120 федеральных функций могут передать регионам

25 ноября 2011 года в Центре международной торговли состоялась Всероссийская конференция «Региональная Россия: эффективное перераспределение полномочий между различными уровнями государственной власти (федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления)». В форуме, организованном Региональной общественной организацией «Центр социально-экономических стратегий», приняли участие заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов, губернатор Кировской области Никита Белых, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Захаров, десятки глав органов местного самоуправления, представители предпринимательского и экспертного сообщества.

По сути, форум стал первым публичным обсуждением реформы межбюджетных отношений, системы налогообложения и распределения властных полномочий, перешедшей в активную фазу. Напомним, по распоряжению президента РФ от 27 июня 2011 года, две рабочие группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина вырабатывают консолидированное понимание того, как именно будут перераспределяться полномочия между уровнями власти. Они уже готовы представить соответствующие предложения Дмитрию Медведеву в начале декабря.

Участники конференции сошлись во мнении, что передача дополнительных полномочий по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами должна произойти с переходом к новой практике функционирования местных сообществ, региональных (муниципальных) образований. Важно сделать упор на приоритеты перспективного местного самоуправления, избавляясь от дотаций или субсидий ради получения сиюминутного эффекта.

Открывая форум, Александр Захаров напомнил, что власть, бизнес и общество формируют новую повестку дня — Стратегию-2020. «И сейчас в рамках этой стратегии особенно важно не просто перенаправить больше денег в регионы, но и стимулировать тех, кто активно работает. Здесь особую роль играет хороший инвестиционный климат. Ведь каждый миллиард рублей, вложенный в экономику региона, создает как минимум 250 постоянных рабочих мест и обеспечивает 200 млн руб. налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Только при таких условиях на местах появляется возможность развиваться опережающими темпами», — считает Захаров.

В этом году на стимулирование регионов, повышающих налогооблагаемую базу и улучшающих инвестиционный климат, было выделено 10 млрд руб. Изначально эти средства планировалось направить в региональные инвестиционные фонды, чтобы они работали по принципу: на один рубль государственных денег — пять-семь рублей частных инвестиций, сообщил Роман Панов. «К сожалению, убедить Минфин довести эти деньги до региональных инвестиционных фондов не удалось. Поэтому они сейчас будут тратиться на поощрение 20 лучших субъектов. Кто из них на самом деле лучший — вопрос спорный. Но мы продолжаем работу с Минфином, учитывая, что есть распоряжение Правительства РФ №880 о методике создания региональных инвестиционных фондов», — сказал Панов.

В свою очередь Никита Белых заметил, что самый крупный инвестор сейчас — это государство. «И в привлечении госинвестиций никаких правил нет, — посетовал он. — Получает тот, кто правильно улыбнулся в нужном месте и в нужное время. И, кстати, главный вопрос частных инвесторов, которые это тоже отлично понимают: а в каких отношениях власти данного региона с федеральными властями? Кроме того, есть надзорные, контролирующие органы, которые губернатору не подчиняются, а бизнес от них напрямую зависит».

Роман Панов в продолжение этой темы сообщил, что сейчас результатом деятельности рабочих групп, созданных по распоряжению президента, стали детально проработанные предложения о передаче субъектам РФ полномочий территориальных органов исполнительной власти, которые находятся в этих регионах. «Обсудили полномочия 29 территориальных органов. Предложено передать полномочия 18 органов на местный уровень, в среднем по пять — восемь полномочий от каждого ведомства. Всего же на региональный уровень предполагается передать до 120 таких полномочий. Если предложения будут приняты, около 100 тыс. федеральных чиновников должно сократиться», — проинформировал Роман Панов.

По данным заместителя министра, все регулятивные полномочия остаются за федеральным центром и в обозримом будущем не будут передаваться субъектам. Передаются лишь контрольно-надзорные и исполнительно-распорядительные функции. Среди них обеспечение санитарно-эпидемологического благополучия населения, защита прав потребителей и потребительского рынка, охрана и воспроизводство объектов животного мира, водных биологических ресурсов, окружающей среды, государственный земельный мониторинг и контроль, пожарная безопасность, безопасность на водных объектах, охрана труда.

«Есть ряд существенных проблем, — отметил Панов. — Когда мы проанализировали предложения, поступившие из всех регионов, оказалось, что 90% противоречат друг другу. Далее, 4659 федеральных полномочий, в том числе отраслевых, реализуется в субъектах — это очень много. Даже если убрать 1150 незначительных или локально-организационных, все равно работа получается даже сложнее, чем мы предполагали изначально. Поэтому решения по вопросам дальнейшего разграничения полномочий продолжают нуждаться в конкретных, структурированных предложениях с мест».