В согласии с премьером



Текст | Валерий НИКОЛАЕВ


9 февраля в московском отеле «Ритц Карлтон» состоялся XIX Cъезд Российского союза промышленников и предпринимателей.

Более 500 делегатов и участников съезда обсудили вопросы улучшения делового климата, механизмы взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, социальную ответственность российских предпринимателей, инновационную политику компаний. В работе съезда приняли участие председатель Правительства РФ Владимр Путин, министры экономического развития, финансов, транспорта, руководители ведомств и служб Правительства, первый заместитель председателя Государственной думы ФС РФ Александр Жуков, руководители российских и зарубежных ассоциаций работодателей. В пресс-центре съезда работали около 150 журналистов крупнейших российских и международных СМИ, в том числе журнала «БОСС».

С отчетным докладом выступил президент РСПП Александр Шохин. Он напомнил, что в конце прошлого года РСПП отметил свое 20-летие и зачитал поздравление президента РФ. Основным содержанием доклада стал анализ состояния и динамики делового климата в 2007—2011 годах. Шохин предложил для улучшения делового климата существенно модернизировать фискальную политику, вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль и разработать другие стимулы для инновационной деятельности компаний.

Такую позицию в целом поддержали министр финансов Антон Силуанов, выразивший сомнение в необходимости повышения страховых взносов с 2014 года, и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. «Предварительные оценки показывают, что доходы бюджета падают, а выплаты зарплат по серым схемам растут», — отметила Набиуллина. По ее мнению, вопрос о страховых взносах нужно решить до конца года.

Более радикальное снижение налогов предложил провести член бюро правления РСПП Михаил Прохоров, который посвятил свое выступление социальным аспектам предпринимательской деятельности.

Главным событием второй части съезда стал доклад Владимира Путина, который выступил с новыми инициативами в регулировании отношений бизнеса и власти, в частности он предложил распространить механизм оценки регулирующего воздействия на сферы таможенного и налогового регулирования.

Глава Правительства сказал: «Начать хотел бы с такого базового, фундаментального вопроса — это отношение в нашем обществе к бизнесу, к предпринимательскому классу вообще, в целом к частной собственности. Считаю, что это один из основополагающих аспектов позитивного делового климата в России. Это и культурная, и ментальная, и историческая проблема».

По мнению Путина, существующее в обществе отношение к предпринимательству, к институту самой частной собственности «коренится не только в советском прошлом — хотя это, безусловно, так, это оттуда к нам еще пришло, но и в том, что происходило в 1990-е годы». Тогда бизнес нередко сводился к простому дележу государственного пирога.

«Кстати говоря, нам, конечно, и вот эту страницу тоже надо перевернуть… Разные варианты предлагаются, надо с обществом, конечно, это обсуждать, с экспертным сообществом, но так, чтобы действительно общество приняло эти варианты закрытия проблем 1990-х годов: нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов. Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать. Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь. Эту тему надо закрывать».

По словам премьера, многое в отношении людей к предпринимателям стало меняться в период кризиса. «Я уже говорил об этом, говорил публично, и здесь, думаю, уместно вспомнить еще раз, потому что в это очень сложное, ответственное для подавляющего числа наших граждан, для экономики страны, для всего нашего государства время абсолютное большинство бизнесменов проявили социальную солидарность: сохранили производства, рабочие места. Я это знаю лично, потому что многократно длинными, тяжелыми вечерами, разговаривая с вашими коллегами, убедился в том, что многие реально брали на себя личную ответственность, рисковали, по сути, всем, что было заработано за очень многие годы, просто на карту все поставили ради сохранения предприятий и рабочих мест. Это серьезное дело. Мне кажется, что здесь какой-то перелом даже у нас наступил. За это хотел бы вам выразить слова особой благодарности».

«Хочу остановиться, — сказал премьер, — на предложении, которое не связано напрямую с бизнесом, а, наоборот, направлено на то, чтобы что-то у кого-то отщипнуть — это совершенно не так. Я имею в виду предложенный налог на роскошь. Он как раз должен стать своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия. Я хочу, знаете, обратить ваше внимание вот на что. Многие здесь присутствующие — мы же со многим из вас знакомы уже многие и многие годы — знают, о чем я скажу. (…) Это, скорее всего, морально-этическая норма, и я хочу, чтобы и в предпринимательском сословии это тоже было понято. Очевидно также, что такой налог не должен затронуть средний класс».

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте