-дорожной техники…

Машиностроителям придется искать экологические ниши, связанные с уникальной спецификой российского рынка, кооперироваться с глобальными концернами, осваивая выпуск их продукции и ведя параллельно собственные разработки, и, наконец, учиться производить лидерские по мировым меркам продукты.

— А что будет происходить, на ваш взгляд, в ОПК, который мощно представлен в Челябинской области?

— ОПК частично производит конкурентоспособную на мировом рынке продукцию: российский экспорт на мировой оружейный рынок велик, сегодня есть значительные поставки и для российских Вооруженных сил. Но в ОПК неприемлемо высоки издержки, и полагаю, что производители конечной продукции начнут более активно обращаться к глобальному рынку. Следовательно, многие предприятия, выпускающие комплектующие, компоненты, отдельные приборы для оборонных нужд, рискуют обанкротиться.

К сожалению, программы адаптации ОПК к условиям ВТО нет. Надеюсь, что с приходом в правительство нового вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина правительство начнет решать проблему.

Если говорить о региональном аспекте вступления в ВТО, то, судя по всему, это вступление не принесет больших проблем диверсифицированным региональным экономикам. В этом смысле для экономики Челябинской области есть риск: в нашей экономике доминирует тяжелая индустрия. И если металлургическое производство ждет подъем, то для машиностроительного производства и нашего региона, и страны в целом ВТО — серьезный вызов.

Но неготовность некоторых регионов к условиям современного глобального рынка — это, конечно, не проблема ВТО, а проблема недореформированности региональных экономик в прошлые годы.

Если же говорить о российской экономике, российском бизнесе в целом, то грядет серьезная трансформация. От компаний потребуется большая транспарентность, соответствие мировым правилам менеджмента, маркетинга, логистики.

В недавнем исследовании агентства Bloomberg — рейтинге лучших стран для ведения бизнеса по критерию экономической интеграции, включающему членство в ВТО и зависимость экономики страны от мировой торговли — Россия показала неплохой результат: 66,6% (Бразилия 81,2%, Гонконг 81,9%), сокращение издержек организации нового бизнеса — 22,8% при 34,2% у лидера рейтинга, Гонконга.

Наиболее сильное отставание наблюдается по критерию скрытых издержек, то есть того, насколько низким уровнем коррупции и инфляции характеризуется страна: у нас 21,6% против 49,6% у Германии — лидера по этому критерию. При этом конкурентным преимуществом РФ, по мнению экспертов Bloomberg, является низкая стоимость рабочей силы, сырья и материалов, а также более высокая покупательская способность потребителей, чем в других странах БРИКС.

Это все ресурсы, которые могут быть использованы для укрепления нашей страны на глобальном рынке. Тем более что благодаря ВТО существенно усилится конкуренция, заработают более чистые правила игры на всех рынках. Например, положение компаний на рынке, их доля рынка, будет меньше, чем сейчас, зависеть от властного ресурса, которым обладают эти компании.

— В силу того что на рынок придут иностранные компании, за которыми стоит мощный финансовый ресурс?

— Конечно. Властный ресурс не будет давать безусловного преимущества, а значит, конкуренция возрастет. Все субъекты рынка предъявят потребность работать по чистым, понятным правилам.

Эксперты, с мнением которых я знакомилась, считают, что произойдет всплеск изменений в законодательстве — такой же, как это было при вступлении России в Таможенный союз.

Серьезные изменения коснутся российской таможенной системы и системы администрирования налогов. Они будут упрощаться, более широко будут внедряться современные информационные технологии. Массово будет использоваться электронное декларирование товаров, для чего создаются специализированные центры.

Если говорить о ближайших вызовах в связи со вступлением в ВТО, то риск продолжения экономического кризиса пока не преодолен, угроза второй волны кризиса не миновала. А раз так, в ВТО Россия может вступить на фоне оттока капитала и снижения спроса на экспортную продукцию.

Являются ли проблемы, связанные со вступлением в ВТО, непреодолимыми? Мой ответ однозначен — нет. Но, для того чтобы преодолевать их успешно, необходима активная работа отраслевых организаций, предпринимательских объединений, торгово-промышленных палат всех уровней. Необходимо сотрудничество государства и бизнеса.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте