Кто кого?



Текст | Владимир ГАЛИМОВ


В противоборстве налоговых консерваторов и новаторов родится модель экономического развития.

В конце декабря 2011 года, выступая на съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия», премьер-министр Владимир Путин, как известно, заявил о том, что стране нужен «радикальный налоговый маневр», поскольку налоговая нагрузка в различных секторах распределена непропорционально. К примеру, в таких отраслях, как производство оборудования и строительство, она более чем на 6% выше, чем в производстве нефтепродуктов. Только устранение нынешних фискальных дисбалансов может способствовать решению таких задач, как развитие и диверсификация экономики, приток крупных инвестиций.

Результатом съезда стало то, что Минэкономразвития и Минфин получили от Путина поручения «представить Правительству РФ до 15 февраля 2012 года предложения по усовершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, с соответствующими финансово-экономическими расчетами».

Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже в середине января конкретизировал, что в сфере налогообложения решения будут приниматься стратегические, на несколько лет вперед. По мнению Шувалова, большая часть из них будет принята уже весной этого года. Однако не исключено, что в установленные сроки ведомства в полной мере со своей задачей не справятся.

Снижение с увеличением

У Министерства финансов уже есть некоторые предложения, которые, правда, вызовут, скорее всего, немало споров и разногласий. В частности, одним из них является идея поднять косвенные налоги, но уменьшить прямые. Например, одним из вариантов могло бы быть снижение налога на прибыль с одновременным увеличением НДС, в то время как «Деловая Россия» считает необходимым снижение и налога на прибыль, и страховых взносов, и НДС.

Есть у организации и предложение, как компенсировать убытки в этом случае — главным образом за счет увеличения налогов на добычу природных ресурсов, недвижимость, а также более высоких акцизов на табак и алкоголь.

Глава Минфина Антон Силуанов поддерживает вышеназванные идеи лишь отчасти, соглашаясь с тем, что одним из способов совершения налогового маневра, о котором говорил премьер, является поднятие отдельных видов налогов, но выразив опасение, что при значительных изменениях в налоговой сфере могут возникнуть и негативные последствия в экономике. В частности, не исключен вариант того, что резкие и значительные налоговые маневры могут не привлечь, а, наоборот, отпугнуть потенциальных инвесторов.

Налог преткновения

НДС — предмет разногласия Министерства финансов и «Деловой России». В то время как общественная организация настаивает на снижении налога на добавленную стоимость, ведомство считает правильным его увеличить, впрочем, как и другие косвенные налоги. В то же время повышать налог на прибыль и социальные платежи никто не собирается. Что же касается страховых взносов, которые предлагает понизить «Деловая Россия», то, со слов Силуанова, решение об этом будет предприниматься в зависимости от успешности пенсионной реформы.

Если же говорить об экспертных оценках плана Министерства финансов, то они разнятся. В частности, многие опасаются, что повышение косвенных налогов не только не обеспечит выполнения поставленных целей, но будет оказывать негативное влияние на экономику.

Перманентно растущее косвенное налоговое бремя может тормозить активную деятельность предприятий, в то время как неизменный прямой налог стимулировал бы его погашение и, как следствие, активную деятельность. Также имеются опасения, что заявленное снижение того или иного вида налога в реальности окажется еще большим бременем, как уже не раз было в истории современной России.

Логика действий Минфина может быть продиктована не только и не столько соображениями экономического роста страны, сколько тем, что косвенные налоги ему было бы просто-напросто удобнее и надежнее взимать. В этом сходятся как многие эксперты, представители бизнеса, так и чиновники. Из уст некоторых представителей Администрации президента, в частности помощника президента Аркадия Дворковича, уже можно слышать критику ведомства Силуанова за пассивную работу по реформированию системы налогообложения.

Вместе с тем есть мнения и в пользу Министерства финансов. Некоторые представители крупного бизнеса считают подход ведомства более практичным, а значит, с экономической точки зрения целесообразным, ведь повышение прямых налогов скорее ударит по добросовестным налогоплательщикам и совсем не затронет тех, кто как уходил от них ранее, так и будет уходить.

15-15-15

Что касается недочетов в позиции самой «Деловой России», то в одной из предлагаемых схем, которая подразумевает повышение налога на добычу полезных ископаемых и недвижимость, а также акцизов на табак и крепкий алкоголь, не учтено, что самого введения налога на недвижимость не произойдет даже в ближайшем будущем. Тем не менее в организации продолжают разрабатывать предложения, которые должны поступить в Правительство до 15 февраля.

Если описать более конкретно одно из таких предложений, то в нем применена концепция 15-15-15: снижение ставки налогов на прибыль (сейчас 20%), страховых взносов (с начала года базовая ставка составляет 30%) и добавленную стоимость (18%) до 15%. «Деловая Россия» уверена, что при уменьшении ставки этих налогов и повышении тех, к которым экономика не чувствительна — НДПИ, налог на доходы физлиц, акцизы — произойдет стимулирование экономического роста и одновременно исполнение социальных обязательств.

«Деловая Россия» требует кардинальных изменений в сложившейся сфере налогообложения, в то время как Минфин пока готов вводить лишь ограничительные, незначительные меры, которые будут скорее облегчать его работу, нежели соответствовать поставленным премьером задачам. От того, чья позиция возьмет верх, возможно, будет зависеть ни много ни мало темп экономического роста страны в ближайшие несколько лет.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте