Экология дорожного движения


Текст | Инга ДМИТРИЕВА

Самым ярким и знаковым событием года для международного транспортного сообщества уже по сложившейся традиции стала «Транспортная неделя — 2011», прошедшая в Москве под эгидой Министерства транспорта РФ. Более 3000 представителей бизнеса приняли участие в обсуждении актуальных вопросов функционирования и развития транспортного комплекса России, а также его дальнейшей интеграции в мировую транспортную систему.

В числе мероприятий «Транспортной недели» — II Международный конгресс «Организация дорожного движения в Российской Федерации», Международный дорожный конгресс «Инновации в дорожной инфраструктуре», Всероссийский фестиваль творчества и III Общероссийская спартакиада студентов транспортных вузов. Ключевыми событиями «Транспортной недели — 2011» стали V Юбилейный международный форум и выставка «Транспорт России».

Транспортный комплекс России развивается в унисон всей экономике страны и мира. За последние пять лет период беспрецедентного подъема и мощных финансовых вливаний в инфраструктурные проекты сменился финансовым кризисом, который транспортная отрасль переживала вместе с другими. Затем наметился медленный, но стабильный выход на прежние рубежи. Все эти изменения, новые тенденции, внедрение современных технологий, борьба за сохранение кадрового потенциала выносились на дискуссионные площадки форумов и выставок «Транспорт России», вот уже пятый год проходящих под патронатом Министерства транспорта РФ.

Лейтмотивом форума звучала тема безопасности и экологии транспорта, актуальная не только для России.

«Говоря сегодня о безопасности наших граждан, защите их жизни и здоровья, нельзя не придать значения теме экологичности транспорта, снижения его вредного воздействия на окружающую среду, а также тем мерам, которые необходимо принять для этого», — сказал в своем выступлении на форуме министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, выступая на пленарном заседании форума, призвал средний бизнес активнее обращаться в агентство с идеями проектов, которые могут найти поддержку. Среди основных критериев отбора проектов — их реализация с применением новых, не используемых ранее в России технологий, а также повышение эффективности использования ресурсов, энергоэффективности и защита окружающей среды.

Международный конгресс «Организация дорожного движения в Российской Федерации» был посвящен этой важной теме неслучайно: Россия стоит на пороге событий глобального значения, таких как Саммит АТЭС–2012 во Владивостоке, Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани, зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года. Вопрос организации дорожного движения стал новой функцией для Министерства транспорта РФ. Игорь Левитин подробно рассказал о проделанной за прошедший год подготовительной работе по созданию необходимой нормативной базы и системы управления движением. Так, например, реализуется Концепция государственной стратегии по организации дорожного движения. Принятый в апреле этого года Федеральный закон №69 упорядочил работу легковых такси, предоставил регионам полномочия по введению временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Этим же законом региональным властям дано право на создание парковок, в том числе на платной основе.

Продолжается работа над проектом закона о требованиях по строительству заездов к «объектам массового тяготения», исключающих образование заторов при их присоединении к автодорогам. Проходит процедуру согласования проект нормативного правового акта Минтранса о требованиях к разработке, утверждению и реализации проектов и схем по организации дорожного движения. Ряд документов находится в стадии разработки: Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года, Государственная стратегия в сфере организации дорожного движения до 2025 года.

Министр отметил, что проведенный анализ, а также мировой опыт свидетельствуют о том, что перегруженность улично-дорожной сети не всегда имеет транспортные причины. Чаще всего причины кроются в градостроительных ошибках, отставании темпов строительства дорог от уровня автомобилизации, низкой конкурентоспособности общественного транспорта по сравнению с личным. «Вопросы организации дорожного движения должны учитываться еще на стадиях разработки генеральных планов территорий, — сказал министр. — Зарубежная практика свидетельствует, что, наряду с инфраструктурными мерами, решение возможно также за счет комплекса мер управленческого и информационно-технического характера». Поэтому в Минтрансе приступили к разработке Федерального закона «Об организации дорожного движения», предварительные положения которого обсудили участники конгресса.

В Международном дорожном конгрессе «Инновации в дорожной инфраструктуре» приняли участие около 150 представителей международных дорожных организаций, научного сообщества, ведущих компаний, работающих в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автодорог, специалистов в области экологии и безопасности дорожного движения из 42 стран Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. «На современном этапе автодороги становятся сферой интенсивного внедрения инноваций, высоких технологий, оказывающих существенное влияние на улучшение функционирования автомобильного транспорта», — сказал председатель конгресса, член совета директоров Международной дорожной федерации Леонид Козлов.

Темами обсуждения на конгрессе стали инновационные методики развития и модернизации региональной дорожной сети, инновации в технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд, проблемы автомобильных перевозчиков, интегрированная система управления активами в жизненном цикле автодорог и многие другие актуальные вопросы.