Как повысить качество образования?


Текст | Елена СЕРГЕЕВА


28—29 ноября в ГК «Рэдиссон Славянская» прошел VII Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений, организованный ГК «Открытый Диалог».

Форум включал в себя три конференции, предназначенные для руководителей учреждений общего образования, начального и среднего профобразования, высшего образования. Проходили эти мероприятия в параллельном режиме. Также в рамках форума состоялась Всероссийская конференция руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Общим для всех участников стало пленарное заседание. Открыл его руководитель отдела науки и образования Посольства Германии в России Карстен Хайнц. Он отметил, что Германия заинтересована в развитии сотрудничества между нашими странами, в том числе в сфере образования. Несколько крупнейших немецких компаний уже открыли заводы на территории России, для соблюдения стандартов качества этим предприятиям необходимы высокопрофессиональные специалисты, и поэтому немецкие производители готовы финансировать их подготовку.

Докладчик также напомнил, что 23 мая 2011 года в Москве был открыт Российско-Германский год образования, науки и инноваций. Проект проходит под девизом «Партнерство идей». Это же и главная его цель — объединить усилия двух стран для проведения научных исследований, реализации инновационных проектов, поддержки молодых ученых и развития профобразования. Особенно важно, что инициативы рассчитаны на активное участие в нем городов и регионов.

По словам представителя германского посольства, сейчас усилия правительства страны направлены на повышение качества образования. Так, ожидается, что 20-летний учащийся университета будет свободно владеть минимум двумя языками, иметь полтора года практики в зарубежных компаниях и стаж работы не менее трех лет. «Все это обусловлено усиливающейся глобализацией и открытостью рынков в Европе. Требования к выпускникам все более ужесточаются, причем стремительными темпами», — отметил господин Хайнц.

В том, что образование является экономическим локомотивом страны, уверен и ректор Российского нового университета Владимир Зернов. Правда, по его словам, российское образование сейчас является скорее стагнатором — прежде всего потому, что активно не занимается инновационной деятельностью. Как результат — в «рейтинге изобретательных стран» Россия занимает лишь 36-ю строчку. И если в странах ОСЭР вклад инновационной составляющей в рост экономики составляет 60—90%, то в России — всего 4—7%.

Чтобы исправить ситуацию, эксперт предлагает оценивать учебные заведения «не по брэндам и освоенным финансовым ресурсам, а по их вкладу в экономику». Кроме того, он выступает за финансовую поддержку из федерального бюджета тех негосударственных вузов, которые показывают хорошие результаты в инновационной деятельности.

Что касается средних профессиональных учебных заведений, то об их эффективности лучше судить по соответствию их деятельности потребностям рынка труда. Такое мнение высказал на форуме президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин. Он уточнил, что имеет в виду несколько конкретных критериев, в том числе объемы и направления подготовки, востребованность выпускников, соответствие их трудоустройства профилю подготовки.

По словам Виктора Дёмина, сейчас в нашем профессиональном образовании есть серьезные системные проблемы: оно не опережает потребности развивающейся экономики и недостаточно быстро интегрируется в мировую систему образования. Ссузы не успевают реагировать на демографические изменения и пока не могут конкурировать с вузами. Решить эти вопросы призвана модернизация системы среднего профобразования. Ускорить этот процесс, как считает эксперт, поможет развитие устойчивых связей образовательных учреждений с лидерами модернизации экономики и усиление участия регионов.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, говоря об общем образовании, остановилась на вопросах реорганизации учебных заведений. По ее словам, Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» создает условия для равной конкуренции и ориентации образовательных учреждений на результат. «Это позволит отсечь слабые программы и поддержать конкуренцию не по цене, а по качеству», — считает эксперт. Ирина Абанкина также добавила, что «закон предоставляет право распоряжения внебюджетными ресурсами и обеспечивает переход от финансирования учреждений к финансированию их деятельности, в чем заключается баланс эффективности и социальной ответственности».

В рамках форума прошла Международная специализированная выставка «Индустрия образования — 2011», которая включала восемь основных направлений: ИКТ, обучающие и развивающие программы, учебно-лабораторное оборудование, литература и специализированные издания, услуги для учреждений образования, услуги по трудоустройству молодежи.