В поисках внутренних резервов


Текст | Дина АКИМОВА


Как отражается на кадровой политике компаний сегодняшняя экономическая ситуация?

Я не склонна рассматривать сегодняшнюю ситуацию на рынке как кризисную, скорее это некая спокойная рецессия, умеренный негативный фон. Корпоративный сектор осознает, что в ближайшие несколько лет не стоит ожидать критического роста. Многие, особенно экспортно ориентированные компании, не исключают негативного развития сценариев, но при этом на рынке нет паники и тех эмоциональных моментов, что были в кризис 2008—2009 годов. Компании пытаются понять, что можно сделать для того, чтобы снизить свои риски и нивелировать возможные потери — прежде всего за счет поиска внутренних резервов повышения эффективности.

Внимание к процессам повышения эффективности бизнеса — самая важная тенденция в корпоративном секторе в последние три года. Заметна она и в кадровой политике компаний. Например, сегодня Ward Howell получает много обращений по поводу поиска кандидатов на позиции финансового директора, директора по закупкам, руководителя департамента инвестиционного планирования — как раз тех профессионалов, которые ориентированы на поиск возможностей повышения внутренней эффективности корпоративных процессов.

Еще один новый тренд — работа с кадровым резервом. Компании все больше и больше сталкиваются с дефицитом профессиональных управленцев, поэтому стараются растить их у себя. Это выгодно — таким образом вы получаете гораздо более мотивированных и лояльных людей, которые достанутся вам дешевле, чем профессионалы «со стороны», ведь если вы перекупаете специалиста другой компании, то в любом случае должны предложить ему зарплату большую, чем он получает у своего работодателя.

Массовых сокращений, насколько я могу судить по настроениям наших клиентов, сейчас никто не планирует. В то же время идет активный поиск оптимизации кадровых процессов и возможностей сэкономить.

Политика в отношении оплаты труда остается умеренной. С одной стороны, резкого повышения зарплат не наблюдается, хотя многие компании провели индексацию зарплат с учетом инфляции, повысив их не более чем на 10%. С другой — в этом году существенно выросли суммы годовых бонусов. Связано это с тем, что многие организации закончили 2011 год с прибылью, что позволило им направить на бонусные программы более значительные, чем в предыдущие посткризисные годы, средства.

Одна из заметных тенденций кадрового рынка — это рост спроса на профессионалов. При этом число «рыночных» кандидатов, к всеобщему несчастью, по-прежнему не увеличивается, следовательно, компании стараются сохранить своих ключевых сотрудников, правильно их мотивировав.

Кризис привел к переоценке некоторых мотивационных инструментов. Допустим, если раньше одним из самых сильных мотивационных факторов для многих работников были опционные программы, практиковавшиеся, как правило, в крупных западных компаниях, то сегодня, в ситуации, когда акции обесцениваются, люди смотрят на опционы более критически. В то же время все больший вес в глазах как кандидатов, так и работодателей приобретают различные обучающие программы. Тема корпоративного обучения сегодня очень популярна, и все больше крупных компаний готовы инвестировать средства в обучение своих ключевых сотрудников.

Настроения персонала я бы тоже оценила как умеренные. Люди ценят свою сегодняшнюю работу, но готовы рассматривать новые предложения, особенно если речь идет о переходе в известную на рынке организацию. К стартапам кандидаты относятся более настороженно, оценивают все риски.

Еще одна интересная тенденция — новых проектов в последнее время стало больше. В момент кризиса некоторые компании в поисках ресурсов внутреннего развития начали заниматься новыми проектами, многие из которых были задуманы давно, но в период активного роста откладывались в долгий ящик. Речь в первую очередь идет о стартапах в сфере промышленности — это может быть, например, открытие нового завода, разработка нового месторождения и т.п. И такие предложения, исходящие из крупных компаний, кандидаты, имеющие опыт работы над проектом с нуля, рассматривают с большим интересом.


Дина Акимова — консультант консалтинговой компании Ward Howell.

В 2003 году окончила Литературный институт имени А.М. Горького по специальности «переводчик». С 2004 по 2009 год работала в Ward Howell, консалтинговой компании со специализацией на выявлении, развитии и поиске руководителей, а также на создании для них продуктивной организационной среды. Специализировалась сначала на поисках топ-руководителей в финансовом, а затем индустриальном секторе.

С 2009 по 2010 год Дина Акимова работала в Московской школе управления СКОЛКОВО, где занималась продвижением образовательных программ школы.

C 2011 года Дина Акимова отвечает в компании Ward Howell за поиски управленцев для химической и машиностроительной отраслей, а также за поиски в индустрии профессиональных услуг.