Новые правила для кредитного рынка


Текст | Николай ПЕТРОВ, Евгения ШЕВЧУК


В Думе обсуждается проект закона о потребительском кредитовании.

Документ комментирует президент Ассоциации региональных банков России (АРБР), заместитель руководителя Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков:

— В действующем законодательстве применяются общие положения Гражданского кодекса РФ о займе, а также положения Закона РФ «О защите прав потребителей», которые не учитывают всей специфики правового регулирования в области потребительского кредитования.

В рамках этого закона необходимо решить вопрос обоснованности взимания комиссий. Эта тема сейчас одна из наиболее острых для банковского сообщества. По статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей к финансово-кредитным учреждениям превысило 250 тыс., что вдвое больше, чем в 2010 году, и составляет более 10% от общего числа исковых заявлений. По оценкам кредитных организаций, подавляющая доля в этой группе приходится на иски и взыскания заемщиками ранее уплаченных комиссий.

Суды с трудом справляются со сложными спорными ситуациями, издержки банков растут, что приводит к ухудшению условий кредитования.

В итоге такая ситуация не выгодна ни одной из сторон. Необходимо как можно скорее обеспечить регулирование всех основных аспектов работы банков и других организаций на рынке потребительского кредитования. Прежде всего, нужно принять закон о потребительском кредитовании; ввести в практику паспорт кредита; принять закон, регулирующий процесс взыскания задолженности по просроченным кредитам, в том числе с привлечением коллекторских агентств.

Принятие закона о потребительском кредитовании позволит ликвидировать пробелы в законодательстве, мешающие выстроить ясные и понятные правила игры в этом сегменте финансового рынка.

Для банков это означает снижение рисков, уменьшение издержек и создание условий для более активного фондирования. Для потребителей это будет означать снижение ставок. Кроме того, для частного заемщика это возможность в наглядной форме получить полную информацию об условиях и общей стоимости кредита и принять обоснованное и взвешенное решения о его оформлении.

В результате будет меньше спорных ситуаций, больше положительных кредитных историй, а доверие к банковской системе в целом будет повышаться.