Расчет на эмоции
Текст | Валерия ДЕЛИНСКАЯ
Отставка Кудрина: эмоционально или рационально?
Алексей Кудрин, возглавлявший финансовое ведомство страны в течение последних 11 лет, был отправлен в отставку президентом Медведевым — указ подписан 26 сентября 2011 года. Основанием для указа, как заявила об этом пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, послужило представление премьер-министра.
Тимакова это подчеркнула, утверждая, что сам Кудрин в отставку не подавал, и это полностью расходилось со словами экс-министра финансов. Как бы то ни было, для всех был очевиден прямой и открытый конфликт Медведева и Кудрина, получивший одну трактовку со стороны кремлевской администрации и совершенно иную — со стороны самого бывшего главного финансиста России.
Посмотрим на хронологию событий в истории этой отставки. После примечательной ритуальной «передачи» власти обратно от Медведева Путину на съезде «Единой России» и анонсирования рокировки в тандеме Кудрин, находясь в Америке, заявил, что не станет работать в будущем правительстве, которое возглавит Медведев.
Об их разногласиях с президентом по ряду ключевых позиций финансовой политики страны, и в первую очередь по расходам на военные цели, было известно давно. После открытого заявления Кудрина происходит «жесткое» обращение обиженного президента к главе Минфина с требованием незамедлительно определиться: будет последний «слушаться» и продолжать работать в команде с президентом и премьером или нет. Потом следует отставка Кудрина с поста министра финансов.
Далее, 6 октября премьер Владимир Путин заявляет, что Кудрин остается «членом команды» президента и правительства несмотря на эмоциональный срыв. При этом Путин добавил, что это не только его мнение, но и мнение президента. В свою очередь Медведев через пять дней уведомляет Кудрина о снятии его со всех постов. Премьер не вступает в конфронтацию с президентом по этому вопросу.
Почему действующий премьер, которого Кудрин, к слову сказать, никогда не критиковал, не «вступился» и не предпринял усилий для оставления министра финансов на его должности? Попробую ответить, начиная со второго вопроса.
Путин не стал защищать Кудрина перед Медведевым, как мне думается, потому что не захотел из-за этого конфликта снижать статус и подрывать полномочия президента страны. Делать подобное совсем не в интересах Путина, который собирается вернуться на эту должность уже в довольно скором времени.
Теперь про эмоции в поведении сторон конфликта. С моей точки зрения, все случилось крайне рационально. Кудрин уже очень давно выступал с критикой не только бюджетной политики России, диктуемой тандемом, но и внутриполитического курса вообще. Выходит, что до определенного момента его критика была совместима с властной позицией, поскольку Кудрин действительно был хоть и очень консервативным, но блистательным министром финансов.
В течение столь долгого времени именно Кудрин сдерживал огромное давление на бюджет, способствуя тому, чтобы Россия не зашла в экономический тупик. И именно благодаря Кудрину страна смогла вернуть себе финансовый суверенитет, несмотря на то что министр финансов, разумеется, не принимал политических решений.
Решения эти принимались Путиным, но Кудрин умел показать реальную картину происходящего, вследствие чего ему делегировались самые важные действия по укреплению финансового состояния страны — создание сбалансированного бюджета, обеспечение сбора налогов, выплата иностранного долга, формирование стабилизационного фонда, который помог пережить глобальный финансовый кризис три года назад.
А вот теперь, несмотря на все заслуги Кудрина перед Отечеством и признание во всем мире, ситуация с его критикой президента Медведева зашла слишком далеко.
Отставка Кудрина именно сейчас свидетельствует еще об одном: парламентские выборы в России вышли на свою финальную стадию. Медведев возглавил правящую партию, все менее популярную среди избирателей, и применил популистские меры, чтобы получить дополнительный электорат среди военных — и армии, и заводов ВПК.
Вот и вышло, что президент и одновременно лидер партии уже никак не мог стерпеть удара от вице-премьера. А Алексей Леонидович, зная и понимая, к чему приведут экономику страны и ее финансовую систему популистские решения президента, просто захотел дистанцироваться от будущего провала.
Валерия Викторовна Делинская — вице-президент фонда «Центр политических технологий» (ЦПТ).
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1996 по 1998 год — консультант консалтинговой группы «Имидж-Контакт». В 1998 году — политический консультант ЦПТ, с 1999 года — руководитель исследовательских проектов ЦПТ.
С 2001 года работала в управлении кадровой политики компании ЮКОС руководителем ряда исследовательских и информационных проектов.
В 2005 году стала руководителем департамента корпоративных исследований ЦПТ, с 2010 года — вице-президент ЦПТ.