Неокончательный вариант


Текст | Илья РОМАНОВ


Либеральные инициативы Дмитрия Медведева могут оказаться под угрозой.

Возвращение выборности губернаторов — последняя на сегодня инициатива Дмитрия Медведева, направленная на реформирование политической системы. Вместе с изменением выборного законодательства она должна обеспечить либерализацию проводимого курса. Между тем реализовывать предложенные инициативы будет, скорее всего, уже другой президент — Владимир Путин. А это значит, что итоговый вариант реформ может сильно измениться.

Инициативы президента были обнародованы почти сразу после многотысячных акций протеста в Москве и явились логичным ответом на требования митингующих. В слова отдельных чиновников о том, что идея вернуть губернаторские выборы уже несколько лет обсуждается во властных верхах, верится слабо. Если предложения были сформированы давно, то почему они озвучены только в последние месяцы работы Дмитрия Медведева, когда на воплощение идей уже не остается времени? Вполне вероятно, власти имели разные варианты развития событий — и либеральный, и консервативный. Активные протесты граждан только подхлестнули необходимость перемен.

Напомним, тема возвращения выборности губернаторов впервые возникла 15 декабря, во время выступления в прямом эфире премьер-министра Владимира Путина. Тогда он только анонсировал изменения, причем с оговоркой: будут предусмотрены «президентский фильтр», чтобы не допустить на выборы полукриминальные элементы, и право снятия руководителя «в случае совершения им неправомерных действий». Спустя неделю в своем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев более детально рассказал о предполагаемых преобразованиях. 23 декабря им были внесены сразу два законопроекта — об упрощении регистрации политических партий и об облегчении их доступа на выборы всех уровней. Вместо разрешительного власти предложили, по сути, заявительный принцип регистрации партий (500 активистов в 45 регионах вместо 50 тыс.), сокращено количество собираемых подписей для кандидатов в президенты и вообще отменен сбор подписей для участия партий в парламентских выборах. Подготовка «губернаторского» законопроекта заняла больше всего времени — он был представлен уже в наступившем году, 16 января.

Важные детали

Какие предложения содержит законопроект? Баллотироваться на пост главы субъекта Федерации могут граждане России не моложе 30 лет. Кандидат выдвигается либо от имени партий, представленных в региональном парламенте, либо в порядке самовыдвижения. При первом варианте партиям, скорее всего, не потребуется собирать подписи в поддержку кандидатов, во втором они потребуются. Количество голосов, необходимое для регистрации самовыдвиженца, устанавливают регионы. Ограничений количества губернаторских сроков для одного человека нет. Со дня вступления закона в силу региональные парламенты должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным не позднее чем через два месяца.

Несмотря на предложения Владимира Путина, в медведевском законопроекте напрямую отсутствует формулировка «президентский фильтр». По всей видимости, совсем от нее отказаться было невозможно — пострадала бы репутация премьера, поэтому предложена туманная с юридической точки зрения формулировка: «Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется президентом Российской Федерации». Что именно подразумевается под «консультациями», в документе не указано. В интервью «Коммерсанту» помощник президента — глава государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева так пояснила смысл и назначение предложенного механизма: «Политическая партия предъявляет некий список или одного кандидата, а президент либо выбирает из списка того, кто для него предпочтительнее, либо соглашается с единственным кандидатом. Но результат консультаций с президентом для партии необязателен». По мнению Брычевой, консультации нужны в первую очередь для того, чтобы как-то скоординировать процесс выдвижения кандидатов, «ну и в каких-то случаях, возможно, предостеречь партию от явных кадровых ошибок».

Предусмотрена законопроектом и обещанная Владимиром Путиным возможность отрешения губернатора от должности в связи с утратой президентского доверия. Основанием для этого станет «выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ … фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов». Последняя формулировка неоднозначна и оставляет широкое поле для трактовок. Непонятно также, кто и как должен вскрывать факты коррупции: хватит ли для этого простого обнародования или необходимо заведение уголовного дела?

В случаях нарушения закона или многократного нарушения обязанностей губернатор может быть отозван со своего поста и населением — по итогам референдума. При этом факты нарушений должны быть признаны судом. Губернатор лишается поста, если за это решение выступит более половины проголосовавших в регионе. После отзыва кандидат сможет снова баллотироваться на оставленный пост. Примечательно: если народный отзыв чиновника возможен не ранее чем через год после вступления его в должность, то для президентского решения срока «неприкосновенности» не предусмотрено.

Невидимый фильтр

Как признают наблюдатели, предложенные в законопроекте формулировки в общем выгодны для президента и позволяют контролировать политическую ситуацию, сохраняя видимость демократических перемен. С одной стороны, президент практически не несет ответственности за «всенародно избранного» кандидата. С другой — у него в руках серьезные рычаги давления: возможность снять впавшего в опалу или неповиновение чиновника. В том что любого губернатора при желании можно уличить в коррупционных связях, сомневаться не приходится. То есть пресловутый «президентский фильтр» все-таки внедрен — только не «на входе», а «на выходе».

Впрочем, может статься, что ограничители для желающих баллотироваться появятся даже и «на входе» — например, за счет законодательного закрепления необходимости соблюдения президентских рекомендаций. Кроме того, может быть расширен список оснований для отрешения руководителя от должности — единороссы уже обещали рассмотреть эту возможность. Но даже если после принятия закон останется в первозданном виде, сложно себе представить, что региональные партии пойдут наперекор президенту и проигнорируют его рекомендации. Будучи де-юре формальными, де-факто они, скорее всего, обязательны.

Не стоит забывать и о том, что законодательные полномочия Дмитрия Медведева истекают уже в мае — после чего Владимир Путин сможет открыто подправить систему «под себя». На недавнем Форуме народов Юга он косвенно это подтвердил: «Окончательное решение о так называемом “президентском фильтре” на выборах глав регионов пока не принято. … В проекте закона говорится о консультациях с президентом. Окончательного решения нет. Давайте все вместе подумаем».

К слову, личное участие президента не единственная возможность непосредственно влиять на изменения в губернаторском корпусе. Важно также и то, что выставлять своих кандидатов имеют право только партии, имеющие представительство в региональном парламенте. С учетом текущей политической ситуации таким правом будут обладать только крупные партии, способные тягаться с «Единой Россией», их список известен. От самовыдвиженцев регионы смогут «защититься» за счет введения неподъемного числа подписей, необходимых для регистрации. Не стоит забывать и о том, что сама выборная система России далека от совершенства. Введение свободных выборов губернаторов еще не гарантирует свободного и честного голосования без подтасовок и использования административного ресурса, предупреждают специалисты.

Как утверждают депутаты, законопроект, скорее всего, будет принят в весеннюю сессию, но не раньше мая. Несколько месяцев уйдет на сбор поправок от регионов. Так или иначе, новая система выборности губернаторов будет опробована уже в этом году — как минимум у 14 губернаторов заканчиваются полномочия. Вряд ли они все будут переназначены до вступления закона в силу. А значит, реальную действенность либерального законопроекта, предложенного Медведевым, можно будет оценить уже после лета. p