D&O — страховка для директора



Текст | Владимир КРЕМЕР, руководитель отдела страхования финансовых рисков ЗАО «Чартис»

Почему полезно страховать ответственность боссов?

Услуга cтрахования ответственности директоров (D&O) впервые появилась на мировом рынке в 30-е годы прошлого века в синдикатах лондонского «Ллойдс» (Lloyd’s), но до середины 60-х годов не получила широкого распространения.

В 60-е происходят изменения в толковании законодательства о ценных бумагах США, следствием которых стал реальный риск возникновения существенной ответственности руководства, а не только компании. С этого времени страхование ответственности активно применяется и в Соединенных Штатах, и в других развитых странах.

Помощь при претензиях

Суть страхования ответственности директоров заключается в следующем. Если руководитель своими ошибочными решениями или небрежными действиями наносит ущерб интересам третьих лиц, ему может быть предъявлен иск или претензия со стороны акционеров, сотрудников, кредиторов, клиентов и других лиц. В этом случае все убытки, связанные с судебными расходами, возмещаются за счет полиса страхования. Cтраховщик не представляет интересы клиента непосредственно в суде, но оплачивает все услуги, связанные с судебными разбирательствами.

Данный вид страхования эффективен с учетом конфликта интересов, с которым сталкивается любой член совета директоров, являющийся представителем мажоритарных акционеров. С одной стороны, по закону член совета директоров обязан действовать в интересах общества, но, с другой стороны, он все-таки должен отстаивать интересы той группы акционеров, которая его назначила. Например, некоторые миноритарные акционеры хотят, чтобы компания действовала более рискованно, в свою очередь, представители с более крупной долей противодействуют этому как раз через своего так называемого ставленника.

В конце концов миноритарии или даже партнеры обвинят совет директоров в том, что отказ от более рискованной политики принес им ущерб. В этом случае полис D&O призван урегулировать ситуацию.

Российская история D&O

В России данная услуга стала доступна в 1996 году, когда был выдан первый полис D&O, и получила активное развитие в связи с выходом российских компаний на западные биржи для привлечения дополнительных капиталов, а также с появлением в российских компаниях независимых директоров — ставленников других компаний и иностранных руководителей.

Персональная ответственность руководителей за принимаемые решения установлена Гражданским кодексом и законом «Об акционерных обществах». В случае если руководитель своими ошибочными решениями или небрежными действиями наносит ущерб интересам третьих лиц, ему может быть предъявлен иск или претензия со стороны акционеров, сотрудников, кредиторов, клиентов и т.д.

Риск руководителя компании увеличивается за счет того, что он потенциально несет ответственность за любые действия или упущения компании, даже если он сам не принимал участия в принятии решения и соответствующие действия/бездействия были допущены другими должностными лицами компании или лицами, имеющими доверенность от компании.

Риск по умолчанию лежит на руководителе, даже если он не знает о совершении от имени компании действий, которые могут привести к его ответственности.

Российские особенности

Различие в восприятии данного вида страхования между Западом и Россией заключается в опыте и менталитете российских заказчиков страховых услуг. Это характерно для любого вида страхования: потребители услуг воспринимают страхование в первую очередь как расход, а не как мероприятие по защите активов — следовательно, и отношение к нему соответствующее.

Кроме того, небольшое количество профессионалов в этом сегменте страхования обусловлено отсутствием у большинства страховых компаний необходимого опыта и компетентности в данной области. Самая сложная часть для большинства страховых компаний — это оценка риска, включая финансовый анализ и анализ всей документации, относящейся к ценным бумагам компании.

Функции полиса

Основная задача полиса D&O — защита имущественных интересов директора в случае подачи иска против него. Полис покрывает ущерб, который причинен в результате неверных управленческих решений, неосторожных высказываний, неверных действий. Однако исключением является уголовная ответственность.

Иск может быть подан компанией, государством, миноритарными акционерными, сотрудниками и другими третьими лицами. Страховая компания берет на себя компенсацию расходов, связанных с защитой директора, и в конечном счете возмещает сумму ущерба, установленную решением суда. Кроме того, есть много других случаев, когда полис D&O будет полезен: необоснованные административные и уголовные меры против директоров, экстрадикция и даже PR-расходы на борьбу с негативной информацией в социальных сетях.

Существует заблуждение, что в России отсутствует практика подачи иска к директорам. На самом деле такие иски есть, и они измеряются миллиардами рублей. По опубликованным данным ЦБ РФ, с 2005 года по июль 2011 года в соответствии со вступившими в силу решениями российских судов 30 руководителей российских банков привлечены к гражданской ответственности на общую сумму более 5 млрд руб.

Примеры разбирательств

У нашей компании было несколько страховых случаев, связанных с подачей исков в российские суда. Например, компенсация расходов на расследование и защиту в уголовном процессе по обвинению главного бухгалтера одной известной российской компании в уклонении от уплаты налогов. Уклонение выражалось в проведении расходов в другом налоговом периоде, то есть главный бухгалтер списал расходы в конце года, а налоговая инспекция считала, что это должно было быть сделано в следующем году. Пока шли следствие и суд, кончилась исковая давность, однако на этот момент компанией «Чартис» уже были возмещены расходы на защиту на сумму около $200 тыс.

Другой пример — компания в сфере общественного питания: сотрудник подал иск к директору о ненадлежащем исполнении трудового договора. Расходы на защиту составили $200 тыс.

Растущий рынок

Количество полисов D&O в России неуклонно растет. Последние законодательные инициативы свидетельствуют о смещении акцента в сторону личной ответственности руководителей и членов совета директоров и повышения внимания к этому вопросу со стороны государства.

Недавно в первом чтении был принят пакет законов, которые уже более конкретно говорят о гражданской ответственности директоров, о возможности ее страхования и заставляет взглянуть на этот вопрос по-новому.

На рынке работает ряд компаний, занимающихся D&O, и объем оказания данной услуги год от года увеличивается.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте