Вузы идут на заводы


Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Провинциальные вузы становятся центрами подъема промышленности.

Если совсем недавно между московскими и региональными вузами лежала пропасть — региональные вузы заметно отставали от лучших столичных, то в последние несколько лет провинциальные вузы начали стремительно набирать очки. Многие из них стали научной базой для региональной промышленности, некоторые аккумулировали вокруг себя другие учебные заведения, став центрами непрерывного образования для промышленных гигантов.

Инновационная модель развития экономики предполагает внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики. Играя роль объединяющего звена между крупными региональными предприятиями, ведущие вузы обеспечивают потребности их сотрудников в постоянном обновлении профессиональных знаний и компетенций. В свою очередь, для предприятий реального сектора, переживающих естественное выбытие опытных кадров, обеспечение кадрового притока из профильных вузов является долгосрочным инструментом вложения в человеческий потенциал.

Подготовить нужных экономике специалистов можно лишь при тесном взаимодействии учебных заведений и предприятий. А для этого необходимо, чтобы работодатель мог влиять на состав образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие. Вуз, в свою очередь, должен иметь полигон, на котором в процессе обучения можно будет опробовать качество и степень подготовки студентов. Немаловажным является и то, что вузы заинтересованы в сотрудничестве с предприятием не только как с поставщиком информации, необходимой для подготовки полноценного специалиста, но и как с дополнительным источником внебюджетных доходов.

С советских времен в стране было несколько точек, где ковались кадры научной и технической элиты. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, сильные научные школы были на Дальнем Востоке, в Томске, Новосибирске, Перми. В 90-е большая часть региональных вузов представляла собой жалкое зрелище: потеряв часть недвижимости и львиную долю финансирования, они не могли конкурировать со столичными институтами и университетами. В последние несколько лет ситуация кардинально изменилась. Как показывает анализ поступлений выпускников в вузы по результатам ЕГЭ, речь теперь идет о разделении не на московские и региональные вузы, а на хорошие и плохие, вне зависимости от их расположения. В хорошие региональные вузы готовы идти даже выпускники, набравшие близкое к максимальному количество баллов.

Поддержка экономического роста и роста предпринимательской культуры реализуется в регионах не только за счет предоставления перспективным учебным заведениям прямых субсидий на развитие, налоговых льгот, льготных кредитов, но и путем расширения кадровой и научно-технической базы, обеспечиваемой профильными университетами и институтами.

Как стать интеллектуально привлекательным

Задачу интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в регионах власти решают через разработку совместно с вузами и крупнейшими предприятиями программ «интеллектуальной привлекательности» и через создание сетевых моделей обучающих центров. На пользу подобных моделей развития играет, в частности, то, что российская вузовская система в основных своих чертах является преемницей советского типа высшей школы с ее ориентацией на обслуживание конкретных рабочих мест (система централизованного планирования, обязательное распределение выпускников вузов и т.п.) и жесткую специализацию подготовки. Вузы могут довольно четко подстраивать обучающую программу под нужды крупнейших компаний — заказчиков профессиональных кадров.

Большие финансовые потоки как из бюджетных источников, так и благодаря сотрудничеству с предприятиями поступают сегодня в вузы Владивостока. Там начала работать довольно интересная схема. Вузы совместно с крупными компаниями, заинтересованными в привлечении талантливых студентов из других регионов, оплачивают дорогу выпускникам со всей России, которые имеют выше 220 баллов по ЕГЭ. Аналогичными методами борются за свой контингент сильные вузы в Казани, Перми, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Томске, Новосибирске.

Вузам, в свою очередь, это выгодно и с точки зрения выведения научных идей на коммерческий уровень, и в ракурсе исследования практического приложения оригинальных инновационных проектов. Немаловажным следствием такого сотрудничества выступает и возможность расширения спектра рабочих мест для выпускников и опытных баз для студентов и аспирантов.

Правила симбиоза

Вузы в крупнейших промышленных центрах примеряют на себя роль центров непрерывного образования, объединяя начальное профессиональное, вузовское и послевузовское образование. Развитие современной системы непрерывного образования входит в число основных национальных приоритетов развития образования.

Особенно актуально это для обособленных регионов, находящихся вдалеке от центральной России. Так, активный объединительный процесс между вузами и предприятиями происходит сегодня в Западной Сибири и Поволжье. Активно сотрудничают с вузами авиастроительные предприятия: ульяновский завод «Авиастар» и самарский завод «Авиакор» при участии специалистов профильных вузов разработали и внедрили системы менеджмента качества.

В силу большой зависимости вузов от бюджетного финансирования вокруг сцепки «вуз — предприятие» организуются разнообразные специализированные фонды, бизнес-инкубаторы и т.д. Подобные формы симбиоза часто практикуются в Европе. В России такие модели пока в новинку, но вокруг крупных научно-промышленных центров, в частности в Поволжье, уже оформляется сопутствующая инфраструктура. Вопреки ставшей классической модели, принятой в США, где наиболее тесные взаимоотношения между вузами и промышленными предприятиями сложились в добывающей отрасли и в сфере высоких технологий, в России вузы группируют вокруг себя машиностроительные заводы и обрабатывающее производство.

Реальный сектор производства уже не отпугивает выпускников. Согласно опросу, проведенному самарским центром предпринимательства, если в начале 2000-х годов лишь 13% выпускников технических вузов шли работать по специальности, то в 2008—2011 годах таких оказалось порядка 80%. Среди них более трети за последние два года продвинулись по карьерной лестнице на две и более ступеней с соответствующим повышением зарплат.

И это во многом заслуга образовательных учреждений, в которых они прошли обучение.