Дела — у прокурора


Текст | Анастасия КАРПОВА, Николай БОРИСОВ


Учет преступлений передается из МВД в прокуратуру.

В стране полным ходом идет подготовка к передаче из МВД в органы прокуратуры учета преступлений. Что кроется за этой передачей: очередной передел в правоохранительном семействе или оптимизация полномочий?

Проблему комментирует Максим Кошкин, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»:

— С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О полиции”» вступает в силу новая редакция статьи 51 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой на Генеральную прокуратуру РФ возлагается ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и прокурорского надзора. Приказы генерального прокурора РФ по вопросам указанного статистического учета будут обязательны для органов государственной власти.

Фактически, с 1 января 2012 года прокуратура становится субъектом официального государственного статистического учета. Функционально это будет заключаться в периодическом сборе по единой методике информации от органов, осуществляющих уголовное преследование, отражающей состояние борьбы с преступностью на всех ее стадиях, обработке этой информации и подготовке соответствующих выводов и предложений.

Ведение государственного статистического учета соответствует целям деятельности прокуратуры и ее функциям: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Право прокуратуры на истребование статистической информации в рамках координации деятельности по борьбе с преступностью предусмотрено и статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Цель, которую преследует законодатель, возлагая на прокуратуру функции по ведению статистического учета, — получение более объективной, лишенной ведомственной заинтересованности информации о состоянии и динамике преступности, о состоянии дел в сфере борьбы с преступностью.

До настоящего момента статистический учет в рамках своих полномочий ведут и органы внутренних дел, и Генеральная прокуратура РФ, и Судебный департамент при Верховном суде РФ, и другие ведомства, на которые возложены функции по обеспечению правопорядка в соответствующих сферах.

Я не вижу каких-либо организационных или технологических проблем, с которыми может столкнуться прокуратура при ведении статистического учета. Будут созданы (или, могу предположить, уже созданы) соответствующие подразделения, сотрудники которых будут запрашивать, собирать информацию, обрабатывать и анализировать полученные данные, формировать соответствующие выводы и предложения. Тяжелая рутинная работа.

Приведет ли предоставление прокуратуре полномочий по ведению государственного единого статистического учета к получению более объективной статистической информации, покажет практика.