Когда хочется выстрелить


Текст | Владимир ГАЛИМОВ


Корабль как бизнес-идея.

Одна из первых проблем в области создания и реализации культурно-развлекательных проектов — раскрутка. Особенно в тех случаях, если речь идет о музеях, культурно-досуговых комплексах и т.п. Большой круг факторов делает проблемным развитие подобных инициатив на начальном этапе — многие из них умирают либо нереализованными, либо вскоре после запуска.

Известно, что идея — первая, главная и определяющая часть любого стартующего проекта. Чем более оригинальной, неожиданной, полноценно сформулированной и современной является идея, тем выше шанс ее реализовать, заинтересовать инвесторов, потенциальных клиентов.

Что если, например, военный музей сделать внутри настоящего военного корабля? Неожиданно? Да. Оригинально? Факт. Нереально? Отнюдь.

Разрешите представить: сторожевой корабль «Дружный». В прошлом это было настоящее военное судно, состоящее на вооружении Советского Союза и России. В 2003 году корабль установили на Москве-реке в качестве плавучего музея. Снятый с вооружения, он был адаптирован под проект Региональной общественной организации «Морской клуб “Звезда”» для создания в центральной части города Москвы культурно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота и был поддержан ветеранами Военно-морского флота России, Правительством Москвы и Министерством обороны. Основной задачей культурно-мемориального комплекса должно было стать патриотическое воспитание молодежи, организация досуга населения и поддержка ветеранского движения.

«Дружный» — судно с богатой и славной историей. Оно отслужило на Балтийском флоте 27 лет. Корабль имел мощное современное вооружение, нес боевое дежурство во многих точках планеты — от Кубы до Средиземного моря, дежурил в районе операции «Буря в пустыне» и участвовал в совместных учениях с НАТО.

В 2003 году завершилась его реконструкция под мемориально-развлекательный комплекс. Было демонтировано оборудование, часть вооружения, а также вырезаны переборки между отсеками, что освободило массу пространства. Тем не менее надстройка с ходовой рубкой оставлена в изначальном виде, что создает «эффект присутствия» на боевом корабле у любого посетителя. Конвертация, ремонт и переоборудование судна производились на судоремонтном заводе «Янтарь» в Калининграде.

Общая площадь объектов инфраструктуры культурно-развлекательного комплекса по проекту составляет более 4000 кв. м. В соответствии с проектом 2003 года в нем могли быть размещены два ресторана на 200 и 70 посадочных мест, киноконцертный зал на 400 мест, дискотека на 200—250 человек, интернет-кафе на 50 человек, зал игровых автоматов для детей на 50 автоматов, торговые павильоны на 30 мест и иные культурно-развлекательные объекты.

Как видим, корабль предоставляет своему будущему хозяину широкие возможности для развития инициативы не только в сфере культуры, но и в сфере развлечений и отдыха, что может позволить проекту выйти на самоокупаемость.

Столь яркий, стильный и необычный объект, как военный корабль, обязательно привлекает внимание СМИ, общественности, потенциальных клиентов, а также оказывает положительное влияние на имидж компании-владельца.

Подобный опыт использования военных кораблей в качестве культурно-мемориального комплекса, объекта истории ВМФ существует во многих городах мира. Например, корабль-музей Belfast, расположенный в одном из самых известных и посещаемых туристами мест Лондона — на набережной Темзы, напротив замка Тауэр и знаменитого Лондонского моста, никогда не бывает обделен вниманием публики. Он хорошо известен благодаря участию в поддержке войск союзников во время их высадки в Нормандии (пляж Gold Juno) утром 6 июля 1944 года. Корабль участвовал в боевых действиях в Корее.

Россияне могли бы воспользоваться английским опытом бережного и трепетного отношения к истории своего Военно-морского флота.

И корабль-музей «Дружный» может стать одной из достопримечательностей центра столицы, тем более что СКР «Дружный» считается одним из самых красивых кораблей Военно-морского флота РФ, а также может содействовать патриотическому воспитанию молодежи и ветеранскому движению.

Примеры эффективного использования надводных кораблей-музеев мы имеем и в России. Самым ярким из них является, конечно, легендарная «Аврора» в Санкт-Петербурге. «Дружный» — судно, бесспорно, более современное, интересное и комфортабельное — может дать его будущему владельцу не меньший положительный эффект.