Клара Волкова: в юбилеи не подводят итоги, а думают о будущем


Текст | Иван ВЛАДИМИРОВ


В этом году Международная Академия менеджмента (МАМ) отмечает 15-летие одного из своих главных проектов — общероссийского конкурса «Менеджер года», ставшего не только смотром достижений в различных сферах экономики, но и эффективной формой обобщения передового опыта управления и воспитания руководителей предприятий различного уровня. Мы решили, что с просьбой рассказать о прошлом, настоящем и будущем конкурса лучше всего обратиться к вице-президенту МАМ Кларе Волковой — как минимум по двум причинам. Во-первых, близится Международный женский день 8 Марта (многие интервьюеры отдают в это время пальму первенства женщинам), но главное, что у Клары Абдулловны, одного из главных организаторов конкурса, в этот день юбилей.

— Клара Абдулловна, позвольте прежде всего поздравить вас с юбилеем, пожелать здоровья и всего наилучшего!

— Спасибо.

— Скажите, а как возникла идея организовать конкурс «Менеджер года», в чем виделась его необходимость?

— Первый конкурс в новой России, организованный Международной Академией менеджмента и Вольным экономическим обществом России (ВЭО России), был проведен в Москве в 1997 году и посвящался 850-летию столицы. В 1998 году конкурс «Менеджер года» получил всероссийский статус. Став всероссийским, конкурс проходит в два этапа. Первый организован на уровне регионов, во втором этапе участвуют только победители регионального смотра. Примечательно, что конкурс «Менеджер года» не прерывался даже в самые критические периоды развития страны — ни во время дефолта 1998 года, ни в условиях финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов. Вот и в 2010 году в смотре приняли участие около тысячи человек из десятков российских регионов, а также предприниматели Казахстана и Китая. Итоги конкурса были подведены 22 апреля 2011 года на торжественной церемонии в «Президент-Отеле».

Почему мы решили его организовать? Высшее руководство страны совершенно правильно ставит задачу ускорения ее экономического развития, а значит, модернизации, внедрения инноваций. Но все эти процессы идут трудно. Почему? Анализ хода реформы, проведенный на конференциях и семинарах, организованных Академией, показал, что одной из причин является дефицит профессиональных кадров, способных работать в условиях рыночных отношений. Этот вывод стал отправным пунктом для принятия решения о проведении общероссийского конкурса «Менеджер года».

— Какова цель конкурса? Кто может стать его участником?

— Целью конкурса является распространение опыта эффективного управления, выявление элиты российского управленческого корпуса, привлечение внимания общественности к проблеме подготовки управленческих кадров в России, формирование базы данных лучших менеджеров страны. Участниками конкурса могут стать, и стали, руководители высшего звена предприятий, банков, страховых и инвестиционных компаний, административных, общественных организаций и фондов, представляющие промышленность, строительство, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, торговлю, сферу услуг, образование, науку, культуру и здравоохранение, малое предпринимательство и т. д. В конечном счете все конкурсы, организаторами которых выступают МАМ и ВЭО России при содействии федеральных и региональных органов власти, способствуют реализации президентской программы формирования и подготовки резерва управленческих кадров в стране. Это к ним и сотням победителей региональных конкурсов относятся слова действительного члена Сената ВЭО России, научного руководителя Института экономики РАН академика Л.И. Абалкина: «Мы верим в будущее страны, хотим, страстно желаем ее процветания. Но веры и желания мало. Нужны люди, которые своим трудом, волей, настойчивостью и энергией организуют это процветание. Спасибо за ваши бескорыстные деяния и за то великое, что ежедневно делаете вы во имя будущего наших детей и внуков».

— Как бы вы определили главную черту конкурса?

— Это полная независимость от каких-либо политических или идеологических пристрастий. Единственный критерий при подведении итогов — реальный вклад того или иного предпринимателя, руководителя, менеджера в развитие предприятия и отрасли в целом. Кстати, если в первые годы проведения конкурса большинство его участников представляло легкую и пищевую промышленности, торговлю, а также сферу услуг, то сейчас среди победителей много руководителей реального сектора экономики, в том числе и высокотехнологичных отраслей — микроэлектроники, машиностроения, электроэнергетики, телекоммуникаций, химической и нефтегазовой промышленности. В последние годы в число конкурсантов вошли представители агропромышленного комплекса, руководители учреждений образования, культуры, здравоохранения, научно-исследовательских институтов.

— А что дает победа в конкурсе? Ведь номинанты и так образованны, предприимчивы, успешны…

— Так как раз в этом и заключается одна из причин привлекательности конкурса. Любой человек, достигнув определенного материального и общественного положения, нуждается в признании своих заслуг. Помимо этого, повышается доверие со стороны партнеров по бизнесу, растет число клиентов. Известны случаи, когда диплом победителя конкурса становился решающим аргументом при получении крупного заказа или подписания выгодного контракта.

— Обычно в юбилей принято подводить итоги. Но давайте изменим «юбилейную схему» — поговорим о том, что в конкурсе надо совершенствовать, о его завтрашнем дне. Скажем, я думаю, что многие победители конкурса хотели бы принять участие в подобных международных состязаниях…

— Это так. Тем более что в нашем национальном конкурсе ежегодно участвуют предприниматели Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Украины. В последние годы интерес к нему проявили менеджеры из Китая. Углубление интеграции в рамках ЕврАзЭС, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства создают благоприятную почву для делового партнерства и менеджеров предприятий, и организаций. Думается, что дополнение двух российских этапов — регионального и федерального — третьим, международным, раундом, может быть хорошо воспринято в экономическом сообществе наших стран.

Несомненно, напрашивается идея о возобновлении специального соревнования менеджеров в банковской сфере. В качестве главных задач этого конкурса можно назвать возрождение доверия к коммерческим банкам, распространение опыта эффективного руководства кредитными организациями и выявление элиты управленческого корпуса в этой сфере. Следует сказать, что такой конкурс в докризисные времена проходил ежегодно. Но мировой экономический коллапс внес свои коррективы: конкурс был приостановлен. Приостановлен, но не упразднен. Думается, что настала пора восстановить это полезное начинание.

Опыт проведения конкурсов на звание лучшего менеджера показал, что сегодня на авансцену бизнеса выходят молодые предприниматели. Они осваивают те ниши, в которых не были заинтересованы руководители старшего поколения — информационные технологии, консалтинг, оценка и аудит, внедрение инноваций в промышленность, строительство, сельское хозяйство, международное сотрудничество. Однако многим из молодых менеджеров недостает знаний в сфере правовых основ бизнеса, налоговой отчетности, а зачастую и простого совета опытного коллеги. Чтобы они смогли успешно вести свое дело, без особых потерь преодолевать бюрократические барьеры, Академия менеджмента привлекает их к участию в работе круглых столов, конгрессов, а также к участию в работе мастер-класса «Практика успешного бизнеса», который организуется Издательским домом «Экономика и жизнь». На этих занятиях опытные специалисты учат новичков премудростям успешного бизнеса, рассказывают о трудностях и путях их преодоления.

— Клара Абдулловна, два юбилея — ваш и конкурса. Успешный человек, успешное мероприятие… В чем секрет того и другого?

— Сказать, что нужно много трудиться — это банально. Нужно много трудиться высокопрофессионально и творчески, опираясь на людей и структуры, которые могут способствовать этому.