Выборы без фаворита
Текст | Тимур ХУРСАНДОВ
Президентские выборы в США: исход непредсказуем.
В январе США вступают в активную фазу одной из самых необычных за довольно долгое время избирательных кампаний — менее чем за год до президентских выборов фаворита даже приблизительно назвать не может никто. И дело не в том, что претендентов на высший пост много, хотя это действительно так, а скорее в том, что пока никто из них, включая действующего президента Барака Обаму, не может похвастаться устойчивой популярностью у сколько-нибудь значительной части населения.
Пока в предвыборной гонке в США царит затишье, и складывается впечатление, что о предстоящих выборах никто и не вспоминает. Но уже в январе все должно пойти пободрее — в штатах начнут проходить праймериз Республиканской партии, на которых к лету должен определиться соперник Барака Обамы.
Слонам торопиться некуда
Республиканцы на этот раз полностью оправдывают характеристики символа своей партии — слона: хотя 6 ноября, когда пройдут выборы, все ближе, партия определяется с кандидатом тяжело и медлительно.
Сначала казалось, что выдвигаться будут давно известные, проверенные товарищи, такие как предприниматель Дональд Трамп, экс-кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Но все они по тем или иным причинам взяли самоотвод.
Желающих прийти на их место оказалось предостаточно. Кроме лидеров предвыборной республиканской гонки — техасского губернатора Рика Перри и бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни, здесь конгрессмены Мишель Бахман (Миннесота), Ньют Гингрич (Джорджия), Рон Пол (Техас), экс-губернаторы Джон Хантсмен (Юта), Гэри Джонсон (Нью-Мексико), бывший сенатор от Пенсильвании Рик Санторум и даже бывший глава сети пиццерий Герман Кейн. Выбрать есть из кого — кандидаты на любой вкус.
Подробнее стоит остановиться на некоторых из них. Один из самых ярких республиканских кандидатов — Рик Перри. Это олицетворение консервативного крыла партии, доходящее до карикатурности: на митингах вместе со сторонниками молится о благополучии Америки, категорически отрицает теорию эволюции, столь же горячо поддерживает смертную казнь, считает возможным выход Техаса из состава США.
Неудивительно, что техасского губернатора окрестили Джордж Буш-младший на стероидах. И все же у Перри очень неплохие шансы возглавить республиканцев на предстоящих выборах.
В его пользу говорит то, что он дольше, чем кто бы то ни было (11 лет), работает губернатором Техаса. Причем за это время в штате было создано рекордное число рабочих мест, снижены налоги, резко ограничены правительственные затраты, проведена законодательная реформа. Для сегодняшнего американца это более чем весомые аргументы.
Главный же недостаток Перри — слишком тесные ассоциации с Бушем-младшим, заместителем которого он работал в бытность последнего губернатором Техаса. Сыграла роль эта злосчастная привязка к бывшему президенту или нет, но после очень хорошего старта Рик Перри быстро начал терять очки и теперь уже не выглядит безоговорочным лидером.
Перехватить у него пальму первенства готов серьезный соперник — бывший губернатор Масачусетса Митт Ромни. Он уже пытался выдвигать свою кандидатуру на пост президента четыре года назад, но тогда проиграл республиканские праймериз сенатору Джону Маккейну.
На этот раз именно Ромни кажется фаворитом на выдвижение от Республиканской партии. В его активе — успешное управление одним из важнейших штатов, опыт деятельности в крупном бизнесе. Ромни выглядит идеальным кандидатом: не первый день в политике, уравновешенный, консерватор, но без заноса в крайности. Недаром, судя по опросам, он единственный из республиканцев имеет шансы на равных побороться с Обамой, а то и обойти его.
Многие в партии, однако, считают его излишне либеральным. В пользу этой точки зрения говорит, например, то, что в бытность свою губернатором Массачусетса Ромни провел в штате реформу здравоохранения, которую даже при внимательном изучении трудно отличить от той, что пытается реализовать в общенациональном масштабе Барак Обама.
Вообще, дрейф к центру, к которому склонен Ромни, может принести ему голоса независимых и неопределившихся избирателей, но это слишком шаткий актив, а риск потерять голоса лояльных республиканцев вполне реален. Эта двусмысленность во многом и мешает партии определиться с кандидатом: в Ромни республиканцы сомневаются, а остальные могут быть непроходными.
Конкуренцию этим двоим мог бы составить, пожалуй, самый экзотичный участник республиканской предвыборной гонки — Герман Кейн. Чернокожий бизнесмен, которого сначала никто не рассматривал всерьез, очень быстро показал, что с ним придется считаться. Он стал единственным республиканцем, у которого есть конкретный проект реформирования экономики страны.
Кейн предложил план, получивший название 9-9-9: отменить налоги на рост капитала, на наследство и многие другие, а основными сделать 9-процентный подоходный налог, 9-процентный налог на прибыль и 9-процентный налог с продаж. Эта довольно простая схема плюс крайне консервативные взгляды во всем остальном на время сделали его самым популярным республиканским политиком: в некоторых штатах его рейтинг превышал показатели Ромни и Перри на 20%.
Но такое развитие событий не устроило очень многих, в первую очередь в самой Республиканкой партии. С чрезмерно прытким Кейном разобрались, прибегнув к старому испытанному методу — компромату. Сначала набирающего популярность бизнесмена обвинили в сексуальных домогательствах сразу четыре женщины, затем появилась информация о том, что фонд, финансирующий его кампанию, замешан в серьезных махинациях.
Одинокий демократ
У демократов все наоборот — разнообразия нет никакого. Желание баллотироваться пока изъявил только нынешний глава государства. Это и неудивительно: за всю историю Демократической партии никто из ее членов не выдвигал свою кандидатуру, если на второй срок переизбирался президент-однопартиец. Случилось такое лишь с Линдоном Джонсоном, но уровень его популярности был тогда слишком низким.
Кампания Обамы пока выглядит довольно странной и создает впечатление крайней неуверенности в себе президента США. Он заявил, что выдвигает свою кандидатуру, еще летом прошлого года, но уже вскоре практически опустил руки. В одном из интервью он сказал, например, что совсем не удивится, если его не переизберут. «В нынешней экономической ситуации рассчитывать на что-то большее (чем один президентский срок. — Авт.) довольно сложно. Некоторые люди считают меня неудачником, но меня это не беспокоит, я с этим свыкся», — признал Обама.
Мягко говоря, странное заявление для человека, пытающегося во второй раз стать хозяином Белого дома. Хотя, конечно, причины для пессимизма у него есть, и существенные: провалились реформы, обещанные в ходе прошлой предвыборной кампании, не отменены налоговые льготы для состоятельных американцев, безработица растет. В общем, лозунг «Да, мы можем!», под которым Обама и одержал победу в 2008 году, сегодня выглядит насмешкой.
И все-таки совсем сдаваться Бараку Обаме еще рано. Эксперты указывают, что рейтинги за год до выборов еще ни о чем не говорят. Так, когда Рейган переизбирался на второй срок, за несколько месяцев до голосования его, по данным опросов, поддерживали чуть более 30% американцев, что ниже нынешних показателей Обамы. И наоборот: на волне успеха военной операции «Буря в пустыне» против Ирака рейтинг Джорджа Буша-старшего за год до выборов подскочил до 83%, что, однако, не помогло ему обойти Клинтона.
В пользу Обамы говорит то, что, как бы то ни было, никто из его соперников не обладает сопоставимым опытом и политическим весом, причем как внутри страны, так и за рубежом. Да, экономические проблемы США никуда не делись, но не ушла и влиятельность на международной арене. Несмотря на явные провалы, такие как Афганистан или тупик в ближневосточном урегулировании, Обаме есть что занести в свой актив: операция в Ливии, поддерживаемая большинством американцев, долгожданное уничтожение террориста №1 Усамы бен Ладена, укрепление связей с европейскими союзниками и, наконец, продолжение работы над созданием глобальной системы ПРО, которая должна принести Штатам если не мировое лидерство, то хотя бы неуязвимость.
Что касается дел внутренних, то здесь похвастаться, наверное, нечем. Но ведь противники Обамы тоже ничего не предлагают взамен яростно критикуемого ими курса нынешнего президента.
Так что, судя по всему, как это уже не раз бывало в США, предстоящие в ноябре выборы станут не борьбой между двумя кандидатами — демократом и республиканцем, а референдумом о доверии Бараку Обаме.
Конец перезагрузки?
С приближением выборов в США все больше разнообразных и противоречивых прогнозов появляется и по поводу будущего отношений России и Штатов. Некоторые эксперты мрачно предсказывают, что в случае прихода к власти в США республиканской администрации отношения Москвы и Вашингтона резко ухудшатся и «перезагрузке» придет конец.
При этом как-то упускается из виду, что пресловутая «перезагрузка» уже давно скончалась своей смертью. Ее пиком стало подписание нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, и затем все пошло на спад. Были отдельные успехи, вроде соглашений об усыновлении или облегчении визового режима. Однако нет никаких оснований считать, что такое возможно только при демократической администрации.