Точечная энергоэффективность



Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Экономия энергии остается личным делом.

Перманентный рост тарифов на электроэнергию заставляет россиян задуматься об энергоэффективности жилья и офисов. Маловероятно, что дело дойдет до скандинавского варианта с ветряками, но инициативы снизу и нормативное регулирование этого вопроса уже позволяют проследить некоторые тенденции к экономии энергозатрат.

Высокие цены на энергоносители давно заставили Запад вдумчиво относиться к потреблению энергии, в том числе и в индивидуальном жилье. Потемкинские деревни в виде умных домов, настроенных на автономное энергоснабжение и ресурсосохранение, появились и в России.

Но это лишь единичные примеры. Общегосударственная политика в сфере повышения энергоэффективности жилищного сектора только начинает формироваться.

Денег нет?

Формально до конца 2012 года продолжает действовать Закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирных домах имеют шанс получить бюджетную субсидию на капитальный ремонт в размере 95% от его стоимости. Но средства ЖКХ не сопоставимы с реальными потребностями жилищного сектора в модернизации.

И все же подвижки есть. Впервые за много лет разговоры об энергоэффективности многоквартирных жилых домов и офисов оформились в новый нормативный акт: приказ Минрегиона №262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», вступивший в силу в прошлом году. Требования, вводимые законом, направлены на снижение нерационального расхода энергоресурсов при строительстве, реконструкции, проведении капремонта и эксплуатации зданий.

Однако применение этих требований в момент строительства не даст должного эффекта, если задача энергоэффективности никак не решается в процессе эксплуатации. А с этим дело обстоит сложнее.

Согласовать интересы

Для собственников жилья финансирование повышения энергоэффективности рассматривается как вложение средств в улучшение качества жизни и капитализацию собственной недвижимости. Управляющая же компания считает такие вложения инвестиционным проектом, для реализации которого важны показатели окупаемости и рисков. Соединить одни интересы с другими получается пока с трудом.

Практикуемая накопительная модель формирования средств на капитальный ремонт в виде ежемесячных платежей собственников жилья позволяет проводить только капитальные ремонты и не решает задачу экономии энергии при эксплуатации зданий. Для оптимального энергосохранения необходимо дорогостоящее оборудование и современное утепление зданий.

Поэтому даже при большом желании экономить энергию ни собственники жилья, ни управляющие организации в отдельности не могут справиться с этой задачей без привлечения заемных средств.

На этом этапе желание превратить свой дом в энергоэффективную систему наталкивается на непреодолимое препятствие: получить кредит на приемлемых условиях для реконструкции жилого здания в российских условиях практически невозможно.

Эти инициативы легко реализуются тогда, когда в нем участвуют все жильцы дом. В международной практике кредитования объединений собственников жилья кредиторы исходят из того, что подобное объединение — юридически стабильная организация. В России же вопрос так не стоит.

Варианты решения

Пока что можно отметить лишь единичные примеры энергоэффективной реконструкции недвижимости, проведенной при участии банков, управляющих компаний и частных лиц. Причем значительная часть подобных проектов реализуется в отношении зданий, имеющих большие офисные площади. Банки не очень охотно вкладываются в такие проекты ввиду отсутствия интереса государства к поддержке подобных инициатив.

За границей дело обстоит принципиально по-другому. Во многих европейских странах для энергетической реконструкции жилья созданы специальные гарантийные агентства, предоставляющие банкам гарантии по кредитам на эти цели.

Два года назад впервые на правительственном уровне был поднят вопрос о господдержке собственников недвижимости при проведении энергоэффективной модернизации зданий. Причем речь шла не только о жильцах многоквартирных домов, но и о владельцах офисных помещений.

В качестве финансовой поддержки энергоэффективного переустройства обсуждалось предоставление товариществам собственников жилья целевых бюджетных субсидий. Это уменьшило бы траты собственников и проценты по кредиту.

Работа по повышению энергоэффективности жилых и офисных зданий в городах-миллионниках постепенно начинает превращаться в бизнес по заключению энергосервисных контрактов. Как правило, собственники здания заключают с энергосервисной компанией договор, целью которого является достижение определенных показателей повышения энергоэффективности здания.

Оплата работ осуществляется за счет разницы между стоимостью энергетических ресурсов, определенной расчетным путем, и стоимостью фактически потребленных ресурсов. Обслуживающая компания поставляет оборудование, которое позволяет измерять и регулировать энергопотребление в здании с максимальным учетом погодных условий, так называемые индивидуальные тепловые пункты.

Этот подход позволяет перевести проблему энергоэффективности в сферу практического решения.


КОММЕНТАРИИ БИЗНЕСМЕНОВ


Александр Широков, директор департамента интеллектуальных зданий компании КРОК:

Энергоэффективные решения приобретают сейчас особую важность, ведь тарифы на электроэнергию постоянно растут. Уже сейчас цены на энергию для большинства компаний в Москве и Московской области сравнимы с ценами в крупнейших мегаполисах США. Кроме того, в планах России — модернизация энергогенерирующей и сетевой инфраструктуры, а также вступление в ВТО, что тоже повлияет на ценообразование. Все это показывает, что рост тарифов на электроэнергию продолжится опережающими инфляцию темпами.

Определенные меры для повышения энергоэффективности предпринимает Правительство России. 23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон №261, направленный на сокращение энергопотребления. Для организаций с участием государства это важный аргумент в пользу экономии энергии. Впрочем, энергоэффективные решения выгодны и для самих компаний, особенно если у них есть крупные центры обработки данных. Именно затраты на электроэнергию составляют весомую часть бюджета, выделяемого на эксплуатацию таких центров. Применение энергоэффективных технологий в офисных и административных зданиях сокращает платежи за электричество, которые могут составлять несколько миллионов долларов в год, а также обеспечивает соответствие международным стандартам экологичности и энергоэффективности.

В своих проектах КРОК активно применяет энергоэффективные решения, ведь они позволяют нам и нашим заказчикам сокращать операционные издержки при эксплуатации крупных объектов. Например, в одном из наших аутсорсинговых дата-центров установлены дизель-кинетические источники бесперебойного питания. С их помощью мы повысили совокупный КПД нашей системы электроснабжения с 91% до 98%, система стала гораздо надежнее, кроме того, существенно сократился объем площади, необходимой для размещения инфраструктуры дата-центра. Помимо этого, мы применяем системы кондиционирования с режимом free cooling, существенно сокращая потребление электроэнергии зимой и в межсезонье.

Энергоффективные решения используются и для создания систем освещения. На базе нашего офиса создано несколько опытных зон для оценки эффективности решений, используемых в этой области. Они позволяют нам сравнить два подхода к энергоэффективности: принципиально новые источники света и улучшенные традиционные, выполненные из высококачественных компонентов.

Кроме того, в наших новых проектах планируется применение инновационных решений, пока мало представленных на российском рынке. Уже сейчас мы предлагаем заказчикам решения с использованием геозондов, систем на базе свободного охлаждения и гелиотермических систем.

Артем Ситников, партнер компании Financial Consulting Group (FCG):

После распада СССР произошел спад потребления электроэнергии. Однако с середины 90-х годов наметился устойчивый рост потребления. По прогнозам аналитиков, к 2012 году объем потребления может достигнуть уровня 1990 года. В мировом масштабе непрерывный рост потребления электроэнергии происходит с начала прошлого века. Значительную часть этого роста компенсировало развитие атомной энергетики. Однако после аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии многие страны заявили о пересмотре и даже сворачивании своих программ развития ядерной энергии. Компенсировать эти ядерные мощности за счет газовой и угольной генерации, скорее всего, не удастся.

Кроме того, кризис 2008—2009 годов и сопровождающий его спад производства привел к существенному росту удельных расходов на электроэнергию, показав неэффективность ее использования.

Таким образом, одним из важных направлений развития энергетики можно считать работу по повышению энергоэффективности.

Государство осуществляет значительные шаги в этом направлении. Так, в соответствии с приказом президента в 2009 году Минэнерго России разработало проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года. Министерство энергетики РФ сформулировало задачи следующим образом: обеспечить рост экономии электрической и тепловой энергии, полномасштабно модернизировать генерирующие мощности, повысить эффективность электросетевого комплекса и повысить энергоэффективность. Рост энергоэффективности приведет к снижению доходности электропроизводящих компаний, которые будут компенсировать свои убытки за счет повышения тарифов, что скажется на потребителе, а также будет способствовать энергосбережению. В рамках стратегии развития электросетевого комплекса и повышения эффективности планируется снизить потери электроэнергии и повысить качество предоставляемых услуг. Для осуществления запланированных мероприятий необходима модернизация электрических сетей на базе прогрессивных технологий. Это позволит снизить потери электроэнергии в сетях с нынешних 11% до 8% к 2030 году. Также необходимо обновление распределительного сетевого комплекса, который сейчас на 35—40% состоит из оборудования зарубежного производства. Для этих целей необходимо порядка 3 трлн руб.

Важным аспектом является подготовка кадрового состава для электроэнергетики, так как отсутствие квалифицированных сотрудников зачастую становится причиной ряда аварий и форс-мажоров. Необходимо обеспечить создание и поддержку системы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала компаний в процессе работы, развитие технической и методологической базы обучающих центров, внедрение новых технологий обучения. Стоит также не упускать из внимания расширение сотрудничества компаний отрасли с профильными высшими и средними учебными заведениями, формирование компаниями долгосрочных заказов на подготовку специалистов.

Кроме того, нельзя забывать о других направлениях повышения энергоэффективности, таких как:

• утилизация попутного нефтяного газа;

• увеличение коэффициента использования нефти и глубина переработки нефти;

• повышение КПД генерирующего оборудования.

По оценке Минэнерго, на реализацию этих мероприятий потребуются инвестиции порядка 10 трлн руб. Привлечение лишь частных инвесторов приведет к существенному росту тарифов, к чему могут быть не готовы потребители. Таким образом, для проведения мер по повышению энергоэффективности необходимо привлечение государственного финансирования, и об успешности запланированных мероприятий можно будет говорить не раньше чем через пять — десять лет.

Ольга Архангельская, председатель правления RICS в России и странах СНГ:

Сегодня все приходят к тому, что уделять внимание исключительно финансовой стороне деятельности недостаточно для дальнейшего успешного развития в условиях меняющейся экономики и возникающих экологических вопросов. В связи с этим во всем мире активно развиваются «зеленые» технологии, в том числе относящиеся к экологическому строительству. Застройщики и государственные власти уделяют все больше внимания вопросам энергоэффективности в строительной отрасли, что в свою очередь вызывает оживление среди производителей энергосберегающих материалов и оборудования.

Стоит подчеркнуть, что энергоэффективность является неотъемлемой частью более комплексного экологического подхода к строительству. Помимо экологических преимуществ (снижение выбросов углекислого газа в атмосферу), есть и экономическая выгода, уже просчитанная специалистами. Весной 2010 года мы сравнили экономические показатели строительства «зеленых» объектов в России и европейских странах, определили основные различия. Одним из таких расхождений как раз является экономия на эксплуатационных расходах и подключении к энергосетям. В Европе экономия в процессе эксплуатации здания ощутима в силу высоких тарифов на электроэнергию, и во многих случаях применение энергосберегающих технологий окупается именно в процессе эксплуатации. В России тарифы пока значительно ниже европейских, и экономия в процессе эксплуатации объекта не так критична, зато велика стоимость и сложность подключения к инженерным сетям. При эффективной организации здания мощностей для его эксплуатации требуется меньше, а значит, получать разрешения нужно на меньшие лимиты. Это значительно снижает затраты: по экспертным оценкам, на 30%.

Арендатор такого энергоэффективного здания в свою очередь получает возможность снизить расходы на электроэнергию, водоснабжение за счет эффективного контроля и современного оборудования. Несмотря на то что в России коммунальные расходы пока значительно меньше европейских и экономический эффект не так очевиден, в процентном отношении снижение расходов значительно: до 20% доходит экономия электроэнергии и до 45% экономия потребления воды.

Кроме этого, сбережению ресурсов может способствовать корпоративная инициатива «зеленый офис», основным принципом которой является правило трех R: Reduce, Reuse, Recycle (сокращение, многократное использование, переработка). Благодаря усилиям сотрудников происходит значительное сокращение затрат на электроэнергию, тепло, воду и расходные материалы. Для компаний этот аргумент является вполне весомым, чтобы следовать «зеленым» рекомендациям. В крупном бизнесе эта экономия особенно заметна, поэтому, например, в компании Ernst & Young такие принципы действуют уже давно. Среди других социально ответственных компаний — SchneiderElectric, Johnson Controls, Google, Black Stone, КАМАЗ, «Оптиком», UPECO и корпорация Intel, чей московский офис организация «Гринпис Россия» официально признала в 2010 году как офис, соответствующий высоким экологическим нормам.

К наиболее популярным и доступным мерам для снижения потребления электроэнергии можно отнести, например, установку энергосберегающих ламп и приборов, систем для автоматического регулирования освещения; максимальное использование естественного света. На корпоративном уровне можно разработать и внедрить правила по энергосбережению, побуждающие сотрудников выключать осветительные приборы при достаточном дневном свете, вынимать из розеток зарядные устройства, отключать оргтехнику в конце рабочего дня.

Государство также принимает усилия по внедрению «зеленых» стандартов на законодательном уровне: был принят новый Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», предусматривающий требования к использованию архитектурных и инженерных решений, влияющих на энергоэффективность зданий; к оборудованию и технологиям, используемым в зданиях; к технологиям и материалам, применяемым в процессе строительства; к назначению ответственных лиц для внедрения мер по энергосбережению. Закон устанавливает достаточно жесткие законодательные рамки для участников сектора недвижимости. В целом направление выбрано верное, но, помимо предписывающих мер, возможно, стоит рассмотреть стимулы для инвесторов для более эффективного развития этой отрасли.

Валерий Андреев, заместитель директора по науке и развитию компании ИВК:

Сегодня энергоэффективность важна как никогда. Результат борьбы за нее выходит далеко за рамки экономии стратегически важных ресурсов в кризисный период и снижения экономической нагрузки на заказчика в части поддержания ИТ-инфраструктуры. Стремление к энергоэффективности также серьезно меняет подходы к формированию предложений компаний, занимающихся сборкой и продажей компьютерной техники. Например, малое энергопотребление процессоров уже привело к замене вентиляторов охлаждения (кулеров) на радиаторы. Такое, казалось бы, незначительное изменение позволило существенно уменьшить форм-фактор готовых изделий, снизить энергопотребление блоков питания и в итоге улучшить обслуживание техники. Это особенно существенно для вычислительной техники, выполненной в формате встраиваемых блоков. Столь же важно это и для серверных решений, для формирования ЦОДов. Вместе с постепенным внедрением «жестких дисков» без вращающихся деталей все названные усовершенствования ведут к созданию моделей, для которых обслуживание может вообще не понадобиться. Это казалось фантастикой еще пару лет назад.

Теему Хелпполайнен, первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» концерна ЮИТ:

Энергоэффективность — одно из ключевых преимуществ концерна ЮИТ на всех рынках присутствия. В Европе энергоэффективные технологии пользуются высоким спросом, и дело не только в том, что их применение позволяет минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде. Для рациональных европейцев важно то, что «зеленые» технологии позволяют значительно снизить эксплуатационные расходы, прежде всего на тепло- и электроэнергию, так как стоимость этих услуг в странах ЕС намного выше, чем в России. Большую роль в формировании спроса на энергоэффективные технологии также играет возможность с их помощью создавать в помещениях оптимальные для жизни и работы условия, что проявляется в отсутствии сквозняков, свежем воздухе и равномерном распределении тепла.

Сегодня в России спрос на энергосберегающие системы увеличивается на 10—15% в год. Учитывая, что потребление энергии на душу населения в России втрое выше, чем в странах Евросоюза, этот рост можно охарактеризовать как незначительный.

Президент и Правительство РФ осознают, что в энергосбережении заложен ключ к решению многих экономических задач в нашей стране. Так, например, жилищно-коммунальная сфера, ежегодно расходуя около 60% добываемого топлива, идущего на внутренний рынок, является главным потребителем тепла и энергии. Снижение энергопотребления даст возможность установить на внутреннем рынке рыночные цены на энергоносители, что приведет к значительному оздоровлению энергетического сектора и повышению конкурентоспособности производств. Уже разработаны конкретные планы, в соответствии с которыми к 2020 году энергоэффективность в России будет увеличена на 40%. Однако одного закона недостаточно, нужен комплексный подход к изменению культуры энергопотребления, а также к усовершенствованию законодательной и нормативной базы.

Среди последних нововведений в этой области можно назвать федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который запрещает продажу и производство определенных устаревших систем, используемых в строительной отрасли. Однако данный закон пока содержит очень мало норм прямого действия. Многие документы, принятые на настоящий момент, носят в большей степени декларативный характер, а нормативные акты, устанавливающие конкретные требования по энергоэффективности, пока существуют лишь на стадии проекта.

Тем не менее медленно, но верно пробуждающийся интерес к «зеленым технологиям» дает компаниям-застройщикам основания начинать внедрение энергоэффективных решений при строительстве объектов недвижимости. И хотя с точки зрения энергосбережения ЮИТ-дом, построенный в Финляндии, значительно отличается от того, что предлагается российскому потребителю, все же можно говорить о том, что рынок энергосберегающих технологий в России начинает формироваться.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте