Комментарии экспертов
Григорий СИЗОНЕНКО, генеральный директор компании ИВК:
Мне импонирует идея реконструкции налоговой системы, предложенная «Деловой Россией» — 15*15*15. Она подразумевает снижение НДС, налога на прибыль и социальных налогов до 15%. Это кардинальная реформа. Но она действительно снимет нагрузку с бизнеса. Сегодня она очень большая. Возникает вопрос: как компенсировать выпадающие доходы бюджета? Здесь нужно решиться на непопулярные шаги: увеличить налоги на потребление, ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц, научиться правильно собирать налоги с земли и недвижимости. Может быть, чуть прижать сырьевой сектор.
Я понимаю, что это болезненная процедура, но, если ее не осуществить, мы не запустим инновационные механизмы в экономике.
Алексей ДЕМИН, управляющий корпоративными продажами G Data Software в России и СНГ:
Надо принимать во внимание, что заявления о «налоговых маневрах» появились в преддверии выборов, а значит, являются не чем иным, как предвыборными лозунгами, даже если за ними и последуют какие-то конкретные шаги. Ситуация, когда такой маневр необходимо было производить, сложилась уже очень давно. Здесь уже впору говорить не о маневрах, а о серьезной битве. На пороге очередной виток мирового экономического кризиса, за которым последует снижение цены на нефть и прочие неприятные для отечественной экономики последствия. Властям, может быть, следовало бы озаботиться изменением структуры экономики, созданием условий для развития новой экономики, ориентированной на высокие технологии. Но, увы, власти сами ограничены в маневре. На носу выборы, которые полностью завладели властными умами.
Я считаю, сейчас менять надо не налоговую систему (это дело сейчас второстепенное), а необходимо бросить все силы, в том числе и налоговые льготы, на развитие малых форм предпринимательства, способных дать в перспективе колоссальное число рабочих мест и, соответственно, налоговых доходов. При этом основу этих малых форм должны составлять, например, IT-компании. В том числе те, кто занимается разработкой программных продуктов. Мы с вами знаем успешные примеры того, как российские софтверные компании занимают ведущие места в мировых рейтингах. Для активизации усилий именно в этой сфере у нас есть несколько причин и предпосылок.
Во-первых, мы располагаем высококачественными трудовыми ресурсами. Российские программисты успешно трудятся в ведущих мировых компаниях, занимают почетные места во всевозможных конкурсах. Есть еще один момент: очень многие создатели вредоносных программ имеют российское гражданство. Это, конечно, не красит наших с вами земляков, но, несомненно, говорит об их умственных способностях и профессиональных навыках. Необходимо только создать условия для того, чтобы они могли найти себя и в «мирной жизни».
Во-вторых, для начала бизнеса, связанного с написанием программ, практически нет необходимости в больших инвестициях. Здесь все еще работает принцип начала бизнеса в гараже. Если у вас есть компьютер и пара единомышленников, вы способны завоевать весь мир.
В-третьих, IT-индустрия — это будущее. Сейчас программное обеспечение встроено уже практически во все устройства, окружающие нас в повседневной жизни. Скоро мы не будем удивляться тому, что надо обновить драйвер утюга или пылесоса. Активно развивается робототехника — исключительно новая ветвь экономики будущего. И важнейшим из ее компонентов является именно программная часть.
Российские айтишники могут стать настоящим локомотивом российской экономики, способным значительно повысить конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке. Но прежде всего в этом должно быть заинтересовано наше государство. И вот здесь как раз можно было бы с пользой применить рвение наших властей к налоговому маневрированию.
Илья ДАЦКЕВИЧ, ректор Международной школы бизнеса «Синергия»:
Текущая экономическая ситуация в России с большой долей вероятности явится благодатной почвой для предложенного маневра. Вопрос разного влияния различных групп налогов на экономическую активность не вызывает сомнений. Если планирование и осуществление данного маневра будет продуманным, учитывающим все нюансы принимаемых решений, то вполне вероятно, что с помощью изменения акцентов в налоговой системе удастся оказать значительное позитивное влияние на темпы экономического развития в приоритетных областях экономики России.
Высказанное премьер-министром предложение, с одной стороны, заслуживает внимания и потенциально имеет хорошие перспективы в смысле изменения отраслевой структуры отечественной экономики. С другой, как показывает мировой опыт, успешных случаев модернизации «сверху» кот наплакал (включая сталинскую индустриализацию) и разговоры о том, что «мы должны развернуть эти потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса» в нашей стране рискуют или остаться благими пожеланиями или на подобном «развороте потоков» попытаются нагреть руки. Зарубежный опыт говорит о том, что надо от «разворотов» идти в сторону «создания условий» (в том числе для притока инвестиций в ту или иную отрасль). Если премьер-министр имел в виду такой подход, то это можно только приветствовать.
Общеизвестно, что налоги на добавленную стоимость, прибыль, заработную плату оказывают в значительной мере негативное влияние на экономическую активность в целом, то есть их снижение может явиться значимым фактором для развития экономики в целом. Наряду с этим отраслевое снижение налогов в промышленности и высокотехнологичных отраслях само по себе способно повысить их инвестиционную привлекательность.
Однако не следует забывать, что сама по себе налоговая реформа вряд ли сможет полностью решить данную проблему. Высокотехнологичные и производственные отрасли максимально зависят от высококвалифицированного персонала и требуют значительных усилий для его подготовки, а также инвестиций в научные исследования. Поэтому развитие этих областей является отдельной задачей, требующей выработки специфического решения.
Еще один момент, о котором в связи с реформированием налоговой системы премьер не упомянул, это «регионализация» налогов с тем, чтобы налоговые платежи в большем объеме оставались в распоряжении субъектов Федерации (регионов), так как это тоже мировая тенденция. Но в этом случае мы придем к разговору о возвращении выборности глав регионов (губернаторов), чтобы у населения было больше возможностей влиять на региональный бюджет и контролировать его расходы. Таким образом, получается, что рассмотрение актуальной темы изменения структуры налоговой системы неизбежно приводит нас к обсуждению необходимости реформы политической системы России.
Итак, несмотря на логичность и значимость решения о пересмотре налоговой системы, для эффективного достижения результата необходимо предпринять комплексные усилия.
Олег КРАУС, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Русские Навигационные Технологии»:
Способы государственного стимулирования индустриального развития страны, основанные на технологичном предпринимательстве для развитых государств, никогда не были одинаковыми. В течение последних лет обоснованно обсуждается отечественный потенциал для инновационного рынка. Однако государственные способы стимулирования, которые могут его подтолкнуть, остаются открытыми. Компания РНТ, производя и реализуя инновационную продукцию как на территории РФ, так и за ее пределами, основные затраты несет на ФОТ и закупку технологических комплектующих. Уменьшение налоговой нагрузки на ФОТ и пошлин на импорт технологических товаров, наверное, останутся основными стимулами, однако, скорее всего, не будут достаточными для притока желаемых государству инвестиций в технологическую сферу. Остальные маневры лежат в области дальнейшей работы с ФЗ-94, «инновационными» бюджетами госкомпаний и развитием господдержки инновационного предпринимательства в таких технопарках, как Сколково.
Павел ЯРОШЕВСКИЙ, генеральный директор компании «Бета продакшн»:
Основная проблема экономики современной России, на мой взгляд, заключается в отсутствии практики долгосрочного инвестиционного планирования. С момента распада СССР у нас правят бал быстрые деньги, желание получить все в кратчайшие сроки. Эта парадигма убила не одно советское предприятие, активы которого легче было продать по цене лома, чем организовать и модернизировать его работу. После 2000-х инвестиционный горизонт расширился, но его рамок редко хватает для реализации серьезных современных производств.
Как мне кажется, налоговый маневр, о котором говорил премьер-министр, должен способствовать тому, чтобы на смену «быстрым» деньгам пришли «длинные» деньги, с горизонтом планирования семь — десять лет. Приведу пример нашей компании. «Бета продакшн» способствует развитию дистанционной торговли, частью которой являются ставшие популярными в последнее время интернет-магазины. Рост этой отрасли, которая в современном мире вносит все больший вклад в экономику развитых стран, напрямую зависит от внедрения инновационных логистических технологий и IT-решений. На сегодня крупнейший интернет-ретейлер США, корпорация «Амазон», оперирует 71 фулфилмент-центром и во многих из них реализованы роботизированные системы, позволяющие оперативно подбирать огромное количество индивидуальных заказов клиентов. В России же нет ни одной компании, которая бы имела более двух фулфилмент-центров, а сопоставимых по размерам с амазонскими можно пересчитать по пальцам одной руки. Строительство нового фулфилмент-центра и его оборудование обойдется примерно в $25—30 млн. Срок окупаемости этих вложений порядка семи лет.
Государство могло бы способствовать развитию дистанционной торговли, которая, учитывая размеры страны, имеет гораздо больший потенциал, нежели в Европе и даже Америке, а также развитию других современных производств. Инструментами этого, с моей точки зрения, могли бы стать пониженные пошлины на импорт инновационного дорогостоящего оборудования, налоговые бонусы за создание новых рабочих мест, период пониженной налоговой нагрузки.
Вера ГАРМАШ, управляющий директор компании «2ГИС»:
Формирование налоговой политики, благоприятной для развития высокотехнологичного бизнеса, можно с уверенностью отнести к одной из стратегических задач в России. Этот вопрос обсуждается не первый год. Для компаний, создающих программное обеспечение, главным активом являются сотрудники — все ценности создаются их интеллектуальным трудом. Поэтому важной составляющей налоговой политики видится сокращение затрат предприятий, связанных с финансированием фонда оплаты труда, в частности сокращение ставки единого социального налога. В то же время необходимо тщательно изучить, какие компании можно отнести к высокотехнологичному бизнесу.